Глава 1. Корреспонденция



Корреспонденция считается одним из основных жанров газетной аналитики. Действительно, в сегодняшней ситуации общей погони за новостью, или сенсацией, корреспонденция как наиболее быстро реагирующий жанр аналитической журналистики является наиболее предпочтительным по сравнению со статьей, обозрением и даже колонкой.

С другой стороны, изложение информации в чистом виде все больше становится уделом электронных СМИ. Газета, даже ежедневная, все больше будет ориентироваться на комментарий к информации, а это собственно задача аналитических жанров и в первую очередь, учитывая оперативность жанра, корреспонденции.

Корреспонденция – это оперативно-комментарийный материал, в котором есть рассмотрение факта-события, помимо основного новостного рассказа, или показа (М.Шостак).

1.1. Корреспонденция как жанр оперативного комментирования: тема, идея, способ оценивания

Эффективнее всего дать характеристику жанрового содержания корреспонденции путем сопоставления его с репортажем. (Срав.: Весь Войнович и Шестеро оглашенных). Эти жанры традиционно сближаются. В западных СМИ корреспонденцию считают жанром новостной журналистики.

Предмет репортажа - актуальное, неизвестное событие, цель - информирование, способ отражения – понятийный и образно реконструирующий («картинка»). Оценка осуществляется, прежде всего, на уроне отбора факта и с помощью комментарийных слов и образов. В чем их принципиальное отличие от жанров аналитики? Репортаж не анализирует, а показывает.

В центре внимания корреспонденции - тоже «горячий» факт. При этом корреспонденция тоже монотемна, она сосредоточена на факте, событии. Однако события эти разные. Для корреспонденции нужен особый материал – событие, о котором просто сообщить не достаточно. Его нужно пояснить, чтобы у читателя не сформировалось ложного представления о нем.

Предмет корреспонденции - факт плюс комментарий. В качестве журналистской новости, тем самым, выступает мнение журналиста о «горячем» факте. Факт корреспонденции не является самоочевидным из-за наличия противоборствующих противоречий. Задача корреспондента: сместить внимание с видимого на невидимое, проявить заложенные в факте противоречия..

Суть различий репортажа и корреспонденции в самом характере события. Анатолий Аграновский утверждал, что «за своим столом журналист решает, этот факт тянет на информацию, этот на корреспонденцию, этот требует обоснования, этот осмысления. … Плохо, когда очерк прикидывается рассказом. Проблема распространения сапог в третьем квартале не нуждается в акварельной раскраске… У каждого жанра – своя сила».

Выявление сущностных свойств факта при его изображение является второй важной (вслед за монотемностью) характеристикой жанрового содержания корреспонденции. Задача корреспонденции – показать, разъяснив. Но не детально рассмотреть, как в статье, например, а показать главное. Соотношения КРС и МОП в корреспонденции связаны с ответом на вопросы: «В свете какой актуальной общественной проблемы это событие необходимо интерпретировать, причиной или следствием какой проблемы это событие является». В этом отношении корреспонденцию отличает от репортажа проблемность, сосредоточенность на главном, а значит, меньшая подробность, большая логичность в описании. Специфика анализа при этом связана с преобладанием индуктивного мышления.

Следующая особенность содержания - о перативное комментирование. Корреспонденция не претендует на полный и завершенный анализ. Она не дает четкий вывод, а лишь подсказку к оценке.

Жанры оперативного комментирования могут быть двух видов. Изображение события и комментарий сплетены: это жанры корреспонденции, мини-рецензии, проблемный репортаж. Второй тип жанров оперативного комментирования сосредоточен не на изображении факта, а на суждении о нем. Это комментарий по следам событий. Наиболее яркий представитель - жанр колонки.

Итак, жанры оперативного комментирования объединяют информационные и аналитические жанры. Принципиальное их отличие в данном случае заключается в том, что в информационных жанрах комментарий это лишь дополнение к основному содержанию. А в аналитических жанрах комментарий тесно переплетен с показом, это синтез описания и анализа.

Не смотря на то, что жанры оперативного комментария не претендуют на глубину анализа, поданная в них оценка должна быть не менее ответственной. ОНА МЕНЕЕ СУБЪЕКТИВНА, НЕЖЕЛИ В РЕПОРТАЖЕ. Важно осознавать, что, как и статья или обозрение, корреспонденция активно, с одной стороны, воспроизводит, с другой - формирует позицию газеты, ее идеологию.

В соответствии с двойственной природой предмета описания в корреспонденции выделяют два ее основных вида – корреспонденция информационная (есть вариант названия – постановочная) и аналитическая.

Важной особенностью жанрового содержания корреспонденции, которая оказывает существенное влияние на характер композиции, является характер способа комментирования, определяемый как «естественная интерпретация». Задачи этой интерпретации заключаются в том, чтобы передать свежую новость (как в репортаже) и прояснить ее, но сделать это так, чтобы комментарий «сливался с фактом».

Корреспонденцию называют коварным жанром. Нужно научиться гармонично сочетать изображение и оценку, чтобы они не выглядели по отношению друг к другу ненужным дополнением. Иначе корреспонденция становится растянутой и скучной.

Затянута для корреспонденции отчетная часть материала «Голливудская улыбка президента Акаева». Впрочем, «излишний» аналитизм этой корреспонденции связан с общей установкой Независимой газеты на четкость и объективность оценок. В Новой газете корреспонденции в соответствии с духом самого издания более динамичны и эмоциональны.

1.2. Приемы скрытого комментария в корреспонденции: особенности оформления позиции автора в корреспонденции

Характер оценки на уровне внутренней организации текста проявляется в выборе формы авторского присутствия. Форма авторского присутствия – это один из важнейших параметров описания внутренней структуры жанра. Каждый жанр предполагает свои предпочтения относительно того, каким образом автор представлен в тексте, каким образом проявляет свою позицию.

Выделяют три основные формы авторского присутствия: автор – участник события, автор - наблюдатель, автор размышляющий, или автор собеседник. В первом случае оценки прямые, более субъективные и эмоциональные (повествование от первого лица), во втором – латентные, комментарий скрыт, отстранен (безличная форма). И в третьем случае происходит объединение позиции автора с позицией читателя. Это предложение совместного размышления. Для нее характерны аналитизм, объективность, логичность, а, следовательно, прямые оценочные аргументы.

Корреспонденция использует как скрытый, так и открытый способы комментирования. При этом в отличие от репортажа преобладающим становится все же вторая форма авторского присутствия - автор-наблюдатель. Не смотря на то, что корреспонденцию лучше писать по результатам собственных контактов, все же при подаче материале важнее оценить, а не показать, поэтому стоит объективизировать оценку.

Приоритет скрытых способов интерпретации сближает корреспонденцию с репортажем. Основные средства оценки факта в репортаже: тщательная работа с подбором цифр, цитат, обобщающие слова и обороты – так называемые комментарийные слова (всего, только, указание на источник информации).

Те же самые способы использует корреспонденция, но более активно, в расширенном варианте. От корреспондента в большей степени, чем от репортера, требуется ответственное употребление срытого комментария. Скрытый комментарий, как 25 кадр, оказывает воздействие не столько на сознание, сколько на подсознание, поэтому пользоваться им нужно грамотно и со всей ответственностью.

Скрытый комментарий бывает попутным и образным.

Попутный комментарий – это комментирующие эпитеты, наречия, комментирующие обороты.

В последнее время нередко журналисты используют иронически окрашенные комментарии: «Местные СМИ слегка подискутировали на эту тему»… «бюрократическая анкета»; парафраз – канцелярское творение; ироничное усиление наречия: «нынешняя перепись по времени совпадает с 450-летием взятия Казани воинами Ивана Грозного, и как, мероприятие, затеянное Москвой, воспринимается татарами чрезвычайно обостренно»; ключевое обобщающее слово в начале текста, особенно если начало выделено в лид, или подзаголовок: «Годовщина поражения Грузии в войне с Абхазией ознаменовалась новым обострением отношений»; ироничный вариант обобщающего комментария: «Совет федерации взялся сделать государство информированным»

Введение комментарийных слов должно быть своевременным и точным. Вот антипример оформления начала корреспонденции, когда обобщающий зачин из-за неточного выбора оценочного эпитета не выполняет своих функций: «Любопытный прецедент создан осенью в столице Черноземья» (Фашизма в Воронеже бояться…). Прецедент создан в связи с фактом уже не просто бытового, а общественно наступательного национализма, повод – весьма серьезен, и «любопытным» его называть не следовало бы.

Цитата – еще одно из выразительных средство скрытого комментария, интерпретации события. Важно помнить, что автор корреспонденции отвечает за тон цитаты.

Корреспонденция «Как и девять лет назад» построена на цитировании заявления МИДа Абхазии по поводу взрывов в Гальском районе. В заявлении взрывы названы террактом, организованным официальными структурами Грузии. Корреспондент тщательно закавычивает наиболее острые выпады заявления, однако, сама подробность цитирования свидетельствует в пользу позиции Абхазии. Не смотря на отсутствие прямых оценок, корреспонденция носит явный антигрузинский характер, хотя причастность грузинского правительства к этим террактам никем еще не доказана. Вот от таких тенденциозных оценок и манипулирования сознанием читателя журналист все же должен воздерживаться.

Образный комментарий – это весьма эффективное средство скрытой интерпретации. Выделяют два варианта образного комментария – прокомментированная картинка (репортажное вкрапление, реконструкция факта) и образная деталь.

«Картинка» выступает в роли эмоциональной эмпирической аргументации. Комментирующие образы не отделены от показа, изображения.

В корреспонденции «Шестеро оглашенных» автор, рассказывая о финале Букеровской премии и подчеркивая богемность некогда вполне солидного мероприятия, включил яркие репортажные зарисовки с места действия: «Заинтригованная публика косилась на фуршетные столы и шушукалась. Не откладывая вкусного на третье, Владимир Маканин в брутальном стиле объявил результаты… После положенных по регламенту вопросов собравшиеся с облегчением потянулись к столам. На которых абсолютно не оказалось водки!»

Подобный ироничный комментарий, безусловно, не должен становится самоцелью. Как представляется, в данной корреспонденции соблюдены пропорции – ирония связана с общей критической оценкой журналиста: декларируемый организаторами отказ от чопорности букеровской премии обернулся очередным курьезом из жизни московской литературной «элиты».

Образная деталь может заменить прямой вывод образным обобщением. Выделяют авторские образы (выразительные авторские сравнения) и устойчивые образы.

Корреспонденции «Фашизма в Воронеже бояться…» демонстрирует удачное использование авторской образности в качестве средства скрытой оценки. Ироничное сравнение черных пиарщиков Воронежа с «шолтаем-болтаем», которого не может поймать вся «королевская рать», позволяет подчеркнуть бездействие властей, которые не могут решить простую задачу.

Образ позволяет избегать прямых сентенций и делает аргументацию эмоциональной, а значит, более действенной.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!