Понятие и функции волшебной сказки.



Прежде, чем говорить о структуре волшебной сказки, стоит разобраться, что означает сам этот термин.

Английский писатель, филолог и «отец» современного фэнтези Дж.Р.Р.Толкиен определяет волшебную сказку следующим образом: «Волшебные истории – это истории о волшебном королевстве, которому принадлежат не только волшебные существа, но и вся земля, и все, что есть на земле: деревья и птицы, камни и воды, хлеб и вино – и мы, смертные, чувствующие на себе ее чары».[1] В данном случае критерием «волшебности» сказки явно выступает природа волшебного края, природа самого волшебства.

Выдающийся советский и российский ученый, филолог-фольклорист, получивший мировое признание, В.Я.Пропп, дает совершенную трактовку этого понятия: волшебная сказка – это «тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которых предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его – змееборство), возвращение и погоню. Герой подвергается испытанию через трудные задачи, воцаряется и женится».[2] Таково краткое и схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе огромного множества разнообразных сюжетов.

Из этого определения видно, что для Проппа критерием принадлежности сказки к «волшебным» является наличие определенной сюжетной схемы, реализующейся через функции действующих лиц (вне зависимости от того, кем и когда они выполняются). Таким образом, функция признается основной составной частью сказки. Пропп также отмечает, что «число функций, известных волшебной сказке, ограничено».[3] Наконец, он приходит к выводу о том, что все волшебные сказки однотипны по своему строению.[4]

Всего Пропп выделяет 31 функцию. Все они или некоторое их количество могут комбинироваться в сюжете, создавая различные вариации. В зависимости от этих вариаций изменяются и действующие компоненты определенной функции.

Сказка обычно начинается с некой исходной ситуации, и хотя эта ситуация не является функцией по своей сути, она представляет собой важный морфологический элемент. Вслед за начальной ситуацией идут функции:

1) Отлучка (обозн. е) (кто-то из членов семьи отлучается из дома);

2) Запрет (обозн. б) (обращение к герою с запретом);

3) Нарушение (обозн. b) (запрет нарушается);

4) Выведывание (в) (антагонист пытается провести разведку);

5) Выдача (w) (антагонист получает сведения о жертве);

6) Подвох (г) (антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом);

7) Пособничество (g) (жертва поддается обману и невольно помогает врагу);

8) Вредительство (А) либо Недостача (а) (антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб либо один из членов семьи хочет обладать чем-либо);

9) Посредничество, соединительный момент (В) (беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его);

10) Начинающееся противодействие (С) (искатель соглашается или решается на противодействие);

11) Отправка () (герой покидает дом);

12) Первая функция дарителя (Д) (герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение волшебного средства или помощника);

13) Реакция героя (Г) (герой реагирует на действия будущего дарителя);

14) Снабжение, получение волшебного средства (Z) (в распоряжение героя попадает волшебное средство);

15) Путеводительство, пространственное перемещение между двумя царствами (R) (герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поиска);

16) Борьба (Б) (герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу);

17) Клеймение, отметка (К) (героя метят);

18) Победа (П) (антагонист побеждается);

19) Ликвидация беды или недостачи (Л) (начальная беда или недостача ликвидируется);

20) Возвращение () (герой возвращается);

21) Преследование (Пр.) (герой подвергается преследованию);

22) Спасение (Сп.) (герой спасается от преследования);

23) Неузнанное прибытие (Х) (герой неузнанным прибывает домой или в другую страну);

24) Необоснованные притязания (Ф) (ложный герой предъявляет необоснованные притязания);

25) Трудная задача (З) (герою предлагается трудная задача);

26) Решение (Р) (задача решается);

27) Узнавание (У) (героя узнают);

28) Обличение (О) (ложный герой или антагонист изобличается);

29) Трансфигурация (Т) (герою дается новый облик);

30) Наказание (Н) (враг наказывается);

31) Свадьба () (герой вступает в брак и воцаряется).

Ясно видно, как с «логической и художественной необходимостью» одна функция вытекает из другой; функции не исключают друг друга, все они принадлежат к одному «стержню».

Пропп обращает особое внимание еще на один частный вывод: большое количество функций расположено попарно (запрет-нарушение, выведывание-выдача и т.д.); некоторые другие функции могут быть сгруппированы (например, вредительство + отсылка + отправка из дома в сумме составляют завязку), в то время как другие функции являются одиночными. Пропп отмечает: «наблюдение, что функции расположены попарно, нам еще пригодится».[5]

Функции образуют основные элементы сказки, те элементы, на которых строится ход действия. Друг с другом же они связываются посредством иных элементов, которые Пропп называет осведомлениями. [6] Он выделяет несколько разновидностей связок:

- один персонаж узнает что-либо от другого, и этим последующая функция связывается с предшествующей;

- персонаж видит что-либо и, как следствие, может выступить со своей функцией;

- если речь идет о предмете, то его могут принести; в применении к людям этому соответствует привод.

Таким образом, рассмотрев данную схему в теоретическом плане, мы можем применить ее для анализа конкретного текста, что и будет проделано в следующей главе.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!