Психодиагностика в арт-терапии



Копытин А.И. (Санкт-Петербург)

Копытин Александр Иванович – член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»; – доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. E-mail: alkopytin@rambler.ru

Аннотация. Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся психодиагностического потенциала арт-терапии в рамках междисциплинарного подхода. Рассматриваются разные подходы к психодиагностике на основе изобразительной деятельности, исторически связанные с клинической психиатрией, психоанализом, практикой использования проективных тестов, а также изучением психопатологической экспрессии художниками и искусствоведами. Предлагается оригинальная классификация методов арт-терапевтической психодиагностики и варианты их применения. Перечисляются задачи арт-терапевтической психодиагностики. Вводится рабочее понятие «арт-терапевтическая психодиагностика». Описывается алгоритм интегративной многоуровневой арт-терапевтической психодиагностики, связанной с моделью системной арт-терапии.

Ключевые слова: психодиагностика, оценка, арт-терапия, модели, лечебно-реабилитационный, личность.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Введение

В последние годы в медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран, в том числе, в Российской Федерации, все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как арт-терапия. Наряду с музыкотерапией, драматерапией и танцевально-двигательной терапией, арт-терапия относится к общему классу психотерапий искусством (arts therapies). Несмотря на относительно длительную историю культивирования творческой активности как фактора сохранения здоровья и гармонизации личности, современный этап развития терапий искусством, в частности, арт-терапии, связан с необходимостью решения ряда теоретико-методологических и практических вопросов.

Недостаточно разработанными остаются психодиагностические аспекты арт-терапии, касающиеся оценки с помощью разных видов изобразительной деятельности психических процессов, состояния и личности больных и практически здоровых людей, постановки клинического и психологического диагноза, планирования и осуществления комплекса лечебно-реабилитационных и психопрофилактических мероприятий, определения полученных результатов.

Под психодиагностикой понимается целенаправленный процесс изучения личности во всем многообразии ее проявлений, а также психических состояний и процессов. Психодиагностика как раздел психологической науки имеет фундаментальные возможности для развития прикладных психологических дисциплин, включая медицинскую психологию, общую медицинскую диагностику (клинико-психологическую диагностику как ее полноправный раздел), психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, возрастную психологию и многие другие.

Психодиагностика также является одним из важных аспектов работы специалистов, занимающихся постановкой клинического и психологического диагноза и на этой основе планирующих и проводящих мероприятия лечебно-реабилитационной и профилактической направленности. Хотя психодиагностика имеет свои особенности, в зависимости от сферы практической деятельности специалиста, ее конечной целью является повышение адаптационного потенциала и эффективности жизнедеятельности людей и целых сообществ, развитие и поддержка человеческих ресурсов.

Психодиагностика связана с использованием разных инструментов, включая: психологические тесты (вербальные тесты или опросники, а также невербальные, в том числе, проективные рисуночные методики), наблюдение, беседу, биографический метод. Применение проективных графических методов не исчерпывает психодиагностического потенциала арт-терапии. Более того, было бы ошибочно ставить знак равенства между арт-терапевтической психодиагностикой и проективными графическими тестами.

Интерес к изучению и практическому применению психодиагностического потенциала арт-терапии повышается, причем не только среди специалистов в этой области (именуемых за рубежом арт-терапевтами), но и со стороны представителей других помогающих профессий, что связано с определенным сближением арт-терапии с психологией и медициной, повышением требований к эффективности и надежности разных видов лечения. Все более актуальными становятся проблемы определения места и роли психодиагностики в контексте арт-терапии, обозначения отличий арт-терапевтических методов психологической оценки от традиционных подходов к диагностическому использованию рисунка, стандартизации диагностических и оценочных процедур, используемых арт-терапевтами в разных областях практической работы. Развитие арт-терапии также делает актуальным вопрос допустимости применения некоторых характерных для нее психодиагностических методов (приемов, методик) специалистами, не имеющими серьезной арт-терапевтической подготовки.

Понятийный аппарат и методы психодиагностики разрабатывались по мере развития психологической науки и практики, затрагивая арт-терапевтическое сообщество лишь отчасти. Многие профессиональные зарубежные арт-терапевты стремятся дистанцироваться от работы с проективными рисуночными тестами и не применять методы психодиагностики, характерные для деятельности психологов и психиатров, подчеркивая принципиальные отличия своего подхода от того, как работают эти специалисты. Они полагают, что любые суждения по поводу изобразительной продукции клиента субъективны, а потому должны быть как можно более осторожными и учитывающими контекст их создания.

В то же время, арт-терапевтами создан ряд оригинальных диагностических и оценочных инструментов, имеющих отличия от проективных графических тестов (Cohen B., Singer S., and Hammer J., 1988; Cohen B., Mills A., and Kijak A., 1994; Gantt L., & Tabone C., 1998; Kellogg J., 1992; Kramer E., and Schehr J., 1983; Kwiatkowska H, 1978; Silver R., 2002, 2007; Ulman E., & Dachinger P., 1975). Известно, что арт-терапевтов нередко привлекают в качестве экспертов, помогающих получить дополнительный материал, необходимый для постановки диагноза, комплексной оценки психических процессов, состояний и личности клиента, отношений между членами семьи или группы, особенно в тех случаях, когда получение информации путем наблюдения, беседы или использования опросников по какой-либо причине затруднительно.

Есть веские основания признать, что психодиагностический процесс на основе использования арт-терапевтических методов имеет более или менее существенные отличия от традиционной психодиагностики, характерной для деятельности психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов (в определенной мере, и врачей других специальностей). Однако эти отличия ни разу не становились предметом серьезных дискуссий и исследований.

Написание данной статьи продиктовано необходимостью решения ряда острых вопросов, связанных с арт-терапевтической психодиагностикой. Ее автором проделана работа по обобщению и систематизации данных, касающихся психодиагностического потенциала арт-терапии на основе междисциплинарного подхода. В течение многих лет им осуществлялась работа по внедрению методов арт-терапевтической психодиагностики в разные области практической деятельности и изучению их возможностей для психологической оценки и терапии. Статья также решает важную задачу повышения уровня информированности специалистов сферы психического здоровья о специфике и возможностях арт-терапевтической психодиагностики. В ней последовательно рассматриваются: разные подходы к психодиагностике на основе изобразительной деятельности, классификация методов арт-терапевтической психодиагностики и варианты их применения, задачи арт-терапевтической психодиагностики. В заключение представлена интегративная многоуровневая арт-терапевтическая психодиагностика, согласующаяся с авторской моделью системной арт-терапии (САТ) (Копытин А.И., 2010, 2011).

Психодиагностическое использование изобразительного искусства (история вопроса)

Еще до появления арт-терапии как особой формы психологической помощи людям с разными заболеваниями, интерес использованию изобразительного искусства с целью диагностики и оценки проявляли представителя разных профессиональных групп — психиатры, психоаналитики, психологи, представители мира искусства (художники, культурологи, искусствоведы). Подобный интерес сыграл важную роль в развитии разных моделей арт-терапевтической психодиагностики — медицинской (клинической, нозоцентрированной), психодинамической (личностно-ориентированной), бипсихосоциальной (адаптационной).

Данные модели формировались на основе следующих традиций изучения изобразительного искусства в качестве объекта психодиагностики:

• патографического (клинико-психиатрического) анализа творческой продукции душевнобольных психиатрами;

• диагностического применения рисунка, проективных методов психодиагностики психологами;

• психоаналитических исследований творчества известных художников и пациентов;

• изучения творчества душевнобольных как оригинального явления культуры художниками и искусствоведами.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!