Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности

В литературе XIX в. важное место занял излюбленный романтиками сентиментальный роман, а вот социально –бытовой роман послужил основой для развития еще одного литературного направления – реализма. В отличии от натурализма, писатель здесь не просто в точности описывает важные жизненные явления, но и обязательно дает им свою трактовку, делает произведение максимально познавательным.

Это направление возникло во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Одним из ярких представителе этого направления стал, конечно О. Бальзак
он стремился показать жизнь такой, какая она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, отчетливо показывал их недостатки, таким образом пытаясь бороться с пороками общества. Его часто упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям.

Творчество Бальзака было важнейшим этапом в разработке и осмыслении критического реализма. Кропотливое собирание и изучение жизненных фактов, изображение их «как они есть на самом деле» не превращалось у Бальзака в приземленное, натуралистическое описание, как например у Золя. Он говорил, что писатель, придерживаясь «тщательного воспроизведения»,должен «изучать основы или одну общую основу этих социальных явлений, охватить открытый смысл огромного скопища типов, страстей, и событий….»

К театру писатель всегда относился с огромным интересом, считая,что театр обладает самым доступным и сильным воздействием на публику. Но к современному французскому театру, в особенности к его репертуару, он относился критически. Он осуждал романтическую драму и мелодраму как пьесы, далекие от правды жизни. Так же он осуждал и псевдореалистическую буржуазную драму.

Бальзак стремился внести в театр ту жизненную правду, которую читатели видели в его романах. В 20-30 годы писатель ищет свой путь в драматургии, еще только вырабатывает свой драматургический почерк, который начинает вырисовываться к концу этого периода, когда уже ясно определились реалистические принципы искусства Бальзака- прозаика.

Реализм автора проявился в правдивом изображении социальных нравов, в беспощадном анализе современного общества.

Наиболее значительна в художественном и идейном отношении драма

«Мачеха», в которой он в плотную подошел к к задаче создания «правдивой» пьесы. Сам автор назвал ее «семейной драмой».

За внешним благополучием и мирным спокойствием процветающей буржуазной семьи постепенно раскрывается картина борьбы страстей, политических убеждений, раскрывается драма любви, ревности, ненависти, семейной тирании и отцовской заботы о счастье детей.

Четко прописанные характеры, чувства и предпочтения, делают пьесу понятной простому обывателю.

Гертруда, главная героиня выходит замуж за богатого фабриканта, с расчетом на то, что муж скоро умрет и она останется богатой наследницей, приводит в дом своего любовника, разорившегося графа Фердинанда. Борясь за свою любовь c дочерью мужа, она ведет жестокую интригу. Бальзак реалистически показывает, как под влиянием этой первоначальной сделки разрушаются светлые стороны личности Гертруды, ее жизнь заходит в тупик.

Верный своему правилу находить «общую основу» явлений и обнажать скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий, Бальзак делает это и в своей драме. В основе всех трагических событий «Мачехи» лежат явления социальной жизни- разорение аристократа(Фердинанд любовник Гертруды), обычный для буржуазного мира брак по расчету, и вражда политических противников (граф де Граншан, бывший генерал наполеоновской армии, воинствующий бонапартист, ненавидящий всех, кто стал служить Бурбонам)

Вообще следует отметить, что, не считая ранних драматических произведений, Бальзак из множества замыслов завершил те, в которых воссоздается «центральная картина — оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений.

Это одно из его самых зрелых драматических произведений. Внешне «Мачеха» близка к романтической драме — пьеса строится на любовной интриге, рисует бурные роковые страсти, использует приемы мелодрамы. Но сущность этой драмы иная. Действие «Мачехи» развертывается в пределах одного дома и касается узкого круга семейных отношений — соперничества мачехи и падчерицы,. которые любят одного человека. Но в этой пьесе находит яркое выражение принцип Бальзака — раскрывать через частную жизнь явления эпохальной и социальной значимости.

Бальзак не смог полностью избавиться от атрибутов «грубой мелодрамы». И мачеха в этой пьесе обретает черты мелодраматической злодейки. Но ознакомившись с авторским замыслом «Мачехи»можно понять значение этой пьесы в развитии реалистической драмы. Бальзак говорил: «Речь идет не о грубой мелодраме… нет, я мечтаю о драме салона, где все холодно, спокойно, любезно. Мужчины благодушно играют в вист при свете свечей, приподнятых над мягким и зелеными абажурами. Женщины болтают и смеются, работая над вышивками. Пьют патриархальный чай. Словом все возвещает порядок и гармонию. Но там, внутри, волнуются страсти, драма тлеет, чтобы потом разразится пламенем пожара. Вот что я хочу показать». И это ему удается. Вначале спокойная размеренная жизнь буржуа, постепенно превращается в водоворот страстей, который и заканчивается трагедией. Бальзак сумел гениально предвидеть контуры драмы будущего. Его мысль о раскрытии «ужасного», т.е. трагического в повседневности, получила воплощение лишь в драматургии конца XIX в.

Еще большую роль в пропаганде буржуазно-мещанских идеалов деловой активности и благопристойности играет драматургия эпохи Второй империи. Наиболее известным драматургом этого круга был А. Дюма-сын разрабатывавший один и тот же пласт моральной проблематики, связанный с конфликтами в буржуазных семьях. Поскольку тематика была злободневной, пьесы Дюма имели большой резонанс. Переделав свой роман «Дама с камелиями» (1848) в одноименную мелодраму (1852), Дюма обеспечил своей героине долгую жизнь на сцене, а опера Верди «Травиата» позже дала ей и бессмертие. Знаменательно, что моральное оправдание куртизанки Дюма видит не в искреннем, облагородившем ее чувстве, а в той жертве, которую она приносит в угоду буржуазным нравственным устоям.

 

Роман сразу стал очень популярен. По совету драматурга Сиродена Дюма переделал его в пьесу и показал отцу. Дюма-отец ее одобрил и собирался поставить в своём Историческом театре, но помешали события революции 1848 года. В 1850-м театр "Водевиль" принял её к постановке. Но возникло препятствие: сюжет для того времени был смелый, министр полиции Леон Фоше запретил пьесу. Дюма-сын и Дюма-отец безрезультатно обращались к цензору де Бофору — запрет оставался в силе.

 

После упорной борьбы с цензурой пьеса впервые была представлена на сцене в 1852 году. Пьеса по праву вошла в золотой фонд драматургии.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!