Эскалация конфликта



Эскалация конфликта — прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез — это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

дополнительный — взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента, уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.

Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений (рис. 1).

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте (рис. 2).

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Искажение конфликтной ситуации в целом:

характер соперничества;

консенсус (согласие);

несогласие (расхождение мнений);

спор (идейное противоборство);

напряженность (настороженное ожидание недружественных действий);

враждебность (неприязнь);

соперничество (конкуренция по определенным правилам);

агрессивность (отдельные враждебные действия);

насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);

война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).

Формы редукции конфликта:

упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;

схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;

уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;

поляризация оценок до черного и белого;

категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;

фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.

Искажение восприятия собственной стороны:

мотивация рассматривается как социально приемлемая;

действия как справедливые;

позиция как нормативная, целесообразная;

операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;

восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:

друг;

союзник (помощник в определенной области);

партнер (постоянное сотрудничество);

сотрудник (временное взаимодействие);

противник (непримиримая борьба);

соперник (противоборство по определенному вопросу);

враг.

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

мотивы расцениваются как подлые и низменные;

действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;

позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;

операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;

восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

состояние стресса;

высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;

неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;

доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;

негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);

рост эмоционального напряжения;

переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;

переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;

рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;

потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;

расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников;

переход от мягких тактик противостояния к жестким.

Теория конфликтов:

Фрейд

Внутриличностные конфликты: Фрейд считал, что человек конфликтен по своей природе. Причиной этого является непрекращающаяся борьба двух- противоположных инстинктов, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения); и танатос(инстинкт смерти, агрессии, разрушения). По Фрейду, структура личности объединяет три инстанции:

а) «Оно» (Ид) – первичная иррациональная инстанция, подчиненная принципу удовольствия. Проявляется в неосознанных желаниях и влечениях;

б) «Я» (Эго) – разумная инстанция, подчиненная принципу реальности. иррациональные импульсы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности;

в) «Сверх-Я» (Супер-Эго) – цензурная инстанция, также основанная на принципе реальности. Она символизирует социальные нормы и ценности. Которые общество предъявляет к личности.

По Фрейду, в структурном отношении, внутриличностный конфликт развертывается между инстанциями «Оно» и «Сверх-Я». Основным механизмом защиты от внутриличностных конфликтов признается сублимация, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности.

• сублимация — способ преодоления фрустраций с помощью погружения в какое-нибудь дело;

• замещение — замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом;

• вытеснение—устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств

из сознания;

• регрессия — обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию;

• проекция — неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других;

• рационализация—легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны;

• реактивное образование — изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида;

• идентификация — бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью защиты от него;

• фиксация поведения — стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.

 

Межличностный: Вследствие сексуальных конфликтов у взрослых наиболее часто возникают истерия и неврозы навязчивых состояний, в детском возрасте, преимущественно младшем и дошкольном, — патологические привычки в виде мастурбации (онанизма), хейломании (сосание пальцев, губ, языка), онихофагии (кусание ногтей), трихоти-лолломании (выдергивание волос). Для выявления причин этих расстройств используется метод психоанализа, охватывающий особенности сексуального развития в течение всего доболезненного (преморбидного) периода.

Человек может проецировать отношение к одному родителей к представителями своего пола (Мужик ревновал мать к отцу, поэтому мужик переносит это чувство соперничества во взрослой жизни и выливается в агрессию по отношению к другим мужикам.)

Межгрупповые конфликты характеризуются тремя основными моментами. Во-первых, Фрейд исходил из неизбежности и универсальности аутгрупповой (т.е. межгрупповой) враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. В-третьих, З. Фрейдом описан психологический механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», в частности, Эдипов комплекс, его развертывание не только в детском, но и в зрелом возрасте, трансформирующееся в идентификацию с лидером группы имеющими такую же идентификацию, враждебность же и агрессия переносятся на аутгруппу.

по межличностным разрешениям конфликтам - надо найти одного внешнего врага и ненавидеть его, по-моему Дохолян сам так говорил

 

Социальные: Насилие и агрессия – естественное состояние человека, диктуемое его природой. Цивилизация – необходимый инструмент обуздания инстинктов: регулирование и регламентация взаимоотношений между людьми, установление правил. Отрицательные стороны: сильные личности жертвуют своими возможностями в пользу общества, ограничение свободы, отказ от инстинктов, наложение ограничений на сексуальность.

Пример с ребенком до 2х лет: не знает еще социальных установок и норм, сам еще ничего не может, поэтому удовлетворяет свои потребности посредством родителей. Т.е. ребенок зависит от воли родителей, которые могут удовлетворять его желания, а могу этому препятствовать. Таким образом, Фрейд показывал, что в условиях цивилизации, чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен ориентироваться на общество, которое в чем-то его ограничивает. Я приводила пример с большой красивой дорогой тачкой, которую я могу получить быстро, ограбив банк (соответственно, следуют санкции), а могу долго и упорно работать, скопить денег и купить ее.

Таким образом, люди выбирают удовольствие «в рассрочку», понемногу, постепенно, а не все и в один раз. Это может привести к «культурному разочарованию»: по примеру Дохоляна, немцы жили в одной системе правильно, пришел Гитлер, разрушил старую систему, построил новую, а они взамен ничего не получили, т.е. вели себя правильно зря.

Решение: религия и духовное и нравственное воспитание

Юнг

Основная причина всех внутриличностных конфликтов по Юнгу – это противоречие между коллективным бессознательным пластом психики человека и его индивидуальностью, личностью. Коллективное бессознательное, как часть психического опыта, общего для всего человечества, пытается, как бы, вытеснить всякое проявление индивидуальности и различия между людьми, вернуть их в первобытное состояние коллективного животного разума.

Мы выделим две наиболее распространенные и общие формы такого противоречия, после этого мы рассмотрим механизм протекания внутриличностного конфликта в представлении Юнга. В конце мы рассмотрим способ выхода из внутриличностного конфликта, как его представлял себе, опять же таки, Юнг.

Первая – это конфликт между каким-либо архетипом и личностью человека. Архетип – это некий образец действия или шаблон, результат многократного повторения одного и того же поведения наших предков, отложившийся в коллективном бессознательном пласте психики. Наиболее яркий пример противоречия архетипа и личности – это конфликт между архетипом тень, волосатой обезьяной, которая живет в каждом из нас, и моральными установками личности. Если человеком овладевает тень, то его личность, как бы, отчуждается от него самого, в таких случаях люди часто говорят «на меня словно что-то нашло» или «меня будто подменили».

Вторая форма – это конфликты, вытекающие из разделения людей на два типа – экстравертивный и интровертивный. Центр личности экстраверта находится между ним, как действующим субъектом, и окружающей средой, на которую направлены его действия. Иными словами личность экстраверта является целостной только в состоянии постоянного взаимодействия с внешним объектом. Соответственно, если экстраверт не может вступить в преобразовательные отношения с внешней средой, то равновесие его личности нарушается. Если же он попадает в состояние фрустрации, и полностью концентрируется на препятствии, вызвавшем фрустрацию, то экстраверт постепенно, как бы, сливается с объектом, олицетворяющим препятствие, тем самым перенося данное противостояние внутрь своей личности.

Личность интроверта полностью сконцентрирована в нем самом, для него важно сохранять целостность как единицы, отдельной от всей окружающей действительности. Следовательно, если он не в состоянии оградить себя от внешнего воздействия среды, то равновесие его личности так же нарушается, что приводит к внутриличностному конфликту.

Механизмом действия конфликта Юнг считал комплексы. Своим происхождением комплекс часто бывает обязан так называемой "травме", эмоциональному шоку или иному событию, вследствие которого фрагмент психической субстанции как бы "изолируется" или "откалывается" от нее. По мнению Юнга, комплекс может возникнуть как из недавнего или все еще не завершившегося конфликта, так и из события, происшедшего в детстве. Как бы там ни было, исходная причина комплекса состоит обычно в том, что личность не имеет возможности утвердить свою целостность.

На диаграмме линией АА показана граница между сферой сознания и бессознательной сферой человеческой психики. Под давлением комплекса порог сознания как бы прогибается, позволяя бессознательному вторгнуться в сферу сознания, из-за чего переживания, являющиеся ядром комплекса, приобретают избыточную эмоциональную окраску, и происходит понижение уровня рассудка.

Универсальным способом решения внутриличностного конфликта по Юнгу является так называемое «принятие себя» или «любовь к себе». Юнг в своей книге «Современный человек в поисках души» писал следующее.

Накормить голодного, простить обиду, любить врагов своих во имя Христа – все это, несомненно, величайшие добродетели. То, что я сделаю наименьшему из братьев моих, я сделаю Самому Христу. Но что, если я вдруг обнаружу, что наименьший среди них, беднейший из всех нищих и в то же время самый наглый из моих обидчиков и самый ярый мой враг находится внутри меня самого, и что это я сам стою, ожидая подачки от своей собственной доброты, что я сам и есть тот враг, которого надо любить, – что тогда? Невроз – это состояние внутреннего раскола, состояние войны внутри нас самих.

Все, что подчеркивает наличие этого раскола, ухудшает состояние пациента, а все, что смягчает ощущение раскола, улучшает и состояние.

Итак, получается, что то, чего я с таким упорством не желаю позволить ни себе, ни другим, в действительности является нашей величайшей потребностью – речь идет о настоящей любви к себе и о принятии самого себя. Сомнения относительно самого себя, ненависть к себе – это самая распространенная эпидемия, оказывающая свое губительное воздействие на все человечество, искажающая и разрушающая общественные связи и доверие людей друг к другу. Я уверен, что почти все неврозы, которыми страдают люди, и почти все виды нравственного зла в своей основе имеют одну причину: отсутствие истинной любви к самому себе.

Таким образом, Юнг считал, что раз внутриличностных конфликт – это, по большому счету, вражда с самим собой, то решить его можно только примирившись с самим собой и полюбив себя.

1) Карл Юнг

Ка́рл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!