ТЕМА №5. Эстетика как наука. История эстетики.



Предмет эстетики.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввёл в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю, чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен, уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой. Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений – прекрасного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты. Но искусство и прекрасное издавна были предметом изучения философов. Именно поэтому эстетике не два с половиной века, а два с половиной тысячелетия.
Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение мира. Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и возвышенного, и комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих чувственное постижение человеком мира. Оно также охватывает и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особую форму человеческого духа – чувственность. Целостное восприятие мира, сила воображения – универсальная способность, отличающая человека от животного. Она присуща человеку так же, как и другая универсальная способность – мышление в понятиях. Эти две универсальные способности человека тесно связаны и одна без другой не существуют. Мышление в образах, творческое воображение может быть присуще человеку изначально или воспитано. Простые формы этой способности формируются в индивиде вполне стихийно, естественно. Высшие формы этой способности (воспринимать мир в формах развитой человеческой чувственности) представлены в искусстве. Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства. Философская эстетика призвана заниматься проблемой человеческой чувственности – частью проблемы сознания.
Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его – значит определить специфику, сферу деятельности и задачу этой науки. К сожалению, сколько – нибудь коротко ответить на вопрос, каков же предмет эстетики, очень трудно. Полное очерчивание границ этой науки может дать только её подробное изложение. Сама наука осознаёт свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определённые связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею. Определение наукой своего предмета – это как бы её очи, обращённые во внутрь и глядящие не на мир, а на внутренние проблемы и задачи науки. История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых её вопросов, сам её предмет и задачи. Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом (греческие натурфилософы, пифагорейцы) "; то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон); то близко соприкасалась с этикой (Сократ); то оказывалась одним из разделов богословия, стремящегося с помощью искусства нацеливать человека на служение богу (Тертуллиан, Фома Аквинский); то рассматривала соотношение природы и художественной деятельности (Леонардо да Винчи); то стремилась формировать нормы искусства (Буало); то занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве (Баумгартен); то суживала свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства да притом не всякого, а именно изящного искусства» (Гегель); а свою задачу усматривала в определении места искусства в общей системе мирового духа; то расширяя свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического отношения человека к действительности (Чернышевский); то ставила своей задачей теоретическое обоснование определённого направления в искусстве: романтизма (Новалис), реализма (Белинский, Добролюбов, Чернышевский), теоретической фиксации художественной практики (неопозитивизм). Марксистская эстетика теоретически осмыслила эстетические аспекты освоения мира во всех сферах практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной сфере, где её задачей стала активизация социальной значимости искусства на основе осознания его природы.
Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки? Специфический предмет науки – это, по существу, весь мир рассматриваемый под определённым углом зрения, явления, взятые в свете той задачи, которую решает данная наука. Предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.
Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоении мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Периодизация. Значение любой периодизации заключается в том, что определённое членение материала позволяет облегчить его постижение. Периодизация эстетики помогает установить общие закономерности её становления, формирование её предмета. Если критерием периодизации выбрать влияние на эстетику соответственно философии, искусства или политики, то недостаток такой периодизации отчётливо проявится в игнорировании внутренней логики развития дисциплины периодизации. Такая периодизация сведёт историю эстетики к истории идеологии, философии или художественной литературы. С другой стороны, если ограничиться критерием внутренней логики развития науки, то развитие эстетической мысли предстанет изолированным от влияния политики, религии, искусства. Критерий периодизации лежит где – то посередине. Вычленение предмета эстетики, формирование её как гуманитарной науки – основной критерий её периодизации.
Предыстория развития эстетики – мифология. Именно она была источником философского знания. В её рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены.
Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции в 6 в. до н. э. и завершился в Новое время, в начале 18 столетия. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства, о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов: античность (6 в. до н. э. – 5 в. н. э.); средневековье (6 – 13 вв.); Возрождение (14 – 16 вв.); начало Нового времени (частично Просвещение) (17 – 18 вв.). Своеобразие каждого под периода составляет влияние определённого фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика – на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора. Каждый из этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю – время становления данного типа эстетического сознания, время его расцвета, кризиса и подготовки нового периода.
Второй этап истории эстетики (с 18 по середину 19 в.) – период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, ёмкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. На этом этапе преобладает влияние фактора внутренней логики развития науки.
Третий этап истории эстетики начался в середине 19 в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить её в экспериментальную науку. С другой стороны, антропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику (не последнюю роль здесь играло реалистическое искусство). Её же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории.
Всё это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И всё же именно философская эстетика является базовой для всех других её разновидностей.
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения к миру, сущность и закономерность искусства – таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!