Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия, которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис, выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.
Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре.

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений, на котором и играли актеры.

 

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра

древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная

так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону

дионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драма

представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец

определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму

ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба,

комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых

прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти

запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.

Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба,комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которыхпрославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели этизапевалы с хором, примешивались элементы игры актеров. Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами словатрагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов:трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь козлов". Это название вновьприводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам,прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от словкомос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавшихдруг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса.Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса". Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, котораяхорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителейсосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на тойобщественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокругвсем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматурготражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь,высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому рольтрагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитанииграждан была огромна. Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительногоразвития. Античная история утверждает, что первым афинским трагическимпоэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии(название ее осталось неизвестным) состоялась весной 534 г. до н. э. напразднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождениямирового театра.

 

С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главес сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства,разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовыхпротиворечий – все это привело в I в. до н. э. к установлению в Римевоенной диктатуры, а затем империи. По своему культурному развитию римляне стояли значительно нижеэтрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом игреческой мифологией. В III в до н.э. римляне хорошо знали уже всех греческих богов,которым они дали римские имена. Греческое ремесло, искусство и архитектура,религия и мифология оказали громадное влияние на культуру латинян. В области литературы и театрального искусства римляне частозаимствовали готовые формы у греков. Тем не менее, нельзя видеть в римскойкультуре лишь одни заимствования. Ей присущи и многие оригинальные черты,восходящие к глубокой древности. Кроме того, многое, заимствованное угреков, подвергалось радикальной переработке в соответствии с потребностямии вкусами римского общества. Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельскимпраздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, тогда Рим представлялсобой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи сокончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни,так называемые фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом дваполухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчасязвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнинысуществовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателявремен Августа Горация, находила отражение и социальная борьба междупатрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесценнинские насмешки нещадили и знати, которая и постаралась их обуздать – было установленострогое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародышидрамы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об зародыши драмы в Римеиспытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римскийисторик Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364г. до н. э. Рим постигло моровоеповетрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерамиприбегать к учреждению сценических игр, “делу новому для воинственногонарода, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами”. ИзЭтрурии были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли своитанцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражатьримская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанныйнескладными стихами, и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (подословному, переводу это слово обозначает “смесь”). Сатуры былидраматическими сценками бытового и комического характера, включавшими всебя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в нихсущественную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указываетэтрусское происхождение слова «гистрион», которым в Риме стали называтьнародных развлекателей. Другим видом ранних драматических представлений также комическогохарактера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племен осков вКампании (вероятно, около 300 г. до н. э.), когда Рим вел многолетние войныв Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, поимени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедшие к ним отплемени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме.Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в днипраздников. Участие в представлении ателлан не налагало на граждан никакогобесчестия, тогда как позже, когда у римлян появилась уже литературнаядрама, актерская профессия считалась постыдной.Эти четыре персонажа-маски были главными героями ателланы. Твердоготекста не имелось вовсе, поэтому при исполнении ателлан открывался широкийпростор для импровизации. Более подробную характеристику эти типы обретаютв ателлане, получившей литературную обработку (I в. до н. э.). К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим воспроизводилсценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов игероев. Таким образом, можно сказать, что в Риме существовали примерно те жеобрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело непошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (ателлана,мимические пляски) были заимствованы римлянами у соседних племен. Этообъясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильнымсопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатойпоэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила “почтой иарсеналом” греческого искусства, в том числе и драма.В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложностиполитические, религиозно-философские и моральные проблемы, которыезатрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III – II вв.до н. э. Поэтому греческие оригиналы приходилось перерабатывать; этапереработка шла по линии насыщения трагедии событиями, запутанностидействия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны. Драматургистремились также придать римскую окраску некоторым эпизодам греческихтрагедий и чисто римские черты – характерам героев. Например, в трагедии“Ифигения” (автор – римский драматург Энний) Агамемнон похож скорее наримского патриция. Это прежде всего царь, он не может предаваться скорбикак простой человек. Народ, по его словам, в этом отношении имеетпреимущество перед царем: ему позволено плакать. Роль хора в римскойтрагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией.Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!