Законы вавилонского царя Хаммурапи 2 страница



что он дал в долг.

(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты

без государственного контролера, то он теряет, что дал.

(§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не

имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое

движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может

отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях;

тамкар не может отказываться, он должен принять.

...

(§ 99)113 Если человек дал человеку серебро в порядке

«товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны

поровну поделить перед богом.

(§ 100) Если тамкар дал шамаллуму114 серебро для продажи и

покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути

серебро тратил115, то если там, куда он отправился, он получил

прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он

взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить

своему тамкару116.

(§ 101) Если там, куда он отправился, он не получил прибыли,

то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать

тамкару117.

(§ 102) Если тамкар дал серебро шамаллуму без процентов118,

а там, куда он направился, он понес убыток, то он должен вернуть

тамкару только капитал.

(§ 103) Если при его продвижении в пути враг заставил его

отдать все, что он нес, то шамаллум должен произнести

божественную клятву, и он свободен.

(§ 104)119 Если тамкар дал шамаллуму для продажи зерно,

шерсть, масло или всякое другое добро, то шамаллум должен

сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить

документ с печатью на серебро, которон он дал тамкару.

(§ 105) Ecли шамаллум был небрежен и не получил документ с

печатью на серебро, которое он дал тамкару, то серебро без

документа к счету не будет причислено.

(§ 106) Если шамаллум взял у тамкара серебро, а затем спорит

со своим тамкаром, то этот тамкар может перед богом и свидетелями

уличить шамаллума во взятии серебра, и шамаллум должен отдать

тамкару все серебро, сколько он взял, в трехкратном размере.

(§ 107) Если тамкар доверил шамаллуму, а шамаллум вернул

своему тамкару все, что тамкар дал ему, но тамкар отрицал все,

что шамаллум дал ему, то этот шамаллум может уличить тамкара

перед богом и свидетелями, и тамкар, так как он со своим

шамаллумом спорил, должен отдать шамаллуму все, что он получил от

него, в шестикратном размере120.

(§ 108) Если шинкарка не принимала зерно в качестве платы за

сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала

отношение стоимости сикеры к зерну121, то эту шинкарку должно

изобличить и бросить ее в воду.

(§ 109) Если шинкарка, в доме которой собирались

преступники, не схватила этих преступников и не привела их во

дворец к властям, то эта шинкарка должна быть убита122.

(§ 110) Если надитум или энтум123, которая не живет в

обители, откроет шинок124 или ради сикеры вошла в шинок, то эту

полноправную женщину125 должны сжечь.

(§ 111) Если шинкарка дала в долг 60 ка пива, то во время

сбора урожая она может получить 50 ка зерна.

(§ 112) Если человек, находясь в пути, дал человеку cеребро,

золото, драгоценные камни или другое имущество, что у него на

руках, и послал его для доставки на место, а этот человек все,

что было послано с ним, там, куда было послано, не отдал, а

забрал себе, то хозяин посылки может уличить этого человека в

том, что тот не отдал всего, что было послано с ним, и этот

человек должен будет отдать хозяину посылки все, что ему было

дано, в пятикратном размере.

(§ 113) Если человек имел за другим человеком зерно или

серебро и он взял зерно из амбара или с гумна без согласия

хозяина зерна, то этого человека должно уличить во взятии зерна

из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, и сколько он

взял зерна, он обязан вернуть, а все, что он дал в долг,

пропадет126.

(§ 114)127 Если человек не имел за другим человеком зерна

или серебра, а его заложника взял в залог, то за одного заложника

он должен отвесить 1/3 мины серебра128.

(§ 115) Если человек имел за другим человеком зерно или

серебро и его заложника взял в залог, а заложник умер в доме

своего залогодержателя естественной смертью, то по этому делу не

может быть возмещения.

(§ 116) Если заложник умер в доме залогодержателя-заимодавца

от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника129 может

уличить своего тамкара, и, если это кто-либо из полноправных

людей, должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека,

заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а все, что он дал

взаймы, он теряет.

(§ 117)130 Если долг одолел человека и он продал за серебро

свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу131, то

три года они должны обслуживать дом их покупателя или их

закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена

свобода.

(§ 118) Если раба или же рабыню он отдал в кабалу, то тамкар

может передать их дальше, продать их за серебро и не должен быть

оспариваем по иску132.

(§ 119) Если долг одолел человека и он продал за серебро

свою рабыню, которая родила ему детей, то серебро, которое

тамкар133 отвесил, хозяин рабыни может отвесить ему и выкупить

свою рабыню.

(§ 120)134 Если человек ссыпал свое зерно в доме другого

человека для хранения, а в амбаре произошла пропажа, или же

хозяин дома открыл амбар и взял зерно, или же он совсем отрицал,

что зерно было ссыпано в его доме, то хозяин зерна может перед

богом поклясться относительно своего зерна, и хозяин дома должен

будет удвоить количество зерна, которое он взял, и отдать хозяину

зерна.

(§ 121) Если человек ссыпал зерно в доме другого человека,

то за каждый гур зерна он должен платить 5 ка зерна в год как

арендную плату за ссыпку.

(§ 122) Если человек захочет отдать на хранение другому

человеку серебро, золото или что бы то ни было135, то все,

сколько он хочет отдать, он должен показать свидетелям и

заключить договор, затем только он может отдать на хранение.

(§ 123) Если он дал на хранение без свидетелей и договора, а

там, куда он отдал на хранение, это отрицают, то по такому делу

не может быть возмещения.

(§ 124) Если человек дал на хранение другому человеку

серебро, золото или что бы то ни было при свидетелях, а затем он

это отрицает, то этого человека должно изобличить, и все, что он

отрицал, он должен удвоить и отдать136.

(§ 125) Если человек отдал свою вещь на хранение, а там,

куда он отдал, его вещь пропала вместе с вещами домохозяина, либо

из-за подкопа, либо из-за пролома, то домохозяин, который был

небрежен и потерял вещь, которую ему дали, должен ее восполнить,

а затем возместить хозяину имущества; домохозяин может

разыскивать свои вещи и забрать у своего вора.

(§ 126) Если человек, у которого ничего не пропало, сказал:

«Нечто мое пропало», и заставит собраться свой квартал, то его

квартал должен его уличить перед богом в том, что ничего его не

пропало, и все, что он требовал, он должен удвоить и отдать

своему кварталу137.

(§ 127)138 Если человек указал пальцем на энтум или жену

другого человека139, но не уличил ее, то этого человека должно

избить перед судьями и половину его головы должно обрить140.

(§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора,

то эта женщина — не жена.

(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим

мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены

пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

(§ 130) Если человек насильно овладел женою другого

человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала

в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то

этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.

(§ 131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была

схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести

клятву богом и вернуться в свой дом.

(§ 132) Если на жену человека был простерт палец но поводу

другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим

мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в

реку141,142.

(§ 133) Если человек был взят в плен, а в его доме имеется

пропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое

тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не

берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны

уличить и бросить ее в воду143.

(§ 134) Если человек был взят в плен, а в его доме нет

пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина не

имеет вины.

(§ 135) Если человек был взят в плен, а в доме его нет

пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого

и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего

поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а

дети должны идти за своими отцами.

(§ 136) Если человек бросил свое поселение и убежал, и после

него его жена вступила в дом другого, то если этот человек

вернулся и захотел взять свою жену, то так как он презрел свое

поселение и убежал, жена беглеца не должна вернуться к своему

мужу144.

(§ 137) Если человек захочет оставить шугетум, которая

родила ему детей, или же надитум, которая дала ему детей, то этой

женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать

половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей;

после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как

одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем

муж, который ей понравился, может взять ее замуж.

(§ 138) Если человек захочет оставить свою супругу, которая

не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу,

а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома

своего отца, а затем он сможет ее оставить.

(§ 139) Если выкупа не было, то он должен дать ей одну мину

серебра за оставление.

(§ 140) Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины

серебра.

(§ 141) Если жена человека, которая проживает в доме

человека, захочет уйти и начнет вздорничать, разорять свой дом и

унижать своего мужа, то ее должны уличить, и, если ее муж сказал:

«Я ее оставлю»,— он может ее оставить и ничего ей не дать с собой

за оставление ее. Если ее муж сказал: «Я ее не оставлю», то ее

муж может взять в жены другую женщину, а эта женщина должна жить

в доме своего мужа как рабыня.

(§ 142) Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не

бери меня», то дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и,

если она блюла себя и греха не совершила, а ее муж гулял и очень

ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое

приданое и уйти в дом своего отца.

(§ 143) Если она не блюла себя, была гулящей, дом свой

разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в

воду.

(§ 144) Если человек взял в жены бесплодную женщину, и эта

бесплодная женщина дала своему мужу рабыню и дала ему иметь

сыновей145, а этот человек захочет взять себе наложницу146, то

этому человеку не должны разрешить, он не может взять себе

наложницу.

(§ 145) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она

не дала ему иметь сына и он захочет взять себе наложницу, то этот

человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом, но эта

наложница не должна равняться с бесплодной женой.

(§ 146) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она

дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня

стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила

сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, она может

наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням.

(§ 147) Если она сыновей не родила, ее госпожа может продать

ее за серебро.

(§ 148) Если человек взял жену, а ее постигла проказа (?), и

он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую

постигла проказа (?), он не должен покинуть, она может жить в его

доме, который он построил, и, пока она жива, он должен ее

содержать.

(§ 149) Если эта женщина не согласна жить в доме своего

мужа, то он должен возместить ей ее приданое, которое она

принесла из дома своего отца, и она может уйти.

(§ 150) Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или

имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее

сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется

после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату

она не должна отдавать.

(§ 151) Если женщина, которая живет в доме человека, обязала

своего мужа и заставила его выдать документ о том, что кредитор

ее мужа не схватит ее147, то, если этот человек имел на себе

процентный долг до того, как он взял в жены эту женщину, его

кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на

себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее

кредитор не может схватить ее мужа.

(§ 152) Ecли после того, как эта женщина вступила в дом

человека, на них появился процентпый долг, то оба они должны

отвечать тамкару.

(§ 153) Если жена человека позволила убить своего мужа ради

другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.

(§ 154) Если человек познал свою дочь, то его должны изгнать

из его общины.

(§ 155) Если человек выбрал своему сыну невесту148, и его

сын познал ее, а затем он сам возлежал на ее лоне, и его

схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду.

(§ 156) Если человек выбрал своему сыну невесту, и его сын

еще не познал ее, а он сам возлежал на ее лоне, то он должен

отвесить ей 1/2 мины серебра и возместить все, что она принесла

из дома своего отца, а затем ее может взять в жены муж, который

ей по сердцу149.

(§ 157) Если человек возлежал на лоне своей матери после

смерти отца, то их обоих должно сжечь.

(§ 158) Если человек после смерти своего отца был схвачен на

лоне своей мачехи, родившей детей, то этот человек должен быть

изгнан из дома отца150.

(§ 159) Если человек, который послал в дом своего тестя

брачное приношение и отдал выкуп, засмотрелся на другую женщину и

сказал своему тестю: «Я не возьму в жены твою дочь», то отец

дочери может забрать все, что ему было принесено.

(§ 160) Если человек послал в дом тестя брачное

приношение151 и отдал выкуп, а затем отец дочери сказал: «Я не

отдам тебе свою дочь», то все, сколько ему было принесено, он

должен удвоить и вернуть.

(§ 161) Если человек послал в дом своего тестя брачное

приношение и отдал выкуп, а затем равный ему по положению

превзошел его дарами, и тесть сказал хозяину жены152: «Ты не бери

мою дочь», то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить

и вернуть хозяину жены, а равный ему не должен взять в жены его

жену.

(§ 162) Если человек взял жену и она родила ему сыновей, а

затем эта женщина умерла, то по поводу ее приданого ее отец не

может предъявлять иска; ее приданое принадлежит только ее

сыновьям.

(§ 163) Если человек взял жену, а она не дала ему иметь

сыновей и эта женщина умерла, то если выкуп, который этот человек

принес в дом своего тестя, его тесть ему вернул, ее муж не может

предъявлять иска по поводу приданого этой женщины; ее приданое

принадлежит только дому ее отца.

(§ 164) Если его тесть не вернул ему выкупа, то из ее

приданого он может вычесть столько, сколько составлял ее выкуп, а

затем он должен вернуть ее приданое в дом ее отца153.

(§ 165) Если человек подарил своему наследнику, которого он

любит, поле, сад и дом и написал ему документ с печатью, то когда

братья будут делиться после того как отец умрет, подарок, который

отец дал ему, он может забрать, а сверх того, они должны

поделиться поровну имуществом, что в доме их отца.

(§ 166) Если человек взял жен для сыновей, которых он имел,

а малолетнему сыну он жену не взял, то когда братья будут

делиться после того как отец умрет, из имущества, что в доме их

отца, они должны определить своему малолетнему брату, который не

взял себе жену, серебро для выкупа, сверх его доли, и дать ему

возможность взять себе жену.

(§ 167) Если человек взял жену, и она родила ему сына, а

потом эта женщина умерла, и после нее он взял в жены другую

женщину, и она родила сыновей, то после того как отец умрет,

сыновья не должны делиться по своим матерям, они могут забрать

только приданое своих матерей, а имущество, что в доме их отца,

они должны делить поровну.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал

судьям: «Я отвергну своего сына», то судьи должны рассмотреть его

дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую

полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть

своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую

полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи

должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую

обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 170) Если человеку его супруга родила сыновей и его

рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям,

которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к

сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги

и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их

отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю

и взять.

(§ 171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям,

которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец

умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их

отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна

быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут

предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.

Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей

подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа.

Пока она жива, она может этим пользоваться, но за серебро не

может продать. После ее смерти это принадлежит только ее

сыновьям.

(§ 172) Если ее муж не подарил ей дара, то должны

восстановить ей ее приданое, и из имущества дома своего мужа она

может получить долю, как один наследник.

Если ее сыновья станут ее притеснять ради того, чтобы

изгнать ее из дома, то судьи должны рассмотреть ее дело и

наложить наказание на сыновей, а эта женщина не обязана уйти из

дома своего мужа. Если же эта женщина захочет уйти, то дар,

который ее муж подарил ей, она должна оставить сыновьям своим, а

приданое дома своего отца она может забрать, и муж, который ей по

сердцу, может взять ее в жены.

(§ 173) Если эта женщина там, куда она вступила к новому

мужу, родила сыновей своему следующему мужу, а затем эта женщина

умерла, то ее приданое должны поделить прежние и следующие

сыновья.

(§ 174) Если своему следующему мужу она не родила сыновей,

то ее приданое могут забрать только сыновья ее первого супруга.

(§ 175) Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял

в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то

хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери

полноправного человека154 относительно рабства155.

(§ 176) А если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в

жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она

вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с

приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они

построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо

же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может

забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после

того как они соединились, должны поделить пополам, и половину

может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь

полноправного человека для своих сыновей156.

Если дочь полноправного человека не имела приданого, то все,

что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны

поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину

может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.

(§ 177) Если вдова, сыновья которой еще малы, захочет

вступить в дом второго мужа, то без ведома судей она не должна

вступить. Когда она будет вступать в дом второго мужа, судьи

должны рассмотреть дела дома ее прежнего мужа, и дом ее прежнего

мужа они должны передать следующему мужу и этой женщине, а также

заставить их изготовить документ. Пусть они берут дом и растят

малышей. Продавать утварь за серебро они не могут. Покупатель,

который покупает утварь сыновей вдовы, теряет свое серебро и

обязан вернуть имущество его хозяину.

(§ 178) Если жрице энтум, надитум или же зикрум157, которой

ее отец дал приданое и написал ей документ, в документе, который

он ей написал, он не записал, чтобы после ее смерти отдавать что

останется куда ей угодно, и не дозволил ей совершать желаемое, то

после того, как отец умрет, ее поле и ее сад могут забрать ее

братья и по размеру ее доли они должны давать ей выдачи зерном,

маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.

Если же братья не дали ей выдачи зерном, маслом и шерстью по

размеру ее доли и не удовлетворили ее сердца, то она может отдать

свое поле и свой сад землепашцу, который ей угоден, и ее

землепашец будет ее содержать. Полем, садом и всем, что отец ее

дал ей, она может пользоваться, пока жива, но она не может

продать это за серебро и удовлетворить требования другого

человека, ее наследственная доля принадлежит только ее братьям.

(§ 179) Если жрице энтум, надитум или же зикрум, которой ее

отец дал приданое и написал ей документ с печатью, в написанном

для нее документе он записал, чтобы после ее смерти отдавать что

останется куда ей угодно, и позволил ей совершать желаемое, то

после того, как отец умрет, она может отдать то, что после нее

останется, куда ей угодно, ее братья не могут подавать против нее

иска.

(§ 180) Если отец не дал приданого своей дочери — живущей в

обители надитум или же зикрум, то после того, как отец умрет, она

должна получить долю в имуществе, что в доме ее отца, как один

наследник и может пользоваться ею пока жива; после ее смерти это

принадлежит только ее братьям.

(§ 181) Если отец посвятил богу надитум, кадиштум или же

кульмашитум158 и не дал ей приданого, то после того как отец

умрет, она должна получить из имущества, что в доме ее отца, 1/3

своей наследственной доли и может ею пользоваться, пока жива;

после ее смерти это принадлежит только ее братьям.

(§ 182) Если отец не дал приданого своей дочери — надитум

бога Мардука Вавилонского и документа с печатью не написал ей, то

после того, как отец умрет, она может получить вместе со своими

братьями 1/3 своей наследственной доли, а повинность она не

обязана нести; надитум бога Мардука может отдать то, что после

нее останется, куда она захочет.

(§ 183) Если отец дал приданое своей дочери, побывавшей

наложницей-шугетум159, выдал ее замуж и написал ей документ с

печатью, то после того, как отец умрет, она не должна принять

участие в разделе имущества, что в доме ее отца.

(§ 184) Если человек не дал приданого своей дочери,

побывавшей наложницей-шугетум и не выдал ее замуж, то после того

как отец умрет, ее братья должны дать ей приданое соразмерно с

достоянием, что в доме отца, и выдать ее замуж.

(§ 185)160 Если человек взял в усыновление малолетнего,

находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник

не может быть потребован обратно по иску.

(§ 186) Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда

он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать161, то этот

воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 187) Приемный сын дворцового евнуха или же приемный сын

зикрум не может быть потребован обратно по иску.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и

передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован

обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот

воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 190) Если человек не причислил к своим сыновьям

малолетнего, которого он взял в усыновление и которого он

вырастил, то этот воспитанник может вернуться в дом своего

родного отца.

(§ 191) Если человек, который взял в усыновление малолетнего

и который вырастил его, а тот работал в его доме, затем завел

родных детей и пожелал отвергнуть воспитанника, то этот приемный

сын не должен уйти с пустыми руками; приемный отец, воспитавший

его, должен ему дать из своего движимого имущества 1/3 его

наследственной доли, и затем тот должен будет уйти; из поля, сада

и дома он может ему ничего не дать.

(§ 192) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум

сказал отцу, воспитавшему его, и матери, воспитавшей его: «Ты не

мой отец, ты не моя мать», то ему должны отрезать язык162.

(§ 193) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум

узнал дом своего родного отца и возненавидел приемного отца,

воспитавшего его, и приемную мать, воспитавшую его, и ушел в дом

родного отца, то ему должны вырвать глаз.

(§ 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын

умер на руках у кормилицы, и кормилица без согласия его отца и

его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как

она без согласия его отца и его матери подменила ребенка, ей

должны отрезать груди.

(§ 195)163 Если сын ударил своего отца, то ему должны

отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны

выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны

переломить ему кость.

(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость

мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил

кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной

цены.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то

должны ему выбить зуб164.

(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить

1/3 мины серебра.

(§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по

положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании

воловьей плетью 60 раз.

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека,

равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен

отвесить 10 сиклей серебра.

(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то

ему должны отрезать ухо.

(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес

ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я

ударил», — и оплачивать лекаря.

(§ 207) Если тот умер от его побоев, то виновный должен

поклясться, и, если умерший — сын человека, виновный должен


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!