Архитектурно-строительные каноны Египта.

1. Устоявшиеся градостроительные системы

Древнее население Египта переходя к оседлому образу жизни постепенно формировало сельскохозяйственные общины, которым были необходимы центры складирования и перераспределения продуктов земледелия, а также места укрытия от внешней опасности. Возникновение таких центров и стало прототипами будущих городов.

В Египте существовала система централизованного крупномасштабного планирования, при которой площадь городского поселения зависела от площади обрабатываемых земель и численности населения.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

Кахун (Хетеп — Сенусерт) — поселок в Фаюмском оазисе, построенный по распоряжению фараона XII династии Сенусерта II около 2000 г. до н. э. для размещения администрации и строителей — рабов.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий город. Округлая форма иероглифа является одним из доказательств того, что древнейшие города Египта имели округлую форму плана.

 

Крепость Нехеб (современный Эль — Каб), расположенная на правом берегу Нила. Заштрихована территория древнейшего округлого поселения. Показан также план города прямоугольного очертания, относящийся к более позднему времени

1 — храм.

Гизе, План Мемфисского некрополя:

1 — пирамида Хеопса (Хуфу); 2 — пирамида Хефрена (Хафра); 3 — пирамида Михерина (Менкаура); 4 — Большой сфинкс. Вокруг пирамиды Хеопса — мастаба и малые пирамиды.

Если планировка и застройка Мемфиса изучена еще недостаточно, то его некрополи, расположенные на плато Ливийской пустыни, известны значительно лучше. Это поминальные храмы, пирамиды и мастаба в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Строительство монументальных некрополей связано было с обновлением заупокойного культа в эпоху Древнего царства, который должен был служить идее вечности и незыблемости существующего государственного строя. Вся земная иерархия египетского общества получила в это время монументальное выражение в мемориальных сооружениях.

Для погребения фараонов строились пирамиды, крупных чиновников и жрецов хоронили в больших, ступенчатой формы гробницах — мастабах. Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, которая соответствовалая сторонам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объемно — пространственных ансамблей, хорошо обозревавшихся с далеких точек, Древнейшим ансамблем такого рода был поминальный комплекс в Саккара, в котором главенствовала 60 — метровая ступенчатая пирамида фараона Джосера, построенная из мелких каменных блоков белого известняка. Пирамида Джосера находилась в центре огромного поминального комплекса, занимавшего территорию 545 Ч 278 м и окруженного стеной высотой 9 м. Единственный вход с восточной стороны вел во внутренний двор святилища, откуда можно было попасть в отдельные дворы, где располагались гробницы родственников фараона.

Гизе, Анализ расположения пирамид, храмов и большого сфинкса

Луксор. План храма Амона. Построен Аменхотепом III в XV в. до н. э. Обращает на себя внимание трехкратное изменение направления главной композиционной оси храма, в результате чего двор, построенный при Рамзесе IIв XIII в. до н. э., получил в плане форму параллелограмма: А — пилоны и двор Рамзеса II; Б — центральная часть недостроенного гипостильного зала Аменхотепа III; В — двор; Г — колонный зал; Д — зал перед святилищем; И, К, Л, М, Н — помещения святилищ.

2. Образная природа ордерных форм.

Изображение деревянных колонок. Древнее царство. 2. Композитная колонна. Эллинистический Египет. 3. Столб-пилястра. Новое царство. 4, 5. Осирический столб. Новое царство. 6, 7. Столб-колонна. Среднее царство. 8. Хатхорическая колонна. Эллинистический Египет. 9. Пальмовидная колонна. Древнее царство. 10. Сложная хатхорическая колонна. Поздний Египет. 11. Многогранная колонна. Новое царство. 12. Лотосовидная колонна. Среднее царство. 13, 14, 15, 16. Папирусообразные колонны. Новое царство.

Лотосообразные гаторические колонны в Египте, наряду с квадратными и многогранными столбами использовались также, как и круглые колонны. Стволу колонны придавали форму стебля, капители - форму цветка. Возможно, что прототипом такой лотосообразной колонны послужил декоративный мотив связки стеблей водяных растений на столбах хижин. В качестве декорирования помещений в архитектуре древнего Египта активно применялись металлические украшения.

 

3. Пропорциональная система.

Пропорции в зданиях и частях зданий архитектуры Египта устанавливали между их размерами самые простые отношения 1:2, 3:5.

Общая высота здания делилась обычно на три равные части:

• Цоколь;

• Ствол колонны;

• и верхнюю часть здания до основания капители.

Последняя часть делится, в свою очередь, также на три части:

• Капитель;

• Абака;

• Карниз.

Каждое подразделение выражается целым числом в единице меры, равняющейся одному египетскому футу (36 см), и точно соответствует двум таким футам. Мы находим здесь одновременно простые отношения и целые числа; в этом — вся сущность пропорций.

Прием ритмических повторений: анфилады колонн, сдвоенные ряды сфинксов, повторяемость геометрии в статуях усиливают впечатление архитектурного комплекса.

Симметрия в архитектуре Египта - господствующая особенность египетского искусства. Ни одна архитектура не уравновешивает так массы, как египетская. Луксорский храм представляет ряд дворов в форме неправильных прямоугольников. Египетским зодчим было известно, что глаз неверно воспринимает углы плана, и потому они допусками некоторые неправильности, ускользающие от зрителя.

Но египтяне не ограничивались арифметическими отношениями. Их склонности к геометризму отвечали изящные геометрические построения. Известно древнее решение задачи прямоугольного треугольника, где прямой угол определяется при помощи треугольника, стороны которого относятся друг к другу, как 3:4:5. Плутарх сообщает, что этот треугольник с соизмеримыми сторонами считался египтянами священным, и они часто пользовались им. Так, при начертании сводов они поступали следующим образом (рисунок 1):

Кривая сводов описывалась циркулем из трех центров, взятых в точках А, Си А двух египетских треугольников. При разработке проектов зданий это вело к установлению таких пропорций, при которых в контуры здания мог быть вписан указанный треугольник. Из этих треугольников, служивших для установления пропорций, обычно пользовались лишь треугольниками с соизмеримыми сторонами в отношении 3:4:5 (треугольник Т или Т, рисунок 2) или треугольниками рисунка 38, которые составляются из сочетания в ином порядке сторон, выраженных числами 3,4 и 5.

В Элефантинском храме в основу пропорций положен треугольник R (рисунок 3). На чертеже рисунка 36 изображено, каким образом он вписывается в контур фасада.

Кроме треугольников, берущих свое начало от египетских треугольников со сторонами 3, 4 и 5, встречаются другие треугольники, изображенные на рисунке 4 буквами E,G и М.

Рис.1 Рис.2

Рис.3

Рис.4


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!