Билет №21.1 Истина как цель познания и её критерии
Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных
вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть
соответствие знания действительности", "Истина - это опытная
подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",
"Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его
эффективность".
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты
характеристики:
1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в
которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в
связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой
она - в независимости содержания истины от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по
своим внутренним идеальным содержанию и форме (например,
всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря
Ньютону)
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном
объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются
категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и
относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное,
исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного
|
|
этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не
может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент
знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д.
- это вечные истины.
Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества
относительных истин.
Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное,
приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое
углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
При этом постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение.
И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны
единого процесса познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с
ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за
ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания.
Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины.
Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные
и философские, эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в
|
|
корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного)
или истинного знания как ложного.
Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом,
есть вопрос о критерии истины.
Три направления при достижении истины:
1) Рационализм, 2) Эмпиризм, 3) Агностицизм
Эмпиризм - направление в теории познания, опыт - основа знания. Безусловное и объективное знание. Индукция, мышление от частного к общему. Теория "идолов" Ф. Бэкона. Предрассудки нашего разума.
Рационализм. Разум - главная форма и источник познания.
Агностицизм – принципиальное отрицание возможности познать истину
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!