Билет №11.2 Типы политических систем



В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

1. Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том, что авторы в основе своей концепции положили принцип классового подхода и форм собственности, опираясь на это, они определили,через какие сложные политические системы прошло человеческое общество:

- Рабовладельческая;

- Феодальная;

- Капиталистическая;

- Социалистическая – эта политическая система была ими лишь определена и должна была возникнуть после краха Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).

2. Типы определённые Робертом Далем это:

- Демократический;

- Авторитарный;

- Тоталитарный.

Основой этой концепции является анализ степени демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.

3. Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из анализа политической культуры (именно на этом анализе была основана его концепция), следующим образом:

- Англо–американский;

- Европейско–континентальный;

- Доиндустриальный.

 

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические

политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

В основу классификации политических систем может быть положен и классовый принцип. По этому принципу строит типологию марксизм, который рассматривает политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса и соответственно выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном понимании.

В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических

систем:

1) Для англо-американской политической системы характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса – государством, партиями, группами интересов и так далее.

Политическая система функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые общепризнанны в обществе.

2) Европейско-континентальная система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу,

группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому

найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.

Демократические политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.

Авторитарные политические системы представляют собой слияние следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.

 

Билет №12.1 Свобода в деятельности человека.

Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!