Русская народная культура как основа анимационного сервиса



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ИСТОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНЕСТВ И ЗРЕЛИЩ.................................5

СУЩНОСТЬ АНИМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ. АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................................................13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ........................................................................................................39

РЕКРЕАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ.................................................................................................................................55

ДРАМАТУРГИЯ АНИМАЦИОННО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРОГРАММ........................................................................................................61

ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ......................................................................88

ИГРОТЕКА АНИМАТОРА.............................................................................103

РАЗБОР РАЗЛИЧНЫХ ИГР, КОНКУРСОВ, ВИКТОРИН, ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.........................................................................................103

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.......................................................................137

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................138

 

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа.

Древняя Греция

Великие Дионисии - праздник весны, плодородия, здоровья.

Малые Дионисии - приурочены к первой пробе молодого вина, в эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т.д.

Линей - здесь впервые стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного празднества.

Анфестерий – праздник продолжался 3 дня. Первый день был посвящен детям, все дети в этот день получали подарки. Во второй день по Афинам ходили горожане, устраивая импровизированные процессии ряженых (персонажи из мифологии). Последний день посвящался памяти усопших.

Мартовские Великие Дионисии - самый главный праздник Великих Дионисий. В первый из 7 дней Великих Дионисий праздничное шествие заполняло весь город. На четвертый день открывались трехдневные драматические состязания. Этими спектаклями заканчивались Великие Дионисии.

Древний Рим

Пятилетние игры - справлялись по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр.

Триумфы - устраивались в честь победы над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославлявшими республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов.

«Столетние торжества» - справлялись каждые 100 лет.

Луперкалии - празднования в честь Фавна.

Праздник перепутий и «Малые триумфы» - овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большом триумфе.

Средневековье и эпоха Возрождения

Карнавалы - массовый народный праздник на городской площади. Основные компоненты карнавала - процессии, игры, акробатические и спортивные показы, мимы, жонглеры, буффоны и маски.

Спектакли под открытым небом - театры за городской чертой возникли в Лондоне. Театральные здания крыш не имели, спектакли в любую погоду игрались под открытым небом. В Италии местом рождения комедии дель арте была площадь, где проходили народные карнавалы.

Массовые зрелища России

Скоморошество - непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. Скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли, которые давали актеры-скоморохи на играх и братчинах.

Карнавальные шествия - «огненные потехи» - начало светских официальных торжеств положил Петр I, с тех пор подобные торжества стали обычаем. В петровские времена многие придворные празднества стали сопровождаться фейерверками. Фейерверки на Руси являли собой целые огненные представления, где были сюжет, развитие действия, кульминация и завершение.

Театрализованные маскарады - театрализованные представления при Екатерине II были официозно-пышными дворцовыми зрелищами. Принцип народного представления основывался на вовлечении народных масс в действие.

Советская Россия

«Мистерия-буфф» - массовое зрелище под открытым небом.

Митинг-концерт - одна из форм театрализованного концерта, популярная впервые в послереволюционные годы.

Массовые спектакли-обозрения - основные пункты в программе массового театра: всемирность, монументальность, творчество масс, оркестр искусств.

Кружки самодеятельности в рабочих клубах - лозунг этого массового самодеятельного движения «за искусство, выражающее классовые задачи революции».

Массовыйагиттеатр - с помощью агитпредставления стремились усилить воздействие на зрителя.

Театрализованные представления.

Массовые праздники и зрелища имеют множество разновидностей:

• театрализованный массовый пролог;

• массовые постановки под открытым небом;

• физкультурные праздники;

• массовое представление-митинг;

• юбилейные празднества;

• фестивали искусств;

• концерт-обозрение в кино;

Эволюция анимационных программ представлена на рис.1.

Рис. 1. Эволюция анимационных программ

Русская народная культура как основа анимационного сервиса

В становлении и развитии русской народной культуры выделяют несколько основных этапов:

- дохристианский период, связанный с древнеславянскими верованиями;

- период утверждения христианства;

- период радикальных реформ, укрепления России международной арене и изменений в русской культуре;

- период социальных перемен в России;

- период возрождения русской народной культуры, осознания ее высокого нравственного потенциала.

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Праздник и обряд в первобытном обществе - своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Он помогал в конкретно-образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывал правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой крепления успехов и передачи опыта.

Обрядовые действия были необходимы человеку, удовлетворяли определенным образом его потребность в познании, в передаче трудовых навыков, психологически подготавливали к охоте (или другой трудовой деятельности) людей, ясно представляющих возможные опасности, ибо ничто так не способствует возбуждению нужных эмоций у группы людей, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью этой группы. После совершения обряда на охоту отправляются не разрозненные индивидуумы, готовые разбежаться при первой же неудаче, а сплоченна группа первобытных людей, согласовавшая предварительно свои действия, сосредоточенная на едином предмете действий, охваченная общим настроением, боевым азартом и уверенная в победе. Все это способствовало успешному исходу охоты, что было подмечено нашими далекими предками, а впоследствии привело к тому, что постепенно подобные словесно-символические действия приняли ритуальный характер, выросли в большие традиционные празднества.

Удачное завершение охоты, в результате которой первобытные люди получали большое количество пищи, достаточное для того, чтобы уверено прожить некоторый период, означало начало очередного праздника.

Праздник представляет собой значительный общественный акт, который, как отмечает известный русский ученый, теоретик культуры М.М.Бахтин, является «очень важной первичной формой человеческой культуры». Постепенно сложились характерные и неотъемлемые черты для торжеств.

Стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить события своей жизни, обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие, являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.

Обрядность - составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Традиция – общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Обычай - правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни.

Праздник - торжественная форма ознаменования различных событий общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Ритуал - порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!