Положительные и отрицательные черты теологической теории происхождения государства



Плюрализм научных взглядов на происхождение государства обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Чтобы выявить положительные и отрицательные черты теологической теории происхождения государства, нужно сравнить ее с другими теориями, с такими как: естественно-правовая, насилия, договорная, органическая, патриархальная, марксистская.

Естественно правовую теория происхождения государства в научной литературе еще называют договорной теорией, которая рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). «Сторонники договорной теории выступают прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей».

Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Эта теория имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение, но игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические). Эта теория, в отличии от теологической, отрицает божественное происхождение государства и права.

Согласно теории насилия, главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими, что противоречит теологической теории происхождения государства, которая отрицает насилие и провозглашает божественное, духовное начало.

Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

Позитивные черты:

Впервые подчеркивается значимость государственной воли. В настоящее время всё ещё существуют государства, идеология которых является теократической. К примеру, Ватикан, Иран, Катар, Оман и другие.

Несостоятельность теологической теории:

Данная теория закрепляет стагнацию (неизменность) государственной власти. Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений.

Заключение

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство - явление многогранное. Рассмотренная выше теория объясняет причину происхождения государства.

В курсовой работе были приведены мнения разных авторов и наиболее заметных сторонников по теологической теории происхождения государства.

Полагаю, что мне удалось достичь или, по крайней мере, приблизиться к истинному пониманию смысла (значит и к самой истине) научной доктрины, а также донести прикладной характер подобных исследований, и сохранить научное, но в тоже время простое изложение материала, способствующее усвоению взглядов, позиций разных мыслителей, плюсов и минусов данной теории.

Важное значение как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений.

Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Итак, теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII-XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне.

Соблюдая заданную тематику работы, в рамках столь скромного и «узкого» исследования сложно быть оригинальным и привносить какие-либо новации, в учение, известное не одно десятилетие или столетия, - в теорию, по которой высказывались многие поколения великих мыслителей. А познание и понимание основных теорий считаю оконченным.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!