Журнал русское слово.



1859г. Но демократический характер приобрел в 1860г с приходом нового редактора Г.Е Благосветлова. Журнал имел, наблюдал научно популярный уклон. Естественно научные знания и факты научной жизни. Тираж до 4000 экземпляров. Приглашен лит. критик Д.И Писарев. Писарев выступил адвокатом голодных и раздетых людей, сторонником раскрепощения личности, от любых социальных и семейных стеснений и уз. Защищал умственное раскрепощение человека от догм и нравственных понятий порожденных крепостничеством. Борцы за свободу человечества от умственной темноты, угнетения (Вальтер, Гена) заслуживают самой высокой оценки критика. Накануне крестьянской реформы 1861г., Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко и отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых в России вообще об обществе разделенном на классы, где один присваивает себе плоды другого. Писарев выступает защитником материализма. В своих работах, он призывал к свержению русского самодержавия. За попытку опубликовать работу (о писателе Шедо-Ферроти) в нелегальной типографии публицист был заточен на четыре года в Петропавловскую крепость. Писарев много размышлял о потенциальных способностях русского крестьянства к революционной борьбе. Отсутствие познания в массе народа публицист считал большим недостатком и стремился к пропаганде знаний в максимальных размерах, веря что знания сами по себе такая сила что человек овладевший ими неизбежно придет к признанию социально полезной и революционной деятельности направленной против царизма и эксплуатации. Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей, Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чернышевского. В канун реформы и после нее он защищает тип разночинца в литературе, тип новых людей подобных Базарову. А затем героя романа Чернышевского «Что делать». Он пропагандирует лит персонажи, которые будучи реалистами люди умеющие трудится. Приносить пользу людям в любое время, способность стать деятелями революции во время прямой борьбы масс за социальную справедливость и обновление. Статьи как «базаров, реалисты, мыслящий пролетариат». Известна его талантливая защита образа Базарова и всего романа отцы и дети Тургенева. В полемике с критиком современника М.А Антоновичем. Будучи последователем Белинского критик выступает за искусство, верное правде жизни, реализм, высокую идейность и нравственность. Самым решительным образом порицал Писарев чистое искусство. Вместе с тем он сложная противоречивая фигура. Ему свойственны определенные увлечения и прямолинейность в пропаганде своих убеждений, утилитарность, ошибность некоторых отрицаний. Писарев обладал исключительным талантом полемиста и по этому многие работы нельзя рассматривать без учета этого обстоятельства. Ряд так называемых заблуждений. Он был нарочитым, полемическим заострением проблем. Любил Писарев и парадоксальную постановку вопросов.

 

Не менее стойким и последовательным борцом против феодализма и его порождений во всех сферах жизни, его пережитков в русской жизни после 1861г. Чем ведущие программы современника. Публицист глубоко разбирался в соц. процессах и вопросе о движущих силах русской революции, особенно в условиях окончания революционной ситуации 60-х годов. Его скептицизм по поводу готовности русского крестьянства к революции оказался исторически оправдан. На ряду с Писаревым в журнале «русское слово» выступали в защиту голодных и раздетых, Н.В Шелгунов, В.А Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозревателя плодотворно сотрудничал французский репортер и публицист (Эли Реклю). Антимонархическая, антифеодальная позиция журнала не вызывала репрессии царизма. Одновременно с современником Некрасова русское слово прекращалось на 6 месяцев и было окончательно закрыто в 1866г.

 

В 60-х гг. начал свою деятельность Достоевский избавить журнал «Время». Здесь были опубликованы «записки из мертвого дома», «униженные и оскорбленные», «Грех да беда на кого не живет Островский». Большое место отводилось французской уголовной хронике, в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи. Имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики, собирал до 4000 подписчиков. Достоевский вел критику, полемизировал с Добролюбовым по вопросам искусства и литературы. Существенную роль в журнале играл критик идеалист Н.Н Страхов который с согласия издателей защищал некую особую самобытность, русского народа, развивал идеи «почвенничества» в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому и утопическому социализму. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве а в отрыве интеллигенции от народа. Он обвинял «Современник» в беспочвенности в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни и хотя почвенники не были однородны по самим взглядам, но их объединяло именно не согласие с революционными демократами.

 

Страхов особенно возражал против материального подхода к улучшению жизни народа. Изменение положения масс должно идти через моральное, религиозное совершенствование. Мир нельзя исцелить не хлебом, не порохом а лишь благой вестью. Терпение русского народа истолковывалось как заслуживающая одобрения добродетель, свою враждебность к нигилистам Страхов по собственному признанию старался передать Достоевскому. Вместе с тем журнал высмеивал, консервативные мнения Каткова, его страх перед современником. Журнал возражал Аксакову оспаривая мысль статьи «публика народ» о крайней противоположности идеалов и привычек народа и привилегированной части населения господ. Салтыков-щедрин, Антонович в современнике не раз выступали против непоследовательности позиции «времени», консервативности, ряда пунктов его соц. программы, отрицание необходимости борьбы. В 1863г. в связи с освещением в журнале причин польского восстания журнал был закрыт правительством. Но Достоевский продолжил свою издат. деятельность выпуская ежемесячник под названием эпоха 1864-1865. Он продолжил защищать идеи почвенничества, обсуждал новую судебную реформу и активизировал полемику по ряду вопросов с демократическими журналами современник и русское слово.

 

 

Журнал «Искра». 1859-1873.

 

Это еженедельный журнал. Издатель поэт Василий Курочкин и художник карикатурист Николай Степанов. В предреформенные годы журнал критиковал крепостников, либеральные заигрывания царских министров, отдельные факты беззакония, как в столице таки в провинции. Искра отличалась хорошим знанием провинциальной жизни ее сатира была точной по адресу и остроумной по форме. Сатирические рисунки и подписи к ним разоблачали многие язвы русской жизни: Цензурный произвол, недостатки просвещения, паразитизм дворянства, реакционную прессу, бюрократизм. Широко применялись пародии и перифразы известных стихотворений поэтов чистого искусства для борьбы против реакционных тенденций в литературе и политике. Особенно усилилась антимонархическая направленность материалов искры после крестьянской реформы. Преследования цензурой, министерство внутренних дел заставило некоторых сотрудников отказаться от предложения сотрудничать в журнале в 1856г. А в 1870г журналу было запрещено помещать карикатуры. Следует, что это подорвало популярность издания.

Авторитет искры был велик, действенность материалов высока. Высокая оценка фельетонов в стихах и прозе поэта В.И. Богданова, посвященная международным событиям 60-70-х годов. Это революционная борьба Франции и прочее. В 60-х заслуживают внимание и такие сатирические журналы как «будильник», «гудок» и т. д.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!