Договор займа по ЗХ



Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника В Результате дурного обращения с ним. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др. Статьи:89,90,91,113,48,94

4)Эволюция политического режима в Афинском полисе с 7-5 в. До н.э. 5)РефрмыСервия Туллия Реформы Сервия Туллия, согласно которым свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен земельный надел, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялась в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политический единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям, где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте, собирал с них налоги. По территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной.

Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался путем создания новых органов. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. 6) Что такое отцовская власть? На кого она распространялась? Как проходила эмансипация сына по законам древнеримского права?

Во главе риской семьи стоял paterfamilias (институт власти, отцовская власть – potestas), все остальные члены семьи беспрекословно ему подчинялись либо по природе, либо по праву. Отцовская власть ставила домочадцев в положение, юридически немногим отличавшееся от положения рабов

Обряд эманципации сына заключался в троекратной продаже его в рабство кому-либо и троекратном освобождении из рабства. Эманципированый переставал быть агнатом своей прежней familia. Эманципация могла быть отменена в случае явной неблагодарности освобожденного в отношении прежнего домовладыки.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!