Учение Гегеля о праве.

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе. Теория права, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы". Идея права в своем развитии проходит три ступени: Первая ступень - абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими

людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Вторая ступень в развитии идеи права - мораль. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Третья, высшая, ступень осмысления права человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в.

В сфере объективного духа свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из своей субъективной формы, объективируется и познает внешнюю реальность своей свободы. Иными словами, объективность духа входит в свои права. В «Философии права» Гегель как раз и освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. А поскольку реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, то и предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Здесь уместно вспомнить знаменитую формулу Гегеля: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Под действительностью Гегель понимал не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем.

Идея права, которая и есть не что иное, как свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, а сфера объективного духа предстает как идеальная государственно-правовая действительность.

Какое же содержание вкладывал Гегель в понятие «право»?

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Свобода, считал Гегель, составляет субстанцию и основное определение воли. Причем речь здесь идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Такое толкование связано с тем, что мышление и волю Гегель трактовал не в плане психологии, т.е. не как различные способности человека, а лишь как два способа одной и той же способности мышления; только один (мышление) есть теоретический способ, другой же (воля) – практический способ.

Понятие «право» употребляется Гегелем в следующих основных значениях:

· право как свобода («идея права»);

· право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

· право как закон («позитивное право»).

Право как свобода. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, понятия «свобода» и «право» выражают собой единый смысл. Отношения свободы и права опосредуются через диалектику свободной воли.

Особое право. Особое право у Гегеля есть осуществленная свобода, представляющая собой иерархическую лестницу «особых прав» (от абстрактных до конкретных форм особого права). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы, т.е. конкретизации понятия права, есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно; они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Ниже по лестнице – «особые права» личности, семьи, общества. Но все эти «особые права» даны в реальности одновременно, и все они вовлечены в разнообразные коллизии. Однако окончательно истинно лишь право ступени по отношению к праву нижестоящей ступени.

Право как закон. Это – одно из «особых прав». Превращение права в себе (т.е. права, взятого в своем объективном наличном бытии) в закон путем законодательствования придает праву свойства всеобщности и

подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Как можно видеть, Гегель различал право и закон, хотя он их не противопоставлял. Такое противопоставление он расценивал как крупное недоразумение.

Гегель признавал, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Но тем не менее положительное право по своей природе как грань самого понятия права разумно. Закон же есть конкретная форма выражения, форма наличного бытия права.

Как и Монтескье, Гегель говорил о наличии исторического момента в положительном праве. В то же время Гегель добавлял, что в положительных законах отражается национальный характер данного народа, ступени исторического развития народа, естественные условия его жизни и т.п.

В развитии понятия права Гегель различал три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность.

Абстрактное право – первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности. Оно имеет тот смысл, что в его основе лежит свобода отдельно взятого человека (лица, личности). А всякая личность, по Гегелю, это есть вообще правоспособность. Абстрактное право есть абстракция и голая возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще никак не обнаруживает себя, его эквивалентном является такая формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода личности находит, прежде всего, по Гегелю, в праве частной собственности. Он обосновывал формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Тем самым очевидно, что в своих суждениях о свободе и праве Гегель выражал протест против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности, полагал Гегель, несправедливо и подлежит преодолению. Он говорил: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Необходимым элементом в осуществлении разумом цели своего наличного бытия является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом такого договора, по Гегелю, может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая может быть произвольно отчуждена собственником. Других договоров (брачный, государственный, т.е. различные теории договорного происхождения государства) Гегель не признавал. Дело в том, утверждает Гегель, что договор есть результат произвола отдельных лиц. Всеобщее же право, представленное в нравственности и государстве, не есть произвол отдельных лиц. Поэтому примешивание имущественного договора к государственным отношениям неприемлемо.

Еще один момент учения об абстрактном праве – суждения о неправде. К такой неправде Гегель относил: а) простодушную неправду, б) обман, в) принуждение и г) преступление.

Преступление, в частности, – это сознательное нарушение права именно как права. Наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и осуществленным правом самого преступника, заложенным уже в его деянии как поступке свободной личности.

Мораль. Снятие преступления через наказание приводит, по схеме Гегеля, к морали – следующей ступени конкретизации понятия права. На этой ступени (здесь личность (персона) становится субъектом свободной воли) впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь во внешне выраженном в конкретных действиях волевом поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Нравственность. Абстрактное право и мораль есть две стороны нравственности. Только в ней, нравственности, оба они приобретают действительность и конкретность. В нравственности, по Гегелю, понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!