Понятие как форма мышления



 

В истории логики при решении вопроса о понятии допускались прежде всего две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая – отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность).

Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Иными словами, этот процесс имеет свои предпосылки, условия, а также причины.

Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший процесс. Он предполагает активность субъекта, включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Анализ – это мысленное разложение предмета на части; этот прием позволяет выделять признаки предмета.

Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование (от лат. аbstractio – отвлечение) – логический прием, заключающийся в мысленном выделении одного признака предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак – «преступник».

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных признаков.

Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия.

Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира.

Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Будучи коррелятом предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие его сохраняется, передаваясь от поколения к поколению.

С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с возникновение частной собственности появляется и возможность ее нарушения – кража, а также средство защиты ее от кражи – право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «ген» и др.

Понятия выполняют две основных функции.

Первая – это познавательная функция. Она осуществляется на основе такой логической операции, как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения представлений о твердых телах, жидкостях и газах, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например, плазму.

Другая, тесно связанная с предыдущей, функция понятия – коммуникативная, т. е. функция средства общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.

Языковой формой выражения понятия является слово (словосочетание), например, «государство», «правовое государство», «федеративное правовое государство». Отношения между понятием и словом подвижны и многоплановы. Одно понятие может быть выражено разными словами: «конституция» – «основной закон государства», «юрист» – «правовед», такие слова называют синонимами. В свою очередь, одно и то же слово может обозначать несколько понятий: «закон» – это и объективный закон природы или общества, и юридический закон; подобные слова называются омонимами. Многозначность слов таит в себе опасность логических ошибок: двусмысленность, смешение и подмена понятий и пр., на них зачастую базируется софистика.

В понятии различаются прежде всего содержание и объем.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Так, содержание понятия «преступление» включает: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость и др.
В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов данной предметной области.

Объем понятия – множество предметов, которое мыслится в понятии. Например, объем понятия «преступление» охватывает все преступления. Графически объем понятия изображается кругом:

 
 

 

 


где А – любое понятие.

 

Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Например, «преступление» и «особо опасное преступление». Первое понятие имеет меньшее содержание, но больший объем, в сравнении со вторым.

Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того, славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» – богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян (в отличие от немцев, французов, англичан и т. п.). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще и специфические признаки русских людей (в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян – именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически:

 

 
 

 


, где А – русский; В – славянин; С – человек.

 

 

Знание природы понятий, их отношения к действительности – важная предпосылка их правильного применения в практике мышления.

 

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!