Полифония культур и мифовосприятие



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Тема

Мифологические модели мира

Выполнила: студентка 1 курса, гр. ГР – 51

Риско К.А.

Проверила: Гилева Е.В

Работа сдана:

Работа проверена:

Новосибирск 2015


 

Содержание

Введение. 2

1. Полифония культур и мифовосприятие. 3

2. Мифология как форма сознания. 10

Заключение. 16

Литература. 17

 


Введение

Мифы это античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые.

Модель мира в мифологии – описание взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека (коллектива) в мифологизированном космосе.

Универсально распространенный способ описания мира в архаических традициях – система фундаментальных противопоставлений: пространственных (верх и низ, левый и правый, восток и запад небо и земля, дом и лес и т. д.), временных (день – ночь, лето – зима и т. д.), абстрактных (чет – нечет) и др., в конечном итоге воплощающих благоприятные и неблагоприятные для коллектива явления: жизнь – смерть, счастье – несчастье, добро и зле. космос и хаос.

В диахроническом аспекте Модель мира описывает переход от хаоса к космосу и от времени мифического, эпохи первотворения, к времени историческому.

Наиболее распространенный образ, синтезирующий все координаты Модели мира – мировое древо.

Объект – мифология.

Предмет – мифологические модели мира.

Цель данной работы рассмотреть мифологические модели мира.

Задачи:

- рассмотреть полифонию культур и мифовосприятие;

- изучить мифологию как форму сознания.


Полифония культур и мифовосприятие

В современной глобальной культуре актуализируется вопрос не только самоидентификации народов, но и культурного личностного самоопределения, без которых невозможна межкультурная коммуникация. Возникшая угроза культурной нивелировки рождает проблему сохранения многообразия культурного бытия человека, полифонии культур как равноправия и равнозвучания каждого этноса.

Одним из аспектов сохранения полифонии культур является творчество художника, постигающего другую культуру, находящего и черпающего в ней вдохновение для обогащения себя и своей культуры. Креативность в данном случае не просто поиск экзотики и эпатажа, не собирание разбитых черепков на историческом кладбище прошлого, а творческое переживание симфонического живого звучания другой культуры.

Любая попытка общения не возможна без понимания основ иной культуры. В связи с этим одной из актуальных задач философии и других наук о человеке остается поиск методов и способов познания различных сторон его душевной и духовной деятельности, применения этих познаний в образовательной среде.

Свою лепту в решении этой задачи может внести философия мифа. Миф охватывает различные стороны человеческой жизни, он лежит в основах формирования культуры. Поэтому исследование мифа, принципов его жизнедеятельности может открыть особенности изучаемой культуры, позволит не только наблюдать, но и понять внутреннюю глубину представителя другой культуры.

Проблема изучения мифа заключается в том, что нет общепринятого определения того, что есть миф. Вероятно, вывести это понятие будет не возможно, поскольку понимание этого феномена, как бы он не проявлялся, зависит от личности исследователя, его интуиции и его мифологического чувства. Для одного человека, в бытовом понимании этого слова, миф – это синоним неправды, для М. Элиаде или А. Лосева и многих современных авторов – наоборот, миф – это правда, реальная действительность.

Следует сказать несколько слов о мифе и мифологии. Миф и мифология, это понятия не равнозначные и не однозначные. Мифология – это воплощенная в виде повествования та или иная жизнедеятельность мифа. Мифология – это, если возможно такое сравнение, документ мифа, отражающий различное его состояние. Личность по документам можно только установить, но невозможно понять. Многие исследователи, замечательные ученые, не отделяя мифа от мифологии, исследуют только «документы» мифа, причем только по одному или нескольким типам «документов», давая им определение самого мифа. Вследствие этого и рождаются различные трактовки мифа.

Мифология может быть живым воплощением мифа, а может быть уже омертвевшим памятником человеческой культуры. Но миф не умирает никогда, поэтому в нашем анализе этого феномена культуры принципиально отделим миф от мифологии.

Чтобы дать определение сути мифа, необходимо произвести еще одно действие – отделить от него проблему времени. У многих современных исследователей, особенно историков, существует определенная установка, которая относит миф и мифологическое сознание только к глубокой древности. Возникает простая антиномия: в прошлом у человека было иное, мифологическое сознание, а сейчас оно позитивное, принципиально отличное от прошлого. В этом построении кроется глубокое непонимание мифа. Суть этой ошибки в том, что исследователь, используя чудом сохранившиеся «документы» мифа, абстрактно приписывает древнему человеку, его сознанию болезненные черты умственной недоразвитости. Кстати, этот метод анализа сам по себе принадлежит к первобытному сознанию: тех, кого ты не понимаешь, считать за «недочеловеков» и варваров. В современной науке этот вопрос еще окончательно не решен: каждый может выбрать одно из двух – следовать за школой Леви-Брюля, считавшего, что у древнего человека иное сознание, или школой структурализма и Леви-Стросса, который считал, что в древности были те же механизмы сознания, что и сегодня.

Постараемся для более точного определения природы мифа отойти от этой проблемы, поскольку она неразрешима в подобном формате. Только предположим, что в историческом времени у человека накапливается только прагматический опыт и знание, которые с изменением исторических эпох не затрагивают самой основы существования мифа.

Еще Н.А. Бердяев отмечал, что «различные исторические эпохи насыщены элементами мифотворчества. Каждая великая историческая эпоха, даже в новой истории человечества, столь неблагоприятной для мифологии, насыщена мифами»[1]. Можно добавить, что миф сопровождает не только исторические эпохи, великие события народа в прошлом, но и существует сейчас и отражается в мироощущении каждого человека. Более того, как отмечает В.М. Найдыш, в современном российском обществе возникла идеальная среда для возникновения новых и возрождения старых мифологий[2].

Поэтому миф остается одной из важных составляющих душевной деятельности человека. Не смотря ни на что миф продолжает существовать, как неотъемлемая часть любой культуры, и, более того, влияет на жизнь каждого человека. Можно добавить, что миф сопровождает не только исторические эпохи, великие события народа в прошлом, но и существует ныне и отражается в мироощущении каждого человека.

Основа жизненности мифа заключается не в знании, а в процессе познания. Органами чувств, мыслью, интуицией окружающее нас мы не в состоянии познать полностью. Человек вынужден познавать ими и через них окружающий мир. Опыты чувств, доверие им, память и накопленные знания позволяют человеку создавать в сознании некую систему окружающего мира.

Не правильно думать, что миф это синоним неправды, сказки. Для носителя мифа – миф самая настоящая реальность и правда[3]. Так происходит от того, что миф это не рассказ, а способ нашего ограниченного ума воспринимать окружающую действительность. Поскольку познавательные способности человека весьма ограниченны, то он вынужден им доверять. Человек, доверяя собранной разрозненной и не совершенной информации об объекте познания, вынужден идеализировать, создавать некую модель. Эту модель он не просто сознает рационалистически, человек ее познает через ощущение доверия своим чувствам. Это и есть миф. Миф не константа текста или идеи, это процесс, который проявляется в мире вербально через речь и текст, невербально через символы или деятельно.

Следуя этому рассуждению, будем оперировать определением, что миф есть проявляющаяся в человеческом сознании жизненно важная необходимость к идеализации, как неудовлетворенность познавательными возможностями субъекта.

На пути познания иной культуры, ее мифологического миропонимания могут лежать совершенно конкретные опасности. Они также связаны с мифологической деятельностью нашего сознания. Исследователь или художник, изучая другую культурную действительность, не только может не увидеть ее глубины и звучания, но и создать нечто субъективное. В этом явлении отражается не столько культура, сколько мифологическое чувство.

В эпоху постмодерна особенно актуальна проблема возникновения неомифологии. Ханаху Р.А. и Цветков О.М. отмечают, что источник неомифологии – это история. Она теперь представлена не в виде хронологически упорядоченной и логически обоснованной цепи событий, а в виде калейдоскопа из нагромождения исторических сюжетов, лишённой четких логических связей, в виде конгломерата вырванных из контекста событий и персонажей. Искажённая мифологическим видением история превращается, по сути, в предание, эпос – перечень деяний региональных «героев», в роли которых выступают исторические личности, разные в каждом регионе[4]. Действительно, сможет ли существовать полифония культур, и звучание каждой культуры, если из истории, материальной и духовной культуры создать мозаичную неомифологическую модель? Наверное, не сможет.

Возникает следующая проблема, познаваема ли мифологическая картина мира культуры современной или оставшейся в историческом прошлом?

При сравнении различных культурных мифологических систем возникают вопрос, почему при многообразии народов, живущих в условиях традиционной или современной культур, так часто встречаются одни и те же мифологические сюжеты, откуда возникают аналогии в мифологии? Возможно, что ответ на эти вопрос достаточно прост. Поскольку мы определили, что истоки мифа находятся в мыследеятельности, то именно в уме, в сознании человека необходимо искать различные причины воплощения мифологических особенностей.

Причин, как правило, две: внутренняя и внешняя. Начнем с внешней причины, суть которой в том, что особенности внешней среды обитания человека по всей планете одинаковы. Вернее одинаковы принципиальные условия внешней среды, при кажущемся географическом отличии. День и ночь, солнце и луна, лето и зима, темнота и свет, вода и суша, высота и глубина, птицы, деревья, рождение и смерть, необходимость в одежде и жилье, и многое другое у всех народов будут одинаковыми, при некотором качественном отличии, которое не принципиально влияет на формирование мифологической картины мира человека. Если, к примеру, в мифах Южной Америки говорится о дожде, то человек любой традиционной культуры поймет, о чем идет речь.

Обладая одинаковыми чувствами в познании мира, люди в любом обществе поймут и ощутят одинаково холод и жару, светлое и темное, сладкое и соленое, вареное и сырое и все, что предоставляют нам наши несовершенные чувства. Следовательно, чувственные базовые понятия у различных народов будут общие, поскольку у них одинаковые чувства восприятия окружающей среды.

Внутренняя причина существования одинаковых мифологических сюжетов у различных не родственных народов заключается в аналогичном процессе мыследеятельности у всех людей, а правильней сказать, аналогичной душевной деятельности.

Под душевной деятельностью необходимо понимать чувственную, умную и словесную способности человека. Есть чувства внутренние, не связанные напрямую с осязанием или обонянием или другими внешними чувствами, это чувства душевного, внутреннего порядка: любовь, симпатия, ненависть, гнев и прочее. Вряд ли кто-нибудь, находясь в здравом уме, предположит, что европейцы любят своих детей больше, чем китайцы или бразильцы, что ненависть к врагам у представителей племени Андаманских островов иная, чем у чеченских боевиков. То же самое можно сказать и о других эмоциях и чувствах, таких как ужас, боль, желание жить и быть счастливым, страх и неприятие смерти, влюбленность и т.п.

Необходимо также учитывать исторические и культурные факторы кочевания одинаковых мифологических структур, который, безусловно, были, поскольку ни одна культура не существует изолированно, и представляет собой продукт культурной деятельности многих предшествующих культур.

Эти причины дают нам возможность предположить, что основные мифологические сюжеты появились, и, возможно, будут появляться вследствие одинаковых внутренних и внешних условий жизни человека и работы его ума, постигающего мир.

Если допустить, что базовые мифологические сюжеты могут одинаково пониматься и переживаться традиционными народами, живущими на разных географических широтах, то можно сделать предположение, что понимание их возможно и исторически, поскольку внутренние и внешние условия жизни современного человека изменились не принципиально. Это значит, что при определенных условиях исследования, то есть знании географии, истории, этнографии, археологии, лингвистики, можно пытаться достаточно достоверно восстановить мифологическую картину мира любого народа, и, следовательно, понять представителя другой культуры, и предоставить возможность каждой культуре занять свое достойное место в полифоническом звучании современности.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!