Максимально задействовать себя в служении



Желание критиковать часто приходит от праздного времяпровождения. От медитации на чужие недостатки никому лучше не становится, тогда как бхакти дарует несравнимое благо. Так что, если нам не удаётся справиться с тенденцией критиковать других, значит надо давать более строгие обеты и больше задействовать себя в служении.

Не смеяться над вайшнавами и другими

 

«Не смейтесь над вайшнавами, вашими друзьями или кем-либо вообще. В шутку можно сказать что-нибудь совершенно неуместное. Если мы подшучиваем над гуру или вайшнавами, то можем нанести оскорбление, — так действует вачо-вега. Поэтому будьте осторожны» (Шрила Нараяна Махарадж, «Суть всех наставлений»).

 

Соблюдать вайшнавский этикет

См. раздел «Этикет».

Избегать дурного общения, как можно больше находиться в садху-санге

«Если человек попадает в дурную компанию по невежеству, все равно общение с безбожниками приведет его к деградации. Однако если кто-то даже случайно окажется в обществе святых личностей, общение с ними очень быстро уведет его из плохой компании и освободит от мирских привязанностей» («Шримад-Бхагаватам», 3.23.55).

Контроль ума

 

«Падманабха дас (из Дели): Мы можем удерживаться от критики языком, но критика начинается в уме.

Шрила Гурудев: Мы также должны убрать это из нашего ума» (Баджер, 17 июня 2008).

Так как все наши желания и действия коренятся в уме, чрезвычайно важно именно там в первую очередь искоренять тенденцию осуждать и критиковать. Для этого нужно приучиться следить за своим умом. И как только настроение осуждения (нинда-вритти) появляется в нём, тут же «арестовывать» его [это настроение] и «устраивать ему допрос» (можно для этой цели воспользоваться «методом Сократа» из нижеизложенной притчи; а последующие пункты данной главы помогут подключить ещё и разум к этой «массированной атаке»): Зачем оно пришло? Кто его звал? А нужно ли оно нам? И так далее. После такого неожиданного (ведь это нинда-вритти привыкло уже за долгие годы беспрепятственно проникать в наш ум и делать его своим «подельником») нападения этому «родоначальнику критики» ничего не останется, кроме как со стыдом убраться туда, откуда пришёл.

Притча

Один человек пришёл к Сократу и спросил:

- А знаешь, что мне сказал банщик о твоём друге?

- Подожди, - остановил его Сократ. - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

- Нет. Просто я слышал от других....

-Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее, доброе, созидающее?

- Нууу... нет.

- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нём что -то, в чём нет доброты, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет теперь необходимости.

- Итак, - заключил Сократ, - ты видишь: в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни правды. Зачем тогда говорить?

**

 

Отложить на потом

«Если ты хочешь сделать что-то хорошее, делай это сразу же. Если ты думаешь: “Я сделаю это завтра” – сделай это сегодня. А если что-то наметил сделать сегодня, то нужно делать это в эту секунду, прямо сейчас. А если захотел что-то дурное сделать – откладывай это на завтра, на послезавтра и так далее» (Шрила Нараяна Махарадж, 23 сентября 2002г.).

Если тебе вдруг сильно захотелось покритиковать кого-то, потерпи немного – отложи это на другое время. Глядишь – потом и расхочется.

Задействовать ум

 

«Читайте книги и всё время занимайте свой ум. Если вы не задействуете его, то он обязательно сам найдёт себе дурные занятия. Ум требует себе пищи, поэтому мы должны давать ему хари-катху – столько, сколько мы способны слушать, а затем повторять и медитировать на это» (Париж, 30 июня 2009).

Один преданный на одесском фестивале 2008г. на утренней прогулке спросил Шрилу Гурудева (Нараяна Махараджа):

– Мой ум постоянно медитирует на недостатки других. Как мне избавиться от этого?

– А твой Гурудев говорил тебе делать это? Ты непослушный ученик. Если замечаешь, что ум начинает критиковать других, то силой уводи его на игры Кришны.

 

Работать над собой

 

По милости Шри Гуру мы получили семя бхакти в нашем сердце. Если мы должным образом ухаживаем за ним и поливаем, то оно будет расти. Однако вместе с лианой преданности будут появляться и сорняки, такие как гордость, желание славы и почестей, склонность критиковать других, гнев, зависть и так далее. Необходимо вовремя замечать их и выпалывать их с корнем с помощью самоконтроля и искренности, иначе вскоре они перекроют нашу лиану преданности и она завянет.

Нужно научиться видеть недостатки прежде всего в самих себе, а не в других.

«Если, занимаясь преданным служением, человек не улучшит своих качеств, он так и останется на самой низкой ступени преданного служения («Бхагавад-гита», 9.30, комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами).

«Избегайте критики других! Вместо этого критикуйте свой собственный ум и дурные качества» (Одесса, 22 сентября 2002).

«Наша задача – сосредоточиться на исправлении своих собственных недостатков. Стань лучше, чем ты есть» (Шрила Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»).

«Исправляйте себя, а не других, тогда вы обретёте настоящий покой» (Шрила Шридхар Махарадж, «Гармония – основа всего», из книги «Онтология мира прекрасного»).

«Анандини даси: Как мне остановиться критиковать?

Шрила Гурудев: Ты можешь критиковать себя, но не других. Это оскорбление, и бхакти покинет тебя. Будь осторожна» (Вриндаван, 9 августа 2009г.).

«Если кто-то не совершает бхаджан, почему вы беспокоитесь об этом? Следите только за своим собственным поведением» (Матхура, 1994).

«Будьте очень осторожными. В первую очередь смотрите на своё собственное состояние и пытайтесь очистить самих себя. Есть ли у вас какое-то вожделение? Есть ли в вас какие-то лживость и лицемерие? Печальтесь об этом, не беспокойтесь о других» (Г, Гавайи, 7 февраля 2005).

«Не беспокойтесь о том, что делают другие… Лучше спросите самих себя: «Насколько хорошо я развиваюсь в сознании Кришны? Следую ли я тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманина манадена?» (Г, Австралия, 29 апреля 2005).

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!