Гражданское общество по Г.В.Ф. Гегелю. Актуальность идеи на современном этапе.

ГО по Гегелю – это сложная система зависимостей частных инициативных лиц друг от друга и их обязательств друг перед другом в рамках производства, распределения и потребления. Частные лица, однако, мыслятся как члены определенных групп – сословий и корпораций, образующихся на основе разделения труда и свободного объединения людей в группы. Их взаимозависимость выражается в том, что удовлетворение частного интереса уже заранее ориентировано на удовлетворение интереса всеобщего, так как способы такого удовлетворения определяются гражданской культурой – всеобщей средой опосредования частных интересов. Понятие договора заменяется понятием интереса

Вначале идет семья

Первым институтом является семья. Она включает в себя следующие моменты: брак, имущественную сторону, воспитание детей и распад семьи. Брак основывается на любви, но поскольку он основан на субъективном, случайном чувстве, он может быть расторгнут. Но брак должен быть святым в идеале. Дети имеют право на воспитание родителями, родители – на услуги детей. Главным моментом является дисциплина. Воспитание преследует следующие цели: нравственность должна быть преподана ребенку как непосредственное, свободное от противоречий чувство; ребенка необходимо взрастить как свободную и самостоятельную личность. Смысл дисциплины – сломить своеволие ребенка.

Гражд культура

Гражданское общество расположено над семьей и под государством. При этом ГО возникает позже государства, как таковое – лишь в современном (для Гегеля) мире. Оно представляет собой широкую сеть отношений, обязательств и потребностей, вытекающих из всеобщей взаимообусловленности субъектов частных интересов, и иметт много коррелирующих между собой сторон и аспектов. При этом исходным моментом является частный интерес личности, но его партикулярность (стремление к частному) восполнена интересом всеобщим. Между этими полюсами образуется своего рода силовое поле той связи, которая и создает ГО.

В ГО каждый для себя – цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме (это коммуникативное опосредование). Посредством соотношения с другими цель придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других. То она привязывает к удовлетворению тех, через кого она прошла.

Поскольку в ГО личные цели достигаются опосредованно и частные интересы удовлетворяются опосредованно, через достижение и удовлетворение общественных целей и интересов, постольку ГО определяется Гегелем как система всесторонней зависимости.

ГО – это определенный баланс частных и общих интересов и коммуникативная среда их взаимодейстивия – особая культура. В рамках данной среды частные интересы становятся цивилизованными, приобретают гражданский характер. Частный интерес в ГО перестает быть изолированно субъективным, и эгоистичным по своему характеру. Интерес является исходным абстрактным моментом анализа ГО. Это источник социально значимого действия. Совокупность таких интересов преобразует несознательный интерес в сознательный – и тем самым обобществляет его, делает его соблюдение нравственно обязательным для общества, встраивает в него интерес общий.

ГО – совокупность функциональных зависимостей, правовых обязательств и нравственных обязанностей в рамках всеобщей взаимосвязи. Это также и особая культурая бщения, предполагающее осознание субъектом частного интереса всеобщего интереса, а обществом – фундаментальной значимости и правомочности всей гаммы частных интересов и каждого в отдельности. И это также определенная социальная структура с элементами, компенсирующими разрыв между богатыми и бедными.

В основе системы лежит частный интерес и частная собственность. ГО невозможно в условиях нивелировки и стертости частного интереса.

В качестве одной из несущих конструкций культура гражданского общества – является образование. Образование есть освобождение и работа ради высшего освобождения от непосредственной природы.

ГО включает в себя 3 момента:

1- систему потребностей. Потребности различаются по характеру и способам удовлетворения. Животные потребности просты и способы их удовлетворения конечны. С человеком сложнее. Но в человеческом мире происходит дифференциация и возвышение потребностей. Дифференциация потребностей и способов их удовлетворения ведет к углубляющемуся разделения труда, к тому, что частный труд становится все более упрощенным. Тенденция здесь такова, что человек оказывается се в большей степени исключенными из процесса труда, уступая место машине. ГО характеризуется глубоким социальным расслоением. Существует имущественное неравенство. Причем право с его абстрактным равенством людей не устраняется неравенства фактического. Эти различия концентрируются, образуют всеобщие массы, так что формируются особые системы потребностей, их средств и труда, способов удовлетворения, практической и теоретической культуры – концентрируются в системы, по которым распределены индивиды, в сословия. Если базисом государства является семья, то вторым следует считать сословия.

2- Свобода и защита частной собственности при помощи правосудия. Приобретение собственности и связанные с ним действия должны совершаться в той форме, в которой это предписано законом. Собственность покоится на договоре и формальностях. Формальности должн быть четко определны. Спецификация законов применительно к разнообразным видам собственноти и договореов – основное содержание позитивного права. Другой его частью является уголовный кодекс. Осуществление закона осуществляется публичной властью, правосудие следуте считать обязаностею и правом государственной власти. Судопроизводство должно быть публичным, а сам суд – судом присяжных.

3- забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особому интересу как общему с помощью полиции. Хорошие законы ведут к процветанию общества, а свободная собственность – условие его блеска. Но человек имеет право требовать, чтобы принималось его внимание и его особенное благо. Это происходит при помощи полиции и корпорации. Последние устанавливают порядок пкак гарант “нерушимой обеспеченности лица и собственности”. Цель полицейского надзора и государственной опеки – предоставить человеку возможность достижения его целей. Полиция заботится об уличном освещении, строительстве мостов и др. Полиции принадлежат функции административной заботы. Поскольку каждый человек имеет право требовать от общества средств к существованию, оно должно защищать его и от него самого. Речь идет о предотвращении образования черни, то есть той части общества, что утратила гражданское самосознание.

Для бедных семью занимает власть, помогая им в непосредственной нужде и борясь с их нежеланием работать, злостью и другими пороками. Сама по себе бедность не делает чернью. Речь идет о духовном обнищании и социально-психологической деградации: отчуждение труда, ведет к социальному и политическому отчуждению – это рабство или крепостничество, отчуждение интеллекта, то есть признание за другими безусловного авторитета и правомочия определять и предписывать человеку, какие поступки ему совершать, что следует считать должным и т.д.

Социальное отчуждение проявляется в 2х случаях:

1- зависимость и нужда связанного с каким-либо трудом класса (черни), что, в свою очередь связано с неспособностью наслаждаться своей свободой и особенно духовным преимуществом ГО.

2- чернь озлоблена, возмущена. Она направляет свой гнев на богатых, на общество + человек расхолаживается, становится легкомысленным и уклоняется от работы

Прогрессивное налогообложение и перераспределение доходов, возлагающее на богатых обязанность сохранять для обедневших подобающий уровень жизни – один из способов противодействия бедности. Но это вызывает еще большую деградацию. Поэтому ГО понуждаемо к образованию колоний. Но колонии воспроизводят ГО с присущими ему полюсами бедных и богатых. Есть еще способ – государственное попечение о бедных.

Образованию черни препятствуют корпорации. Связаны с промышленным сословием. Корпорация выступает к ее членам как вторая семья, это солидарная группа, способная эффективно поддерживать своих членов.

Сословия: земледельческое, промышленное и всеобщие сословия.

Земледельческое сохраняет патриархальный образ жизни. Человек принимает здесь с непосредственным чувством, даруемое ему и полученное им, благодарит бога за это и живет в благополучном уповании.

Промышленное сословие формирует продукты природы и зависит в добывании средств к существованию от своего труда, от рефлексии и рассудка, а также существенно от опосредования потребностями и трудом других.

Всеобщее сословие (госслужащие) охраняет всеобщие интересы общества, оно освобождено от непосредственного труда для удовлетворения своих потребностей.

ГО своими силами не в состоянии преодолеть проблему бедности. Поэтому Государство поглощает семью и ГО и образует тотальность более высокого порядка.

Государство

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!