Вопрос 37. Государство как реализация Абсолютного Духа в учении Г. В. Ф. Гегеля

1. Государство как проявление разума (правовое государство)

2. Государство как нравственное целое

3. Проявление идеи государства

1. Индивидуальное государство, внутригосударственное устройство

2. Отношения между государствами

3. Государство во всемирной истории\

 

В философской системе Гегеля абсолютный дух является вершиной философской системы Гегеля, это абсолютная идея, то есть идея, сознающая само себя. Абсолютный дух проявляется в трех формах – искусстве, религии, философии. Государство же по Гегелю представляет идею свободы, права, разума. «То, что есть государство, — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Параллельно с государством существует гражданское общество, которое способствует осуществлению частных интересов граждан. Государство и общество соотносятся друг с другом как разум и рассудок, общество вторично по отношению к государству, оно строится на его основе.

Государство является проявлением разума. Гегель допускает существование плохого государства, однако поскольку такое государство не обладает разумностью, оно остается за рамками философии Гегеля. Государство и есть наиболее конкретное право, поэтому гегелевское государство – это государство правовое. Все отношения государства опосредованы правом. При этом для Гегеля идея государства существует только в рамках европейской цивилизации.

Государство в трактовке Гегеля является нравственным целым. Оно не является собранием отдельных индивидов с их правами, а именно единым целым, живым организмом. Таким образом, нельзя говорить о противостоянии государства и индивида, противостоянии их свобод – свобода государственно-организованного народа (нации) уже включает в себя свободу индивида. Здесь можно увидеть параллель с полисом-государством как наивысшей формой общения в античной философии.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право и 3) во всемирной истории.

1. Индивидуальное государство, в его разумном варианте, представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей. Разделение властей в государстве – гарантия свободы. Однако Гегель не соглашается с Монтескье относительно состава властей. Тремя властями по Гегелю являются законодательная власть, правительственная власть и власть государя. При этом Гегель подчеркивает, что разделения и противостояния властей не происходит, все они должны образовать органическое единство в рамках одного государства, все власти являются «текучими членами» общего целого. В господстве целого заключается концепция внутреннего суверенитета государства. Вместо суверенитета народа существует суверенитет наследственного монарха. Правда, объективная сторона государственного дела определяется законами, а не субъективной волей монарха; монарх только прибавляет выражение своей воли к тому, что определено законами.

Правительственная власть (в состав которой входит и судебная) подводит отдельные случаи под всеобщее, то есть выполняет указы монарха. Государственные служащие должны составлять основную часть среднего сословия, которое характеризуется высоким интеллектуальным уровнем и осознанием народной массы. Гегель предусматривает необходимость контроля над деятельностью чиновников как сверху, так и снизу.

Законодательная власть устанавливает и определяет всеобщее. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т. п., а не путем индивидуального голосования.

2. Высший момент идеи государства – идеальность суверенитета. Государства относятся к друг другу как свободные и независимые индивидуальности. В столкновении суверенитетов заключается нравственный момент войны. В сфере внешних отношений существует внешнее государственное право. Основной принцип международного права – уважение суверенитета государства и возможность разрешать конфликты договорным путем (международные договоры должны соблюдаться). В случае, когда суверенные воли государств не приходят к согласию, вопрос приходится решать путем войны. Однако Гегель подчеркивает, что такая война не ведется против внутренней, частной жизни граждан и даже во время войны должны соблюдаться правовые принципы. Через диалектику соотношений суверенных воль проявляется мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к суверенным государствам и судит их (мировой суд истории).

3. Всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Носителем мирового духа является господствующий на данном отрезке истории народ. Все Новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел в виду не только немцев, но, скорее, вообще народы Северо-Западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.

Правовое государство является по Гегелю наиболее полной формой объективизации свободы. Гегелевский этатизм проявляется в возвышении государства над индивидом. Однако философские взгляды Гегеля нельзя назвать тоталитарными, так как государственный аппарат функционирует исключительно в правовых нормах. В этом смысле можно сказать, что концепция этатизма противоположна концепции тоталитаризма, где произвол государства ничем не ограничен.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!