Практическое № 6. Методика редакторского анализа и правки текста (правка-вычитка и правка-обработка)
1. Оформите внутритекстовые сноски (для выделенных жирным шрифтом источников) и подстрочные сноски (для подчеркнутых источников).
В кризисные моменты развития общества роман, как правило, занимает господствующее положение в жанровой иерархии (на это указывается в работах исследователей: Бахтин, Лотман, Тамарченко, Маркович). Жанр романа наиболее полно выражает состояние отчуждения, свойственное историческому развитию нового времени, и идеально-художественное его преодоление. По мысли М.М. Бахтина, изложившего свою теорию романа книге «Вопросы литературы и эстетики», особенности жанра романа «обусловлены определенным переломным моментом в истории европейского человечества: выходом его из условий социально замкнутого и глухого патриархального состояния в новые условия международных, междуязычных связей и отношений» (Бахтин, 455). В ситуации 1820–40-х годов, «когда, с одной стороны, еще сохранялись традиции патриархально-народного коллективизма, с другой – еще не было утрачено значение личной инициативы в национально-исторической жизни» (Тамарченко, 196), романная форма в русской литературе адекватнее всего смогла выразить противоречие «эпохи героев» и «современного прозаического состояния» (Гегель, 36).
Роман, по определению М.М. Бахтина, «единственный становящийся и еще неготовый жанр» и «художественно организованное социальное разноречие, иногда разноязычие, и индивидуальная разноголосица» (Бахтин, 447). В отличие от эпопеи и дореалистического романа в «реалистическом типе романа становления» мир и герой даны как переменные величины. Отсутствие единой и абсолютной иерархии ценностей приводит к относительности и неустойчивости мира и героя: «герой меняется вместе с миром, меняющимся в самих своих устоях» (Тамарченко, 34–35). Утрата единого, «бесспорного и непререкаемого», языка, с одной стороны, наделяет человеческое слово правом особой точки зрения на мир («идеологемы»), с другой – это слово равноправно в системе других слов и не является единственно возможным, а потому единственно истинным. Отсюда – «основным, «специфирующим» предметом романного жанра, создающим его стилистическое своеобразие», становится «говорящий человек и его слово» (Бахтин, 1986, 145), причем это слово подлежит критике и проверке, а язык «из непререкаемого и единственного воплощения смысла и правды становится одной из возможных гипотез смысла» (Бахтин, 181–182).
|
|
Культурные и политические условия 1820–1840-х годов, определившие особую «сакральную миссию русской литературы как посредника между земным и Божественным» (мысль Белинского цитируется по книге Лотмана, 345), обусловили и особый статус действительности в художественных текстах этого времени. Действительность стала осознаваться как «взаимопересечение различных точек зрения, позволяющее выйти за пределы ограниченности каждой из них. Носителем значения становится не какой-либо стилистический пласт, а пересечение многих контрастных стилей (точек зрения), дающее некое «объективное» (надстилевое) значение» (Лотман, 53–54). Понимание многомерности мира, «ощущение безграничности и неисчерпаемости бытия, ощущение бесконечного многообразия его сфер, предчувствие непредсказуемых откровений» (Маркович, 60) заставляет искать новые средства изображения такой действительности как некоей целостности, объединяющей в себе разнородные и в то же время взаимообусловленные друг другом реальности.
|
|
Литература
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3.
4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–285.
5. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.
6. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. М., 1997.
|
|
2. Сформулируйте Ваши замечания к тексту заметок. Проведите правку-обработку. Предложите заголовки.
Рожь-матушка
Знаменитый физиолог И.П. Павлов неоднократно говорил и писал, что «ломоть свежеиспечённого хлеба есть величайшее изобретение человеческого ума». Зерна ржи были найдены на Украине при раскопках поселений, относящихся к II–I тысячелетию до нашей эры.
Рожь по достоинству была оценена на Руси и стала одной из важнейших продовольственных культур.
Продвигая озимую пшеницу и ячмень из очагов их первоначальной культуры, человек бессознательно расширял ареал сорно-полевой ржи. При продвижении пшеницы на север, когда условия произрастания для последней были менее благоприятными, человек постепенно убеждался в полезности многих свойств ржи и стал сознательно высевать её сперва в смеси с пшеницей, а впоследствии в качестве самостоятельной культуры. Культурная рожь – однолетнее травянистое растение семейства злаковых, занимающее второе место среди хлебных культур, уступая лишь пшенице. Зёрна ржи содержат более 67 процентов углеводов, 13 процентов белка, 2 процента жира, 3,5 процента клетчатки, зольные элементы, витамины группы В и витамин Е. Короче говоря, зёрна ржи обладают полноценным биохимическим составом веществ, необходимых для жизни человека.
|
|
Ломоть ржаного хлеба имеет приятный запах и вкус. Он более полезен для здоровья человека, чем белый пшеничный. Употребление ржаного хлеба полезно ещё и для профилактики заболеваний сердца так как он обладает линоленовой и другими жирными кислотами, благотворно влияющими на укрепление сердечно-сосудистого аппарата.
В народной медицине цветы и колосья ржи иногда используются для приготовления настоев или отваров.
Неизмеримо большее лекарственное значение, чем рожь, имеет паразитирующий на ней гриб спорынья. Развивающийся в цветках ржаного колоса, он широко используется медициной.
А хлебный напиток! Он ведь готовится из ржи, и имя ему — русский квас! Способы его приготовления были известны ещё до образования Киевской Руси. Квас утоляет жажду. Повышает аппетит. Поднимает жизненный тонус. Восстанавливает работоспособность. В нём сахар, белки, кислоты, витамины и минеральные соли.
Вот какое полезное растение рожь, некогда считавшееся сорняком!
«Благославляю этот вечер…»
Дети поднимались по широкой лестнице в полной темноте. И лишь блики свечей в руках старшеклассников освещали им путь. Немного тревожно – но ведь это испытание. Так начался вечер посвящения в музыканты в детской музыкальной школе п. Кулотино.
Потом была вода и оглушительный звук медных труб. И только после этого десять ребятишек под торжественную музыку Баха вошли в зал. Вечером, 27 октября, он был переименован в Храм музыки.
Здесь малыши по приказу Баса Басовича, роль которого с блеском исполнил преподаватель Н.В. Рябчинский, дали клятву верно служить Музыке. А потом показали, чему они научились в первой четверти. Хотя дети исполняют ещё небольшие музыкальные композиции и только одной рукой, но это уже результат, первый шаг на пути к творческим вершинам.
В этом году в музыкальной школе п. Кулотино открылся новый класс – обучения игре на гитаре. Из первоклашек 7 человек – будущие гитаристы. Их учительница О.Е. Большакова, человек незаурядных способностей, её выступления подкупают своей естественностью и непринуждённостью.
Вот и сегодня номер Ольги Егоровны – редкостный, с живинкой. Она исполнила про каждого из своих учеников своеобразные характеристики в форме частушек. Её питомцы узнавали себя, восторженно откликались.
И вот отзвучали уже инструменты, пропеты песни. Бас Басович с помощницами – «нотками» приступил к награждению юных музыкантов. Их грудь украсили медали, вручённые грамоты держали ребята бережно, аккуратно.
В заключение праздника вдохновенно, мастерски Е.В. Косорукова под аккомпанемент Е.Н. Богдановой исполнила песню «Благословляю этот вечер».
Не испортило настроение гостям и то, что внезапно погас свет. Чай пили при свечах. А когда поломку ликвидировали, то ребята с восторгом восприняли предложение поиграть. Самые ловкие получили призы.
Отзвучал праздник. Теперь первоклашки – юные музыканты. И пусть всегда эти начинающие таланты излучают оптимизм, жизнелюбие, овладевают мастерством.
Практическое 7
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!