Стилистические эффекты в заголовках



Лазарева отмечает некоторые стилистические эффекты в заголовках:

  1. Эффект обманутого ожидания

Данный эффект основан на способности человека «предсказывать» содержание последующего отрезка текста исходя из предыдущего. Уже читая заголовок, мы составляем определенные прогнозы содержания, которые в дальнейшем могут опровергаться или корректироваться. Стилистический эффект обманутого ожидания возникает, когда происходит нарушение непрерывности изложения, текст становится непредсказуемым. Такое нарушение создает сопротивление восприятию и тем самым привлекает внимание читателей.

Например, видя заголовок «Великая депрессия» (№33) читатель в первую очередь ожидает экскурс в историю Америки. Название здесь аппелирует к его исторической образованности. Однако в статье говорится о заболевании и способах его излечения. После прочтения материала читатель гарантированно еще раз обращается к названию (осцилляция – возвращающееся восприятие), текст воспринимается эмоционально и таким образом запоминается

Эффект обманутого ожидания также может создаваться за счет двузначности заголовка. Текст под заголовком «Крыша едет» (№47), на первый взгляд, должен рассказывать про душевнобольных или не совсем нормальных людей. На самом же деле он посвящен необычному способу передвижения на крышах поездов в Бангладеш. На первый взгляд здесь полная противоположность с читательскими ожиданиями, но разве можно считать адекватными людей, которые занимаются этим?

  1. Эффект усиленного ожидания.

В заглавии отражается ситуация, в которой намеренно нарушены связи между предметами объективного мира. Например заголовок «Евангелие от Лукашенко» создает аномальную ситуацию и тем самым вводит читателя в недоумение. Всякому понятно, что такого быть не может и «Евангелие» явно употребляется в переносном значении. Таким заголовком автор разжигает любопытство читателей.

Аналогичным образом воспринимается заголовок «ФСБ для маленьких» (№ 47). Читатель понимает абсурдность создания «детских» органов правопорядка и не знает, чего ожидать от текста. Речь идет о видеороликах об антитеррористических мерах, которые сняты управлением ФСБ по Волгоградской области в стиле мультфильмов для детей от пяти лет.

Лазарева отмечает также[3] использование кавычек, вопросительного и восклицательного знака, двусмысленных выражений и недосказанности как приемы эффекта усиленного ожидания. Все они активно используются авторами «Огонька». («Черные ястребы», чьи вы? (№ 6), «Велено стать россиянами» (не ясно, кому велено и кто велел), «Это я!» (№14), «Бложе мой!» (№12)).


[1] Лазарева Э.А. Газетный заголовок. Свердловск, 1989

[2] Там же

[3] Лазарева Э.А. Газетный заголовок. Свердловск, 1989 – С. 56

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!