Сфера общественной деятельности



Форма речи (письменная или усная)

Вид речи (монолог, диалог)

Способ коммуникации (общественная или личная)

Цели общения

Жанры

Автор (адресант) — адресат

Базовый комплекс стилеобразующих факторов.

Хах, тащемта ответ на этот вопрос уже есть выше. Три базовых стилеобразующих фактора – это сфера общественной деятельности, способ коммуникации и цели общения. Понятно, что в книжные стили отличаются от разговорно-бытового языка. Понятно, что в речи мы крайне редко употребляем деепричастные (а зачастую и просто «причастные») обороты. Если хотите определение, то вот оно

Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те, в свою очередь, определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр».

Полевая структура функционального стиля

– это модель функц. стиля, представляющая собой подразделение каждого из функц. стилей на более частные видовые образования, структурируемое по принципу поля, т.е. с выделением центра (ядра) стиля и его периферии, включая случаи пересечения и взаимодействия разных функц. стилей. Весь текстовой (речевой) континуум как носитель функц. стилей подразделяется на пять-шесть (если брать религиозный) функц. стилей (см.), при этом специфика каждого функц. стиля соотносится с узким кругом центральных подстилей и жанров, в наиболее чистом виде и наиболее полно представляющих эту специфику как лингвистическое воплощение влияния на речь прежде всего базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (см.). Наиболее полно и последовательно здесь представлены все основные стилевые черты каждого функц. стиля. Дальше от центра (на пути к периферии) находятся подстили и жанры, отражающие помимо базовых и другие экстралингвистические факторы; тем самым к основным стилевым чертам добавляются другие, обусловленные дополнительными (кроме базовых) факторами. Напр., к основной цели общения письменной науч. речи – сообщение новой науч. информации, полученной в ходе науч. познания, и доказательство ее истинности – может добавляться задача популяризации полученных в науке знаний широкой (непрофессиональной) аудитории; может быть и задача обучения этим знаниям и т.д. В этих случаях специфика науч. речи и ее основные стилевые черты сохраняются (хотя частотность выражающих их средств может изменяться), но к ним добавляются другие, обусловленные дополнительными экстралингвистическими факторами, идущими от новой ситуации общения. При этом речевая системность и стилевая окраска речи несколько видоизменяются, несколько теряется чистота данного функц. стиля, представленная его центром. Однако до тех пор пока основные черты данного Ф. стиля остаются в тексте, последний квалифицируется как носитель этого функц. стиля. Отношения его с центром рассматриваются как инвариант и варианты.

Т. о., более частные и не центральные стилевые образования обладают как стилевыми чертами центра (специфичными для данного функц. стиля), так и новыми, дополнительными, что несколько видоизменяет их стилевой облик в целом, но не "переводит" их в другой функц. стиль. Еще дальше от центра отстоят собственно периферийные сферы, а затем переходные образования (в "местах" пересечения и взаимодействия двух-трех функц. стилей). Так, в науч. функц. стиле центр представлен собственно науч. текстами (монография, статья, диссертация, реферат, тезисы); далее следуют тексты учебной литературы (учебники, учебные пособия, курсы лекций); еще далее – научно-популярная литература, составляющая периферию функц. стиля. На пересечении с худож. стилем находится научно-худож. литература, а на пересечении с официально-деловым разного рода инструкции, патенты. Переходные образования могут быть в разной степени качественной отдаленности от специфики того или другого функц. стиля; они отличаются от периферийных тем, что значительно утрачивают связь с центром и способны представлять гибридные образования (совмещение черт двух-трех функц. стилей). Конечно, здесь нет жестких границ между функц. стилями. Следует помнить, что каждый, дополнительный к базовым, экстралингвистический фактор оказывается в той или иной мере стилистически значимым, влияющим на стиль речи (кстати, в науч. сфере таковым является фактор авторской индивидуальности), но не изменяющим принципиально специфику функц. стиля. (Подробнее см.: Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей, Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей).


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!