Особенности работы над произведениями различных жанров

Литература – это род искусства, отражающий типические яв­ления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, на­строения писателя передаются через содержание произведения чи­тателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формиру­ют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах.

1. Важным методическим требованием является целостное вос­приятие художественного произведения.

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особен­ности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3. Обязательным условием является анализ художественного про­изведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздей­ствия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жан­ров различна.

В отличие от художественной литературы, требующей от чита­теля восприятия и оценки художественного образа, существует на­учно-познавательная литература, которая имеет четко определен­ную предметность нового для детей знания и целенаправленно из­лагает тему.

Научно-познавательная литература не только описывает явле­ния И его признаки, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им на­учное обоснование.

2. Методика чтения рассказов. Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов при­меняются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Методика работы над художественным произведением». Оста­новимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чте­ния детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чте­ния учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные дра­матическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о тру­де дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рас­сматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержа­нию рассказа.

Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содер­жания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающие чтение.

3. Методика чтения сказок. Мир сказок прекрасен и увлекате­лен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность язы­ка, яркость изобразительных средств. К.Д. Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», так как дети искренне радуются, что побеждает справедливость и торжествует добро, а зло наказывается.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нрав­ственных поучений. Особенно импонирует детям действенная на­правленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод все­гда жизнен: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Главная ценность сказок заключается в подходе изображения простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для рассказывания, пере­сказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенно­стями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).

По литературоведческой традиции различаются сказки о жи­вотных и волшебные сказки.

Сказки о животных отличаются от других тем, что в них дей­ствуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. На последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни (может ли такое случиться в отношениях между людьми?). Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но обогатила их знанием определенных явлений жизни.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них все­гда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зве­ря и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшеб­ной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помо­гают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.).

4. Методика чтения басен. Басня – одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

1. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, по­этому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

2. В басне, как правило, присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).

3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, мет­кость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.

4. Размер басни обычно не превышает 20–30 строк, но по со­держанию это – пьеса со своей завязкой, кульминацией и раз­вязкой.

5. Образные выражения из басен, ставшие со временем посло­вицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и своей яркостью.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существен­ные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллего­рии (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (на­пример, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе).

Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует вы­яснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под дей­ствующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

Если главная мысль и мораль басни просты и доступны млад­шим школьникам уже после первого чтения, то более целесообраз­но сразу же после первичного восприятия басни, без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова ос­новная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся выс­казываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами чи­тают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

Если сущность морали сложна для учащихся (например, в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»), то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Дальнейшая работа вклю­чает следующие компоненты: анализ произведения, выяснение глав­ной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали.

При анализе басни используются те же приемы работы с тек­стом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий твор­ческого характера, чтение в лицах.

5. Методика чтения стихотворений. Влитературоведении различают две системы художественного строения речи – прозаическую и стихотворную. Стихотворной речи присущи несколько признаков:

ритм, который характеризуется повторяющимися элемента­ми, чередованием ударных и безударных слогов в строке;

рифма – созвучие концов стихотворных строк (за исключе­нием белых стихов, для которых рифма нехарактерна);

повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических по­ложений, определяющих анализ эпического стихотворения и про­заического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сю­жета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допус­кается деление его на относительно законченные части, составле­ние плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становят­ся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные пере­живания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

Необходимо отметить условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики.

1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, на­строению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего во­ображения.

При подготовке к чтению стихов о природе учитель определя­ет прежде всего место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произве­дения, созвучные стихам, а также фильмы (диафильмы, диапози­тивы), просмотр которых обогатит жизненные впечатления школь­ников. Особенно внимательно отбирается биографический матери­ал о писателе, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Прослушивание музыки является очень эффективным при­емом подготовки, так как создает настроение, адекватное ав­торскому, и способствует правильному эстетическому восприя­тию стихотворения.

Использование произведений живописи перед чтением стихо­творения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ восприни­мается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения сти­хотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первич­ный синтез, анализ и через него переход к синтезу более высоко­го качества (более сложному обобщению). Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы по­ведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычле­няют составные части образа – его взаимосвязанные компоненты. Для этого детям предлагают вопросы:

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Какой вы представили себе березку (черемуху, травинку и т.п.)? После чтения стихотворения детьми на этапе анализа учитель

предлагает рассказать, какие картины они «видели», читая отдель­ные части, строчки. Учащиеся рисуют словесную картину, создан­ную их воображением на основе слов автора. Детям предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей, картин. В процессе ана­лиза стихотворения школьники учатся читать выразительно, пере­давая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотво­рением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста. Социально-политическая лирика также передает авторское отно­шение к окружающему его миру. В процессе анализа таких стихотво­рений выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.

6. Чтение научно-познавательной литературы. Научно-познава­тельная литература подразделяется на научно-популярную и науч­но-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Науч­но-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литера­тура основывается на образно-повествовательном элементе, ей свой­ственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжет­ную линию, конкретных героев.

Научно-популярным статьям свойственен свой языковой ха­рактер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.

Научно-познавательное чтение требует произвольного внима­ния, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.

В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготов­ка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются па­раллельно две задачи:

– возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

– дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются рас­сказ учителя, беседа, показ кино- или диафильма, экскурсия.

Первичное чтение научно-познавательной статьи обычно про­водится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.

На этапе анализа научно-познавательной статьи используются такие приемы работы:

– деление текста на части;

– чтение по частям;

– выделение основной мысли в каждой части;

– рассматривание доказательства;

– сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;

– формулировка вывода, решение проблемы.

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообраз­но познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!