Фридрих Ницше о кризисе европейской культуры

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900), — немецкий философ, композитор, культуролог, представитель иррационализма.(Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера)

Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма(направление, которое исходит из уникальности и неповторимости человека, обладающего свободной волей и стоящего перед задачей поиска смысла в своей жизни.) и постмодернизма(опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.), и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах.

В те времена философ смотрел на культуру, видя мир во всеобщей спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил - " эгоизма приобретателей и военной тирании”. Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры.

Ибо культура, по его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой”.

Первое посвящение в культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца.

Вторая ступень посвящения - переход от внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному действию - борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род “эксплуатируемой и взятой в услужение культуры”. Те силы, которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли.

Основные принципы:

1. Выделяет в культуре аполлоническое (гармонизирующее,оформляющее) и дионисийское (чувственное, иррациональное)начало;

-борьба двух начал в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же - прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений.

2.Подчеркивает, что эволюция ведет к ослаблению «воли к жизни»;

«Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь человеколюбия.»

3.Выдвигает идею «сверхчеловека», который должен стать на место Бога.

-Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек - идеал Ницше.

• Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего.

• Сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей

• Да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Hо наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

• Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

4. Подвергает разрушительному анализу традиционные ценности культуры- религию, философию, науку, мораль;

-мораль как особую форму культуры Ницше отождествляет с христианством и делает предметом беспощадной критики. «Переоценка всех ценностей» приводит к выводу не только о враждебной морали к жизни как таковой, но и о губительности ее для культуротворчества. Спасение видит- в «вечном возращении» к мифологическому тождеству человека с миром

• Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое.

• Во-вторых, если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого.

5. Критикует христианство за потворствование всему слабому, умирающему;

Ницше осуждает христианство и церковь. «Я осуждаю христианство, христианская церковь не пощадила ничего и испортила все, каждую ценность она обесценила, каждую истину обратила в ложь, всякую прямоту в душевную низость»

Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство. Последнее он понимает как стиль мышления и образ жизни.

 

Христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух.

• Ницше провозглашает смерть Бога.

Душа есть только слово для чего-то в теле.

• Нет творений духа. Творит тело.

 

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!