Сознательное чтение

Чтение – это деятельность, состоящая из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. По мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются.

 

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ может быть определена как понимание цели чтения и понимание смысла прочитанного. В методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения); 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

В период обучения грамоте работа учителя направлена:

а) на формирование у детей осознанного чтения, т.е. сознательного стремления читать, желания найти в чтении новую и полезную для себя информацию, заинтересованности в скорейшем овладении этим навыком;

б) на осмысление детьми слов, употребленных в прямом или переносном значении; отдельных предложений; отдельных частей текста, и, наконец, общего смысла всего текста.

Чтение не может быть сознательным без правильно проведенной СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ. Перед чтением объясняются слова, непонимание которых мешает восприятию общего смысла произведения, что ведёт к ошибкам и снижению скорости чтения. Как правило, это слова, вышедшие из активного употребления. Приемы объяснения таких слов хорошо известны. Это показ иллюстрации, замена синонимом, логическое определение, объяснение через состав слова. При чтении объясняются слова, которые легко заменить синонимами, не задерживая самого чтения. В ходе повторного чтения и анализа текста выясняется значение таких слов и выражений, работа с которыми помогает более глубокому освоению произведения, проводится языковой анализ.

В работе над литературным произведением сознательность – это понимание фактического содержания текста, идеи и образов произведения. Она проверяется вопросами по содержанию прочитанного текста и интонацией ученика.

Ещё К. Д. Ушинский, основоположник методики объяснительного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. На это же нацеливает современный образовательный стандарт: «курс литературного чтения в особой мере влияет на решение такой важной задачи, как освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, т. е. в результате учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты». Для этого детям необходимо иметь представление о разных видах текстов, уметь отличать текст от набора предложений; определять тему текста, видеть смысловые части текста, уметь отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чтения, необходимо учить их:

а) выяснять значения слов и выражений;

б) воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;

в) сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;

г) воспринимать оттенки значений слов и синтаксических конструкций, т.е. анализировать языковые средства;

д) осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;

е) определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;

ж) осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.

Психологи (О. Никифорова, М. Воюшина) определяют следующие уровни литературного развития младшего школьника: НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – если ученик только пересказывает произведение, а при анализе опирается не на текст, а на собственный житейский опыт (фрагментарный и констатирующий уровни лит. восприятия ребенка); СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – если ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие (уровень «героя»); ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – когда ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и выражает свое отношение к тому, о чем говорит (уровень «идеи»).

На первых порах разбор прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечивающих первый уровень понимания текста, т. е. верное восприятие фактического содержания, ПРЕДМЕТНОГО ПЛАНА прочитанного. Второй уровень понимания текста – проникновение в ПОДТЕКСТ произведения, открытие взаимосвязей между действующими лицами и событиями, определение мотивов поведения героев. Высший уровень – постижение АВТОРСКОГО замысла (т.е. идеи, пафоса произведения) и соотнесение авторской позиции с собственной читательской позицией ученика.

Н.Я. Мещерякова выделила ряд приемов, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам:

1) учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;

2) учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, ученики расшифровывают то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют отношение автора к персонажу;

3) совместно с учителем дети исключают их текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;

4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.

По мнению М.С. Соловейчик, выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста. Не менее важно формировать личное отношение детей к прочитанному. Не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом. Методисты выделяют ряд приемов, помогающих ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. К ним относятся чтение по ролям и выразительное чтение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это способность передать понимание текста при помощи различных средств устной речи: интонации, громкости, темпа, тембра, логических ударений, пауз. Многие методисты считали умение выразительно читать важнейшим профессиональным качеством учителя. М.А.Рыбникова писала: «…Только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и эмоциональной природе. Во всей силе его воздействия на читателя и слушателя».

Обучение выразительному чтению начинается с 1 класса. В книге Т.Ф.Завадской сформулированы основные положения, на которые должна опираться методика выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны понимать и представлять (активизация воображения) конкретное содержание: факты, события, картины природы… (определение картин вИдений); 2) учащиеся должны хорошо понимать, какие чувства им следует передать слушающим. (Работа по определению чувств героев, автора); 3) у учащихся должно быть собственное отношение к тому, о чем говорится в произведении». (Определение цели исполнения, словесного действия).

Современный образовательный стандарт требует от детей «интонационно верного прочтения предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирования простого предложения на основе знаков препинания. Выразительного чтения с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Подготовка к выразительному чтению на основе разметки текста». Это требует определения: 1) ключевых слов для выделения голосом (логического ударения), 2) пауз – логических и психологических, 3) повышения тона (в середине мысли, фразы) и понижения тона (в конце фразы), 4) изменений тембра голоса, громкости, темпа.

Для исправления погрешностей в интонации ребенку требуется перечитать текст, активизировать воображение, вчувствоваться в переживания героев и рассказчика (автора), понять смысл прочитанного и на этой основе исправить допущенное нарушение. Дети в процессе работы над текстом должны контролировать чтение товарища и свое собственное чтение. После окончания подготовленного выразительного чтения обычно идет «обсуждение» качества работы чтеца. Выразительное чтение есть, прежде всего, чтение сознательное, поэтому до анализа произведения выразительное чтение не проверяется.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!