Внутренняя политика. Воцарение Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина.



Данный план подготовлен для занятий: 01.11.,08.11.,11.11.,12.11,15.11.,18.11,19.11, 22.11,25.11.,26.11,

План

По «Истории»

Класс

Тема: Россия в XVI веке.

1. Российское государство в период правления Василия ІІІ.

5 марта 1479 года на свет появился русский царь, Великий князь Владимирский и Московский и всея Руси Василий III, правивший в 1505-1533 годах. При нем к Москве были присоединены Псков, Волоцк, Смоленск, Рязанское, Стародубское и Новгород-Северское княжества. Правление Василия III также ознаменовано подъемом русской культуры.

Василий III был первым сыном Ивана III от второго брака, с Софией Палеолог, которая была представительницей последней византийской императорской династии. Однако Василий не претендовал на престол, так как Иван III имел от первого брака старшего сына Ивана Молодого, который приблизительно за восемь лет до рождения Василия уже был объявлен соправителем Ивана III.

В 1490 году Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс претендовать на великое княжение. При дворе разгорелась борьба двух группировок. Одна выступала за сына Ивана Молодого – Дмитрия Внука, а другая за Василия. В результате Иван III сам провозгласил Василия «государем великим князем».

Василий III продолжил политику отца по созданию единого Российского государства, «следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней; являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для державного могущества; меньше славился воинским счастьем, больше опасной для врагов хитростью; не унизил Россию, даже возвеличил оную…» (Н. М. Карамзин).

В самом начале правления им был предпринят в 1506 г. неудачный поход на казанского хана, закончившийся бегством русского войска. Такое начало очень вдохновило короля Литвы Александра, который, понадеявшись на молодость и неопытность Василия III, предложил ему мир с условием возврата земель, завоеванных Иоаннам III. На такое предложение был дан довольно суровый и краткий ответ – русский царь владеет только собственными землями. Зато в посланной Александру грамоте о восшествии на престол, Василий отверг жалобы литовских бояр на русичей, как несправедливые, и напоминал про недопустимость склонения Елены (супруги Александра и сестры Василия III) и других христиан, проживавших на территории Литвы к католичеству.

Александр понял, что на престол взошел молодой, но сильный царь. Когда же в августе 1506 г. Александр скончался, Василий пытался предложить себя в качестве короля Литвы и Польши, чтобы прекратить противостояние с Россией.

В 1514 году был покорен Смоленск, один из крупнейших русскоязычных центров Великого княжества Литовского. Походы на Смоленск возглавлял лично Василий III, но поражение русских войск под Оршей на некоторое время приостановило движение русских войск на запад. Напряженными оставались русско-крымские отношения. В 1521 году на Москву был направлен поход крымского хана Мухаммед-Гирея.

Крымские татары дошли почти до Москвы. Стране был нанесен тяжелый урон. Василию III пришлось сосредоточить свои усилия на обороне южных границ, проходящих по реке Оке.

Василий III начал углублять контакты России с православными народами, покоренными Османской империей, в том числе и с Афоном. Делались попытки наладить отношения со Священной Римской империей и папской курией против Османской империи.

Политика Василия III в отношении оппозиции бояр была непреклонной и настойчивой и укладывалась в правило «власть великого князя не может поддаваться ограничению». Привилегии боярства при Василии Ивановиче значительно урезались.

При нём же велась упорная и поддерживаемая Церковью борьба с несогласными, которых в итоге настигала великокняжеская опала. Так, московский митрополит Варлаам отказался участвовать в борьбе великого князя с Василием Шемячичем, за что был вынужден насильно покинуть свой пост и быть сосланным в Белоозеро в 1521 году.

Наблюдался рост помещичьего землевладения при Василии III, так как земля продолжала (это началось еще при Иване III) выдаваться во временное владение дворянам с условием несения ими службы. Это способствовало развитию поместной системы.

Также Василий III за время своей активной деятельности успел ввести «Уложение о вотчинах» и «Устав о слободах» (о них известно по косвенным источникам, так как сами документы не сохранились).

Австрийский дипломат Герберштейн в своих дневниковых записях писал о русском царе: "Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора".

На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь». Таким он представлен на гравюре Андре Гевета.

Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о чем постоянно указывал своим наместникам. Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам, всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в те годы.

Время правления Василия III – эпоха строительного бума на Руси, начавшегося во время правления его отца. В Московском Кремле возведён Архангельский собор, а в Коломенском построена Церковь Вознесения Господня. Московский Кремль превращается в одну из лучших крепостей Европы. Кремль. как резиденцией монарха, становится символом Российского государства вплоть до наших дней.

Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые избранницей великого князя стала представительница боярского, а не княжеского рода. За двадцать лет в этом браке не было детей, и Василий III женился второй раз. Новой супругой государя стала Елена Глинская, которая происходила из литовских бояр. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный.

У Василия III всегда было завидное здоровье, и он ничем серьезно не болел, наверное, потому, так неожиданно было то, что, нарыв на ноге привел его спустя 2 месяца к смерти.

Он скончался в ночь с 3 на 4 декабря 1533 г., успев отдать все распоряжения по государству.

Василия называли добрым и ласковым государем, а потому и не удивительно, что смерть его была так горестна для народа.

Все 27 лет своего княжения великий князь упорно трудился во благо и величие своего государства и смог многого достичь.

Внутренняя политика. Воцарение Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина.

 

Василий III умер в 1533 году, оставив наследником престола трехлетнего Ивана IV. Перед смертью он создал регентский (опекунский) совет, в который вошли представители наиболее могущественных аристократических кланов Боярской думы. Совет должен был помогать малолетнему Ивану управлять государством до его совершеннолетия.

Ввиду малолетства великого князя вокруг престола развернулась ожесточенная борьба. В ходе этой борьбы потерпели поражение два брата Василия III: дмитровский удельный князь Юрий Иванович и старицкий удельный князь Андрей Иванович. Оба были арестованы и умерли в тюрьме. Оспаривал у великой княгини регентство и ее дядя Михаил Глинский. Его арестовали и обвинили в том, что он якобы пытался опоить зельем умершего великого князя.

Оттеснив от престола конкурентов, Елена Глинская cосредоточила в своих руках всю полноту власти, официально выступая как соправительница сына. Ближайшим советником ее стал боярин князь Иван Федорович Овчина — Телепнев Оболенский.

Елена Глинская прилагала значительные усилия для укрепления централизованного государства. Были ликвидированы два крупнейших в стране удельных княжества — Дмитровское и Старицкое. Она поддерживала дворянство, сокращала земельные и податные привилегии монастырей, провела монетную реформу. В частности, она выпустила новую монету, на которой был изображен всадник с копьем, из-за чего монета и получила название копейки. Единая монетная система укрепила финансы, сделала рубль более устойчивым.

Но внешняя политика Глинской была неудачной: в войне с Литвой Россия потеряла Стародуб, а в 1537 году уступила ей Гомель и Любич.

В 1538 году неожиданно, в расцвете лет Елена Глинская скончалась. Ходили разговоры, что она была отравлена. Вокруг восьмилетнего государя развернулась острая борьба. Фаворита Елены Овчину — Телепнева арестовали и «уморили» в тюрьме. Власть начала переходить от одной боярской группировки к другой — то к князьям Шуйским, то к князьям Бельским, то к князьям Глинским. В их программах не было большой разницы. Все боярские группировки намеревались продолжить политику Василия III и Елены Глинской. Борьба преследовала лишь корыстные интересы аристократических кланов.

В годы боярского правления формировался характер будущего Ивана Грозного. На глазах у мальчика разыгрывались кровавые сцены: сторонники сильнейшего на данный момент боярского клана отправляли противников в темницу, избивали и даже убивали. Это была подлинная школа жестокости. Недаром в возрасте 13 лет, в 1543 году, Иван IV вынес свой первый смертный приговор: приказал убить ненавистного ему князя Андрея Шуйского.

В результате усобицы центральная власть начала слабеть. Это привело к усилению набегов Казанского и Крымского ханств. Кроме того, в годы боярского правления ухудшилось положение народных масс. Сторонники враждующих кланов, получая в награду за помощь в борьбе за власть выгодные кормления 1, были, по сути, бесконтрольны, а потому их злоупотребления достигли невиданных размеров. Пытаясь спастись от притеснений, люди бежали на окраины. Начались восстания в городах. Самым мощным было восстание в Москве летом 1547 года, которое так потрясло Ивана IV, что он помнил о нем всю жизнь.

Наиболее здравомыслящие политики осознали необходимость укрепления центральной власти с целью обеспечения стабильности в стране и обществе. Опираясь на эти настроения, Иван IV в 1547 году женился на Анастасии Романовой и венчался на царство, став, таким образом, первым царем в России.

Изменение в титуле не было формальностью. И сама церемония венчания на царство, и пышный титул отражали изменения, происшедшие в обществе и государстве. В новом титуле сконцентрировалось стремление Москвы изменить свое место в сложившейся европейской политической системе, выйти на новый уровень международных отношений.

Так как царский титул уравнивал Ивана IV с императором и возвышал над правителями соседних государств — над шведским и польским королями, то это вызвало их недовольство, и они долгое время не признавали новый титул Ивана Васильевича. Такая позиция была поддержана многими боярами, что вызвало гнев царя, опасавшегося притязаний на престол со стороны некоторых знатных родов. А Ивана IV поддерживало дворянство, недовольное всевластием бояр.

Известный публицист середины ХVI века Иван Пересветов подал царю две челобитные, в которых предлагал расправиться со знатью, даже не затрудняя себя поисками улик их вины. Главное, чтобы в государстве торжествовала правда, и славилось царское имя. А поп Еразм, беспокоясь об оскудении дворянства, предлагал перераспределить земли в его пользу. Такая ситуация свидетельствовала о расколе в обществе. Для его преодоления, для укрепления государства и власти монарха нужна была целая система мер.

Шагом на этом пути стало создание Избранной рады, представлявшей собой небольшой круг приближенных к государю лиц, различных по своему происхождению и социальному статусу. Здесь были люди «породные», представлявшие аристократические фамилии, такие, как князья Андрей Курбский и Михаил Воротынский. Были представители служилых людей, такие, как А.Ф. Адашев, выходец из незнатных, но достаточно крупных землевладельцев; духовенства — митрополит Макарий и духовник Ивана IV, протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр; придворной администрации — дьяк И.И. Висковатый и др.

Избранная рада разработала целую систему мер по укреплению государства и утверждению режима сословно-представительной монархии. Изменение в титуле была только первой из них.

Программа действий Ивана IV и Избранной рады была представлена на первом Земской соборе, созванном в 1549 году. На него были приглашены члены Боярской думы, представители высшего духовенства и служилых людей. Он вошел в историю как «Собор примирения».

Специально для Собора, который проходил на Красной площади, было возведено каменное лобное место, которое существует и поныне.

Именно с него молодой царь, которому исполнилось всего 18 лет, зачитал свое послание, содержавшее призыв к духовному единению и сословному миру. Он осудил боярские злоупотребления в период своего малолетства и заявил, что отныне он кладет конец бесправию и боярскому произволу, а от бояр потребовал, чтобы они впредь служили ему преданно и без всяких хитростей. Бояре были вынуждены выступать с покаянными речами. В свою очередь Иван IV обещал не подвергать никого опале без вины. Позднее выяснится, что бояре лицемерили, соглашаясь с призывом царя к примирению и сотрудничеству.

Созыв первого Земского собора ознаменовал начало эволюции российской монархии от патримониальной, когда монархи видели в государстве свою вотчину, а власть передавали назначаемым ими лицам, в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представительного учреждения. Важнейшие государственные решения начинают приниматься при участии представителей господствующих классов, в числе которых значительную роль начинают играть дворяне. Будучи еще слабой, царская власть не могла проводить самостоятельную политику.

На Соборе было решено приступить к созданию нового Судебника. Новый Судебник (царский) был подготовлен и принят в 1550 году. В основу его были положены статьи Судебника 1497 года (княжеского), но круг вопросов, который он регулировал, был шире. Это было законодательство, которое создавало законодательную базу для построения централизованного государства в форме сословно-представительной монархии.

Формирование сословно-представительной монархии оказало влияние на изменение системы местного самоуправления. Существовавшая система кормлений начинает постепенно оттесняться органами губного и земского самоуправления. Судебник ограничил власть кормленщиков на местах, предоставив право по давать жалобы на суд боярина-наместника и его администрацию в высшую инстанцию, а выборным представителям местного населения участвовать в суде наместника. Деятельность наместника должна была теперь контролироваться московскими дьяками.

В Судебнике были усилены наказания за участие в разбоях (антигосударственных выступлениях). По отношению к крестьянам Судебник повторил статью Судебника 1497 года о Юрьевом дне с некоторым увеличением «пожилого» и распространением ее действия на вновь присоединенные земли. Была усилена власть феодала над крестьянами: на помещика возлагалась ответственность за преступления крестьян; его именовали «государем» крестьянина. Тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа. Это был шаг на пути к крепостничеству.

Шла централизация денежной системы и системы мер. Еще при Елене Глинской, о чем было сказано ранее, московский рубль стал основной денежной единицей для всей страны. Наиболее распространенной мерой сыпучих тел стала четверть (ею мерили зерно). Были созданы медные эталоны, которые были разосланы во все уезды. Тем самым было достигнуто единообразие мер.

Реформы Избранной рады были направлены на укрепление вооруженных сил. Основную их часть составляло конное дворянское ополчение, в которое включались военные холопы и слуги. В 1550 году было принято решение о выделении в Московском уезде поместий для 1070 дворян,— «избранной тысячи». Они должны были стать ядром дворянского ополчения и опорой царя.

Наряду с реформированием дворянского ополчения в 1550 году создается стрелецкое войско, ставшее ядром постоянной армии. Стрельцы поступали на долгую, до старости службу без права выхода из стрелецкого состояния. Другими словами, это были профессионалы военного дела, но служащих не за военную добычу, как наемники, а служащих своему государству, своему народу. С тех пор армия в России стала профессиональной, а не наемной. В странах же Западной Европы в то время основу армии составляли наемники.

Стрельцы относились к служилым людям «по прибору», которых «прибирали», т. е. набирали в службу. В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не считалась наследственной и была низшей по отношению к службе «по отечеству». Кроме стрельцов к приборным людям относились пушкари, казенные кузнецы, городская стража и др. Они несли службу по городам, где селились особыми слободами.

Во второй половине ХVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Они были близки к служилым людям «по прибору». Казаки использовались преимущественно для несения пограничной службы. Жалованье они получали, как правило, в виде земельных наделов.

В 1556 году было принято «Уложение о службе», которое определяло порядок прохождения службы служилыми людьми «по отечеству» — детей боярских и дворян. Согласно этому документу, военная служба являлась обязанностью дворянства и боярства. Служба начиналась с 15 лет, продолжалась до самой смерти или до тяжелой болезни и переходила по наследству (отечеству). Служилый человек получал от государства землю с зависимыми крестьянами в виде вотчины или поместья. Вотчинник или помещик выходил на службу на коне, вооруженным и со своими холопами («конно, людно и оружно»). Число людей, которых должен был привести феодал, находилось в зависимости от размеров имения. Отступление в сторону уменьшения — наказывалось, превышение поощрялось как деньгами, так и дополнительными земельными придачами. За неявку феодал подвергался наказанию, вплоть до лишения его поместья или вотчины. Крестьяне были прикреплены к земле, а дворяне и бояре «к войне» — они были на службе у царя.

Военная реформа упорядочила военную службу, повысила боеготовность русской армии, что позволило проводить более активную внешнюю политику.

Был наведен порядок с местничеством, возникшим на рубеже XV—ХVI веков. Суть его заключалась в том, что при назначении на военные и государственные должности в расчет бралось, прежде всего, происхождение служилого человека. Перед каждым походом начинались затяжные споры. Например, во время второго похода на Казань в 1549—1550 годах, воеводы Глинский и Бельский спорили за честь первому идти на город. С 1550 года местничаться получили право только аристократические роды. Их состав был строго определен официальным родословным справочником «Государевым родословцем».

В ходе проведения Избранной радой реформ стали формироваться функциональные органы управления — приказы. До этого четкого разграничения обязанностей ни чиновники, ни государственные учреждения не имели. Одним из первых «приказов» было центральное финансовое ведомство — Казна. К числу ранних приказов относится Посольский. Государственной земельной собственностью стал управлять Поместный приказ, военными делами — Разрядный приказ, судом — Разбойный приказ. Важное значение приобрел Челобитный приказ, куда стекались жалобы на «неправедный суд» и «насилия».

Приказы создавались по мере надобности. В конце XVI века существовало около 20 приказов. Во главе их стояли знатные бояре, в подчинении которых находились дьяки, подьячие и писцы. Особенностью приказов было сосредоточение в их ведении как административной, так и судебной власти. Старая территориальная система управления, выросшая в процессе объединения земель, была дополнена отраслевой системой управления, которая более соответствовала потребностям централизованного государства.

Централизация государственной власти выдвинула вопрос о месте церкви в государстве. В 1551 году был созван собор, получивший название «Стоглавого», так как его постановления состояли из 100 глав. По предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, собор одобрил Судебник и начавшиеся реформы. Был утвержден единый пантеон русских святых, унифицированы обряды, написание икон и богослужебных книг, что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации.

В условиях централизующегося государства возрастала роль церкви, в рамках которой в основном протекала духовная и культурная жизнь общества. Это побудило строже относиться к нравственному облику священнослужителей — той силы, которая была непосредственно обращена к верующим. Поэтому собор осудил пороки, распространенные среди священников. Было запрещено пить водку, разрешалось пить только виноградное вино, пиво и мед. А протопопы (старшие священники) должны были следить за тем, чтобы священники не сквернословили и не дрались.

На соборе вспыхнула борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами» по вопросу о церковном землевладении. Победу одержали «иосифляне». Церковь в основном сохранила свои земли. В то же время светская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. По решению собора церковь должна была вернуть прежним владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла покупать новые земли или получать их как вклады, например, «на помин души», только с разрешения царя. Такая постановка вопроса позволяла предотвратить растаскивание светских земель «из службы» — ведь помещики и вотчинники отправлялись на войну с этих земель.

Реформы Избранной рады требовали пополнения бюджета. От прежних времен досталась пестрота в сборе налогов. Поэтому в 1550 году была проведена реформа налогообложения, установившая общую для всей страны систему налогов. Единицей обложения стали считать поземельную меру — соху, в которую включалось определенное количество пашни. Налоги в целом возросли. Кроме старых налогов были введены новые: «пищальные деньги» (на содержание стрельцов), «полоняничные» (на выкуп пленных) и др. Избранная рада решилась даже на частичную отмену «тарханов» — финансовых и судебных привилегий крупных светских и духовных землевладельцев.

Наместническая система, сложившаяся в период ликвидации уделов, вошла в противоречие с политикой по централизации государства. Поэтому ее продолжали постепенно ограничивать. Еще при Елене Глинской началась губная реформа. Суть ее заключалась в избрании в каждом уезде, где было введено губное управление, из дворян уезда губных старост. Судебник 1550 года передал этим губным старостам одну из самых ответственных функций наместников — борьбу с «разбоями».

В 1555 году издается серия законов о губной реформе, которая укрепляет местное самоуправление. Кроме судебных дел губные избы начинают выполнять и полицейские функции.

В тех уездах, где не было частного владения, а также в городах, начали создаваться земские округа. Это считалось проведением земской реформы. В каждом земском округе существовала земская изба, состоявшая из старосты, целовальников и дьяка при ней. Должность земского старосты была выборной.

Земские органы власти осуществляли суд по мелким гражданским и уголовным делам. На них лежала обязанность раскладки и сбора налогов, которые заменили «корм», собиравшийся кормленщиками. Собранные налоги шли теперь в казну, что способствовало укреплению центральной власти и государственного аппарата.

Земские старосты, как и губные старосты, делали крестоцеловальные записи, закреплявшие их обязательства перед царем в добросовестном несении службы. Другими словами, система местного самоуправления находилась под правительственным контролем. Она способствовала укреплению и централизации государства, расширяла социальную базу царской власти в ее борьбе с боярской аристократией. В то же время губная и земская реформы, создавая сословно-представительные учреждения на местах, отвечали интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства. Губные и земские старосты, возглавляя уездную администрацию, в отличие от пришлых и временных людей — наместников и волостелей были кровно заинтересованы в наведении порядка в своих уездах.

Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем «жалования» грамот. Общего единого указа не было. Поэтому точную дату, когда система кормлений ушла в прошлое, установить невозможно.

Таким образом, в результате реформ Избранной рады в России начала оформляться сословно-представительная монархия. Но в начале 1560-х годов Иван Васильевич порвал с политикой реформ и предпринял попытку перейти к самодержавию. К такому решению он пришел не сразу.

До 1553 года разногласий между царем и Избранной радой почти не было. В 1553 году ситуация резко изменилась. Во время тяжелой болезни Иван IV составил завещание в пользу малолетнего сына Дмитрия от Анастасии Романовой. Но члены Избранной рады отказались присягать наследнику. Иван Васильевич решил, что им доверять нельзя и начал постепенно удалять их от себя. Опасения у него вызывал и двоюродный брат — удельный князь Владимир Андреевич Старицкий, пользовавшийся немалым авторитетом в стране. Хотя Старицкое удельное княжество было ликвидировано еще Еленой Глинской, в 1541 году оно было восстановлено и передано во владение сыну Андрея Ивановича удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому.

Конфликт с Избранной радой обострился, когда возникли разногласия в выборе главного направления внешней политики. Избранная рада и бояре поддерживали царя в борьбе с Казанью и Крымом, так как набеги татар угрожали их вотчинам и всему государству. Но они не понимали стремления Ивана IV выйти к Балтийскому морю и были против войны с Ливонским орденом, начавшейся в 1558 году.

Помимо всего прочего, в 1560 году умерла жена Ивана Васильевича — Анастасия Романова. В том же году умер и его сын Дмитрий. Зная, что жена его не нравилась членам Избранной рады, помня, что они отказались присягать Дмитрию, у него появились подозрения в их причастности к этим смертям.

Результатом всего этого явилось падение в 1560 году правительства Избранной рады, а его члены были подвергнуты опале: Сильвестр, обвиненный в отравлении царицы, был сослан в Соловецкий монастырь, а А.Ф. Адашев был арестован и оказался в тюрьме, где вскоре умер. На следующий год бежал в Великое княжество Литовское князь Андрей Курбский, руководивший боевыми действиями в Ливонии. Он решил, что и его ждет опала.

В 1563 году царские войска взяли Полоцк. Однако этот успех не получил развития. На следующий год русское войско потерпело два крупных поражения под Полоцком и Оршей. В том же году крымский хан Девлет-Гирей напал на Рязань. Положение спасли будущие известные опричники Алексей Данилович Басманов-Плещеев и его сын Федор: находясь в своих рязанских поместьях, они собрали местных служилых людей и отбили набег. Но южные районы страны были основательно разорены крымским ханом.

Виновниками неудач, по мнению Ивана IV, были боярские измены. Посчитав, что обычные меры воздействия на изменников были недостаточны, он решил ввести, говоря современным языком, чрезвычайное положение для того, чтобы, ликвидировав вотчины князей и бояр, лишить их экономической силы, подавить их сопротивление процессу централизации и утверждению «истинного самодержавия». В итоге появилась опричнина (1565—1572).

В конце 1564 года Иван IV покинул столицу. В январе 1565 года он прислал из Александровской слободы (старинной великокняжеской резиденции, а позднее — уездный город во Владимирской губернии) два послания. В одном, адресованном духовенству и служилым людям, царь заявлял о своем отказе от власти ввиду измены бояр и князей. В другом, обращенном к посадским людям, он писал о том же и прибавлял, что на посадских людей у него гнева нет.

Противопоставив «низы» «верхам», Иван IV добился поставленной цели. В Москве под главенством церковного священноначалия и высшего чиновничества было собрано представительство от большинства сословий. И царь получил необходимую поддержку: Боярская дума вместе с горожанами упросила его «царства» не оставлять и править «как ему государю будет угодно». Было дано согласие и на выделение ему особого удела — опричнины (от слова «опричь» — кроме; так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа).

Теперь это слово получило другой смысл. Страна делилась на две части: земщину и опричнину. Земщина — это земли, управлявшиеся прежними органами власти во главе с Боярской думой. В опричнину Иван IV включил не только лучшие земли, но и те земли, которые были важны в военно-стратегическом отношении. Опричные земли были выделены на «прокорм» царя, на содержание его двора и особого отряда опричников. Кроме того, земщину обложили большим налогом на устройство опричнины: царь взял с нее 100 тыс. руб. Это была гигантская сумма по тем временам.

Из взятых в опричнину уездов начали выселять служилых людей, которые не вошли в опричное войско. Взамен они получали вотчины и поместья в земских уездах. Опричникам же начали раздавать земли в опричных уездах.

Складывается впечатление, что, собирая силы для нанесения удара по сепаратистам и изменникам, Иван Васильевич пришел к выводу о полной замене кадров, позаимствовав идеи и технологии у Запада. Это выразилось не только в новом устройстве опричного войска, но и в том, что опричники были организованы наподобие монашеско-рыцарского ордена. Они приносили особую присягу на верность царю, обязуясь не вступать в общение с земскими, даже с родственниками. В Александровской слободе, которая стала опричной резиденцией царя, создавалось своего рода монашеское братство во главе с царем; друг друга так и называли — «брат». Царь стал игуменом, князь А. Вяземский — келарем 1, Малюта Скуратов — пономарем. Как и в монастыре, здесь была общая трапеза, совмещавшаяся с богослужением.

Все братья носили одинаковые, похожие на монашеские черные одежды со знаками принадлежности к «ордену» опричников: метлой, чтобы выметать измену, и с собачьей головой, чтобы ее выгрызать. Опричное войско стало мощной военно-карательной организацией в руках царя.

Учреждая опричнину, Иван IV выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия. Пользуясь этим, он стал наносить удары по боярам-сепаратистам, подрывая основы их экономического могущества и ликвидируя конкурентов. Была разгромлена суздальская княжеская группировка, во второй раз был ликвидирован Старицкий удел. Его князь, двоюродный брат Ивана IV Владимир Андреевич Старицкий, который мог претендовать на престол, вместе с семьей был отравлен. Были ликвидированы и «верховские» или заоцкие уделы, расположенные в основном в бассейне реки Оки. Уцелело лишь Касимовское ханство.

Пошатнулось положение и церкви. Если при жизни митрополита Макария Иван IV мирился с ее относительной самостоятельностью, то в середине 1560-х годов он увидел в этом покушение на свое полновластие. Особое недовольство вызывал митрополит Филипп, происходивший из знатного рода Колычевых. В пасторском послании и в своих посланиях Ивану IV Филипп настаивал на отмене опричнины.

Осенью 1567 года был раскрыт заговор боярина И.П. Федорова, готовившего арест царя и выдачу его польскому королю. Федоров и его сообщники были казнены. Тогда же против царя выступил митрополит Филипп, отказав ему в благословении. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ивана Васильевича, и строптивый митрополит был сослан в тверской Отрочь монастырь. Произошло это в 1568 году.

Митрополит Филипп, выполняя свой пастырский долг, пытался публично отстоять право церкви на религиозно-нравственную оценку действий современников, в том числе и царя. А Иван Грозный низвержением Филиппа утверждал другой стиль взаимоотношений между светской и религиозной властями, саму неподсудность царского сана какому-либо суду.

Как бы то ни было, врагов у царя было много, и чем все могло закончиться, было не известно. Поэтому Иван IV стал готовить себе возможные пути отхода, написав письмо английской королеве Елизавете с просьбой предоставить ему убежище, так как, по его мнению, изменники хотели истребить его со всем родом. Королева дала согласие.

Получив информацию о том, что Новгород и Псков хотят перейти под власть Литвы, Иван Васильевич в декабре 1569 года предпринял поход на север. Попутно Малюта Скуратов, возглавлявший опричное войско, заехал в Отрочь монастырь и, как принято считать, собственноручно задушил Филиппа, а монахам сказал, что тот умер от угара. Иноки погребли его за алтарем. После смерти Ивана Грозного гроб Филиппа перевезли на Соловки, а при царе Алексее Михайловиче, в 1652 году, он был причислен к лику святых, и мощи его были установлены в московском Успенском соборе.

Об этом походе существуют многочисленные повествования, принадлежащие, в том числе перу противников Ивана Грозного и иностранных авантюристов. Чего стоит, например, разрывающий душу рассказ о 30 тысячах новгородцев, утопленных в Волхове вместе с малыми детьми. В то же время следует признать, что этот поход был одним из самых драматических и тяжелых проявлений опричнины. После вступления опричников в город он был отдан им на разграбление в течение 40 дней. За это время были убиты сотни новгородцев: бояр и церковников, горожан и крестьян.

Может показаться, что опричники Ивана Грозного перебили половину населения страны. В действительности за 37 лет (1547—1584) правления Ивана IV было казнено 4 тыс. человек. В то же самое время на «цивилизованном Западе» истребление людей носило гораздо большие масштабы. Во Франции в годы правления Карла IX только в течение одной ночи католического святого Варфоломея (с 23 на 24 августа 1572 года) без суда и следствия было убито около 30 тыс. гугенотов 1. А в Англии за годы царствования короля Генриха VIII (1509—1547) за бродяжничество было повешено более 72 тыс. человек.

В мае 1571 года сорокатысячная орда крымского хана Девлет-Гирея, спалив Коломну, подошла к Москве. Царь объявил мобилизацию, но многие опричники не явились. Пришлось царю покинуть Москву, после чего она была взята татарами. Погибло и было угнано в плен невероятно большое количество народа. Весь юг страны обезлюдел. Хан хвастливо писал Ивану IV, что хочет его царства, его венца и головы.

Летом 1572 года, желая подкрепить свои требования силой, Девлет-Гирей двинулся на российскую столицу во главе огромной армии уже из 120 тыс. человек. Это был критический момент нашей истории.

Татары дошли до Серпухова. Но здесь, недалеко от Подольска, у села Молоди, в 50 км от Москвы их встретило объединенное земское и опричное войско. В ходе ожесточенного сражения орда потерпела поражение.

Выявившаяся несостоятельность опричного войска способствовала ликвидации опричнины вообще. Иван IV понял, что для государства нужна была единая армия. Земщина была вновь объединена с бывшей опричниной под одной властью. Опричнину не только отменили, но и запретили употреблять это слово.

 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!