Примеры родственно-контрастных композиций

Тема: «Принципы гармонии сочетания цветов» (часть 2)

Третий тип – мерохромия (родственно-контрастные цвета)

Мерохромия – это гармония, в основу которой входят три цвета, два из которых являются контрастными друг другу, а один объединяющим главным цветом.

Вы, наверное, заметили, что тут, также как и в родственных сочетаниях, имеется только один главный цвет, но в мерохромии, он стоит посередине между двумя контрастными цветами и является родственным каждому из них.

В цветовом круге существует 4-ре типа родственно-контрастных сочетаний:

1. жёлто-красные и желто-зелёные цвета (главный жёлтый)

2. желто-красные и сине-красные (главный красный)

3. сине-красные и сине-зелёные (главный синий)

4. желто-зеленые и сине-зелёные (главный зелёный)

Рассмотрим подробнее эти сочетания.
1. Жёлто-красные и желто-зелёные цвета (тёплая гамма)

Количество красноватых оттенков в 12-ступенном круге явно больше чем зеленых. Но, ни кто не мешает нам развернуть жёлто-зелёные оттенки и показать всю их палитру. Главный цвет здесь жёлтый он является родственным двум противоположностям: красному и зелёному т.к. они присутствуют здесь с примесями жёлтого оттенка. Чистый красный и зёлёный здесь исключены.

2. Жёлто-красные и сине-красные цвета (тепло-холодные)

Это самая большая и развёрнутая группа в 12-ступенном цветовом круге. Кроме того, при составлении цветовых схем очень удобно, то, что главный цвет (красный) находится здесь ровно посередине между контрастирующими синим и жёлтым. Думаю, не лишним будет напомнить, что здесь, как и в предыдущих случаях, крайние сине-фиолетовый и жёлто-оранжевый цвета взяты не в чистом виде, а в смеси с объединяющим их красным цветом (главный только один)

 

3. Сине-красные и сине-зелёные цвета (холодная гамма)

В этой группе опять проявляется смещение главного, синего цвета, от середины. Т.к. оттенков сине-красных цветов, в 12-ступенном круге больше, чем сине-зелёных.

 

3. Жёлто-зелёные и сине-зелёные цвета (тепло-холодные)

В этой гамме главным, считается зелёный, но только условно, т.к. он является не первичным, а вторичным цветом, получаемым при помощи смешивания синего и жёлтого.

В целом, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов часто применяются в искусстве, так как, с одной стороны, композиции имеют широкий диапазон оттенков, а с другой все эти оттенки взаимосвязаны между собой, благодаря объединяющему главному цвету.

Сочетания родственно-контрастных цветов, характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью. В нём как бы заключена сложная мысль.

Примеры родственно-контрастных композиций

Обратите внимание, что в композиции слева, там, где использована родственно-контрастная гамма сине-зелёных и сине-красных цветов, количество красно- фиолетовых могло быть увеличено. Но, вероятно, такое сознательное ограничение соответствовало задумке автора. Притом, что диапазон синих оттенков, здесь невелик, мы отчётливо классифицируем переход синего цвета то в сторону зеленой, то в сторону фиолетовой гаммы.

Во второй работе, напротив, автор использовал почти весь диапазон родственно-контрастных (красно-желтых и красно синих) цветов.

Раскрывать полный диапазон гаммы или ограничивать её, выборочно используя те или иные цвета, это зависит от композиционного замысла. Разрешается и тот и другой вариант, главное, достигнуть выразительности.

Вот, например, мерохромия в той же сине-зелёной и сине-красной гамме, как и на рисунке выше. Но, здесь автор добавил больше сине-красных и композиция приобретает другое звучание. Если предыдущий вариант был ближе к тихому минорному, настроению, передающему ощущение покоя и задумчивости то во втором варианте, на первый план выходят более контрастные и динамичные темы. На этом примере можно вывести правило: чем дальше отстоит пара дополнительных цветов от центрального, объединяющего их цвета, тем более динамичной и контрастной выглядит композиция.

*Напомню, что центральным, главный цвет здесь называется не по геометрическому расположению, а по его влиянию на соседние цвета (это первичный цвет)

- жёлто-оранжевая и желто-зеленая гамма (слева)

- зелено-желтая и зелено-синяя гамма (справа)

 

 

 

Следующая композиция является ещё одним примером родственно-контрастной гаммы красно-жёлтых и красно-синих цветов. Взглянув на схему цветового круга, расположенного под этим изображением, вы можете усомнится в присутствии отмеченного там сине-фиолетового. Но, когда, ещё раз, присмотритесь к самой композиции, то поймёте, что он присутствует там в сильно разбеленном виде и становится светло-лиловым. Таким образом, варианты авторского решения той или иной гаммы, расширяются практически до бесконечности одним только тем, что вы можете взять не только чистые цвета, но и высветленные, затемнённые или смешанные с серым.

Однако роль теневых рядов с повышением количества оттенков в цветовой гамме, становится не такой значительной. Если, в одноцветных и родственных гармониях мы говорили об обязательном использовании светлых и тёмных тонов, то родственно-контрастная гамма сама по себе богата оттенками. Поэтому добавлять ли белый, чёрный и серый тона, решать автору.

 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!