Спринтеры, средневики, марафонцы



Особенности спринтерской техники бега (в сравнении с бегом на средние дистанции) мы в двух словах описали выше (когда говорили о постановке стопы). Но о различиях техники у средневиков и марафонцев пока ничего не сказали. Эти различия не столь велики, чтобы однозначно провести черту, где заканчивается техника бега на средние дистанции и начинается техника марафонского бега. Разница в мелочах, но таких мелочей много.

Если средневики должны уметь бежать достаточно быстро и могут себе позволить не самые экономичные движения, то для марафонца прежде всего важна экономичность. Причем, это касается как воздействия на организм в целом, так и на мышцы, которые устают от наиболее резких движений и любят не весь диапазон углов работы в суставах. Если с точки зрения скорости бега выгодно себя «подбивать» высоким подъемом голени после толчка и хорошо «выхлестывать» бедро, то при забеге на длинную дистанцию амплитуду этих движений целесообразно немного сократить а их резкость чуть умерить. Предпочтительней иметь чуть больше частоту шагов, а НЕ длину шага.

На длинной дистанции вылезают все «лишние» движения: покачивания корпусом или плечами, чрезмерно активная работа рук, большая амплитуда колебаний центра тяжести, излишне длинный толчок ногой позади. Все эти мелочи начинают вылезать на последних километрах дистанции, а иногда и раньше.

Взглянем на раскадровку бега трех выдающихся (!) спортсменов (идут сверху вниз по всей статье): бегуна на средние дистанции (который не так давно начал себя пробовать в марафонах) Мо Фары, превосходного спринтера Усейна Болта и легендарного марафонца Хайле Гебреселассие. Обратим внимание всего на четыре особенности их техники: как и где ставится нога, где происходит отталкивание, на каких углах сгиба работают руки, сколь существенно спортсмен «подбивает» себя голенью после ее отрыва (как близко голень приближается к попе) и как выносит бедро. Маленькая подсказка: Усейн Болт имеет очень большой рост.

Постановка стопы у всех троих разная. Фара и Болт — оба тянут мысок и в описанной выше классификации бегут по схеме «мысок-середина-мысок». Однако, Болт ставит мысок на опору раньше Фары, но Мо толкается гораздо дальше сзади, чем Болт. Если задуматься, то причины этих различий очевидны: спринтер активнее работает задней поверхностью бедра, выполняя «ножницы» и его шиповки позволяют цепляться за опору даже НЕ полностью загруженной стопой, но доработка ногой далеко сзади для него будет скорее во вред, поскольку в таком положении сила толчка уже мала. Кроме того, Фара гораздо пластичнее, поэтому ему легче тянуть ногу назад под таким углом к туловищу, под каким многие обыватели ее не смогут просто поставить там стоя на месте (спина заболит). Гебреселассие мысок НЕ тянет (это не экономично) и позволяет себе работать перекатом с пятки на мысок (вроде бы это самая простая и базовая техника для начинающих). Впрочем, с точки зрения момента полной загрузки стопы он бежит с загрузкой средней части стопы, поскольку при его скорости пятка загрузиться просто не успеет. Но курьез в том, что у многих очень сильных марафонцев очевиден износ кроссовка в районе пятки, что явно свидетельствует об участии этой части подошвы в беге (пусть даже без полной загрузки массой тела).

Отталкивание сзади самое дальнее у Мо Фары, чуть меньше оставляет ногу в толчке за спиной Болт (пояснение см. чуть выше), а короче всех шаг у Гебреселассие (чем дальше от крайних углов, на которые бегун в принципе способен, тем комфортнее мышцам; в данном случае, легче условия работы мышц спины и задней поверхности бедра).

Углы работы рук у Мо и Хайле примерно одинаковы и академичны — у обоих углы в локтевых суставах менее 90 градусов. А вот Усейн периодически разгибает руки до тупых углов и никогда не сгибает их до таких углов, как Фара. Почему? Да, просто потому, что у него меньше частота шагов (в том числе из-за большого роста). Кинематически выгодные для него углы сгиба рук меньше, хотя это и не соответствует классическим канонам (кстати, Болт тоже иногда бегает с острыми углами сгиба рук, что видно на фото в теле статьи чуть выше, см «По струнке или медвежонком?»).

Высота подъема голени после отталкивания у Фары и Болта примерно одинаковы (у обоих голень хорошо «подбивает» пятую точку), но Гебреселассие НЕ поднимает голень так высоко — это опять не самые комфортные углы и расходование сил.

Вынос бедра у всех троих более менее сопоставим. По крайней мере, на этих раскадровках разница не очевидна.

Не делайте такое лицо

Имеет ли значение выражение лица бегуна? Да, конечно. Еще какое! Гримаса на лице почти всегда вызывает напряжение мышц шеи и закрепощение плечевого пояса. Это способно испортить технику и вызвать преждевременную усталость. Мелочь, не правда ли?

Таких мелочей в технике бега довольно много, а в самом беге, как виде спорта или физической активности их еще больше: одежда, обувь, организация тренировочного процесса, участие в соревнованиях, травматизм (почти всегда это следствие ошибок — или в технике или в планировании нагрузок), питание (в том числе на дистанции) и многое другое. В рамках этого материала мы ограничимся только обсуждением техники. Остальное — тема отдельных материалов.

На закуску любопытная инструкция для начинающих, хотя бывалые могли бы здесь кое с чем поспорить:

Похожие материалы:

Почему нет прогресса в беге, если бегаю давно?
Как подготовиться к участию в беговом полумарафоне (21,1 км)?
Двойное побитие рекорда мира в марафонском беге (тактика на дистанции)

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 1 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 2 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 3 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 4 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 5 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 6 (Мо Фара).

Техника бега «средневика». Раскадровка. Кадр 7 (Мо Фара).

Техника бега «спринтера». Раскадровка. Кадр 1 (Усейн Болт).

Техника бега «спринтера». Раскадровка. Кадр 2 (Усейн Болт).

Техника бега «спринтера». Раскадровка. Кадр 3 (Усейн Болт).

Техника бега «спринтера». Раскадровка. Кадр 4 (Усейн Болт).

Техника бега. Раскадровка. Кадр 5 (Усейн Болт).

Техника бега «спринтера». Раскадровка. Кадр 6 (Усейн Болт).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 1 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 2 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 3 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 4 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 5 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 6 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 7 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 8 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 9 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 10 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 11 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 12 (Хайле Гебреселассие).

Техника бега «марафонца». Раскадровка. Кадр 13 (Хайле Гебреселассие).

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!