Оформление отчета по выполненной работе

Практическое занятие № 5

«Стадии и этапы жизненного цикла продукции, услуг»

Цель работы: Научиться выбирать товарную марку и определять жизненный цикл товара

 

Теоретическая часть

Теоретическая основа занятия Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 1.1.) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции1 .

 

«Петля качества» символизирует также понимание того, что «каждый на предприятии является одновременно клиентом и поставщиком». Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции – «петли качества».

МАТЕРИАЛ ТВОРЧЕСТВА - явления, вещи, субстанции, используемые для воплощения творческого замысла: звук в музыке, слово в литературе, цвет, линия в живописи, дерево, камень, металл в скульптуре.В творчестве дизайнера М.т. являются не только материально-физические начала реализации проектных замыслов, но и визуальная и вербальная информация, идеи, концепции, включаемые в сферу проектного сознания.

Для дизайнера, таким образом, значимы не только осязаемые свойства материала, но и часто эфемерные, но организующие качества анализа средовой ситуации и возможностей заказчика, результаты анализа психологии потребителя и выбранной системы художественных ориентиров.

Подобно «говорящему» мрамору, глубина анализа и осмысленность выбора могут весьма неоднозначно ориентировать процесс проектного творчества. Появление новых материалов, технологий, а особенно идей и концепций, играет важную роль в развитии новых видов художественного творчества (кинематограф, телевидение, фотоискусство и видеоарт) и новых жанров и стилей искусства (конструктивизм, хай-тек, постмодернизм, деконструктивизм). Вместе с тем дизайну - и это отличает его от других видов искусства - присущ свойственный только ему М.т. - прагматическое начало. Стремление преобразить элементарные бытовые потребности человека в событие художественное, сделать каждодневные подробности нашего образа жизни фактом высокого искусства - признак собственно дизайна, чем во многом и объясняется не навязчивость, но абсолютность его воздействия на современный мир.

Реализовывая замысел, дизайнер иногда прибегает к нетрадиционным приемам - как в выборе проектного решения, конструировании, формообразовании так и в выборе материала для воплощения идеи. Это касается дизайна объектов, среды. Например, в проектировании мебели материалом может служить только дерево, металл, пластмасса, кожа, текстиль и любые их сочетания. Однако в свободном творчестве дизайнеры часто обращаются к нетрадиционному использованию материалов, иногда парадоксальному сочетанию не сочетаемых элементов предметного мира. Подобный опыт не только вызывает интерес (арт-объекты, оформление выставок и витрин и д.р.), но и приводит к новым прогрессивным открытиям в науке (разработка материалов на основе дизайнерских поисков), в развитии дизайна в целом.

Материал - исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., - его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, визуальную информацию, а как конструктор - обычные производственные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные.

Свойства М. - физические особенности (структура, степень твердости, фактура, текстура и пр.), присущие М., и способность поддаваться обработке с целью придания нужного внешнего вида. С.м. определяют способность выполнять в изделии те или иные функции, в том числе и гигиенические, и подвергаться определенным приемам обработки. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конструкционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные).

Конструкционный М. - М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности гибкости, способности выдерживать соединения с другими материалами и т. п.

Декоративно-конструкционный М. - М., конструкционные и декоративные свойства, которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, ткани, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструкционный материал может быть декоративно обыгран в изделии путем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.)

Декоративный М. - используемый в целях украшения изделия М. обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр.

Нормирование декоративных свойств М. - установление требований к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факторов, поскольку от них зависит конечный результат всей разработки - от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его Отделочный М. - М., применяемый для улучшения внешнего вида изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигиенических). Одним из видов отделки является покрытие - слой и несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративные и декоративные покрытия.

Образец М. - отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры и пр.

 

Контрольные вопросы для допуска к практическому занятию

1. Какие элементы составляют жизненный цикл продукции, услуги («петля качества») в общем виде?

2. Какие элементы «петли качества» будут отсутствовать, если она проектируется для пищевых продуктов?

3. Какие элементы «петли качества» будут отсутствовать, если она проектируется для продуктов технологического профиля?

4. Возможен ли возврат от одного элемента «петли качества» к предыдущему элементу, и по каким причинам?

5. По каким элементам возможна разработка матрицы распределения ответственности, кроме элементов «петли качества»?

Ход работы

1. Сформировать малые группы, численностью не более 2–3 человека.

2. Выбрать из предложенного преподавателем списка материалов, производство которого вы будете организовать в группе.

- пена картон

- постельная бумага

- ПВХ пластик

- фанера

- акриловые краски

- метизы (саморезы и т.д.)

- клеевые материалы

- лакокрасочные материалы

 

3. Пользуясь «петлей качества», определить все жизненно важные стадии производства выбранного вами продукта, начиная с маркетинга, заканчивая утилизацией. Определить процессы, протекающие на каждом из этапов жизненного цикла продукции, цель каждого этапа, а также отдел или структуру предприятия, которая будет осуществлять эти процессы. По результатам работы построить таблицу.

4. Разработать схему организационной структуры вашего предприятия.

5. Разработать матрицу распределения функций по «петле качества».

6. По вертикальной оси следует обозначить этап жизненного цикла в соответствии с разработанной «петлей качества». По горизонтальной оси – руководителей, службы и отделы в соответствии с разработанной организационной структурой предприятия.

7. Указать перечень необходимых мероприятий по элементам:

· проектирование и разработка технических требований;

· материально-техническое снабжение;

· подготовка и разработка производственных процессов.

8. Разрабатываемые мероприятия желательно структурировать по этапам и представлять в виде матриц или таблиц.

9. Дать название вашему продукту. Какие мероприятия вы запланируете, чтобы повысить уровень конкурентоспособности?

10. По результатам проделанной работы оформить отчет.

Оформление отчета по выполненной работе

Отчет оформляется каждым членом малой группы в своей тетради и должен содержать:

ü название темы и цель работы;

ü выполненные задания;

ü таблицу с описанием этапов «петли качества»;

ü рекомендации по повышению конкурентоспособности;

ü выводы (выводы должны содержать итоги выполненной работы).

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!