Возрастная периодизация Л.С. Выготского

Воображение. Виды. Механизмы воображения. Развитие воображения младших школьников.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Выделяют следующие механизмы воображения:

· Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

· Агглютинация - особый вид комбинирования, при которойсоединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр

· Акцентирование. Способ основан на искусственном выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его.

· Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

· Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д.

 

У детей младшего школьного возраста воображение имеет свои особенности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

Здесь следует отметить о том, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает. Однако Л.С. Выготский показывает несостоятельность таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными

Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.

Особенностью воображения младших школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ). Например, учитель предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах ... кг арбузов. Была качка, и ... кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе. По мнению Л.Ф. Берцфаи, продуктивное воображение должно обладать следующими чертами, чтобы ребенок безболезненно вошел в школьные условия обучения:

− с помощью воображения он должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;

− обладать умением видеть целое раньше его частей, т.е. способностью создания целостного образа любого предмета;

− для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т.е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т.е. основой учебной мотивации);

− мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.

Творчество ребенка определяется двумя факторами:

- субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);

- объективным (воздействие явлений окружающей жизни).

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.


2. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Социальная ситуация развития.

Возрастэто качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возрастная периодизацияпериодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость,упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (7-10лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (10(12)-14(16) лет).

11. Кризис 17 лет.

Понятие социальной ситуации развития в психологию ввел Л. С. Выготский в качестве структурного компонента психологического возраста. В учении о структуре и динамике возраста он сформулировал положение о социальной среде как источнике психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований.

Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной1 [1].

Исследование социальной ситуации включает анализ роли среды в развитии ребенка, изучение отношения ребенка к отдельным компонентам среды, оценку его позиции в социальном окружении. Рассматривая отношение ребенка к обществу, Выготский выделял два плана: «ближайший» и «далекий». Ближайшие отношения связывают ребенка с близким взрослым и сверстником, а далекие — с социальным взрослым — носителем общественных требований, ограничений и смыслов деятельности


Преподаватель________Ф.Р. Мавлеткулова


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!