Архитектура эклектики и модерна. Развитие национального романтизма. Новые типологии зданий.



Новые стилевые приёмы. На смену традиционным стилям – барокко, классицизму, приходит эклектика, в отличие от них эклектика не имеет стилевого канона, то есть строгих правил построения архитектурной формы

Барокко – странный, причудливый. Архитектура Европы и Америки 16 – 18 вв. Тяготение к большому торжественному стилю распространилось в дворянской и церковной архитектуре. Для стилистики Барокко характерна контрастность, напряжённость, динамичность, стремление к величию, пышность.

Классицизм 17 – 19 век. Возник с подъёмом буржуазного просвещения, выражал гражданские идеалы, идеалы демократии. Привык к выражению большого общественного содержания, героических, нравственных идеалов. Эти героические и нравственные идеалы совпадали с идеалами дворянства. Для дворянства идеал чести, идеал нравственности служение богу и отечеству.

Когда приходит смена классов, тогда возникают стили, которые могут решать более мелкие практические  задачи, без больших идеалов. И они были связанны с потребностью решения задач не, сколько духовных, сколько утилитарных. Возникает стиль без стиля, так называемый кирпичный стиль, который применяется в промышленных зданиях и в жилых зданиях дешёвой архитектуры. Это в районе Забулачье такие домики, большие и не очень, одно и двух этажные. На первых этажах иногда сады были, на втором жильё.

Эклектика – это метод выбора из большого числа архитектурных стилей прошлого и их соединения в одном здании.   Происходит отмена классицизма и барокко отказ от европейской ориентации. Классицизм не русский стиль, это стиль Греции, Рима и Франции. Отмена классицизма, уход  дворянской аристократии с исторической сцены  означало возвращение к  допетровским идеалом. Допетровская архитектура, это   архитектура 17 век., кирпичная архитектура, открытый кирпич, кирпичное узорочье, изразцы. В отличие от Петровского зодчества изменилась типология, размеры зданий увеличились вдвое, втрое. Строились громадные кирпичные церкви, громадные общественные здания, громадные производственные здания. Казанский вокзал построен в стиле историзма или псевдорусском стиле. Казанская колокольня Богоявления – псевдорусский стиль, проявились новые конструктивные и тектонические возможности этого стиля.  Это была честная архитектура  своего времени, решавшая практические функционально оправданные задачи.

В архитектуре общественных зданий преобладали коридорно - анфиладные, зальные планировочные схемы и их сочетания. В Казани большое распространение получают угловые общественные здания с башенками, эркерами, балконами, входными узлами с угловой части здания. (Реальное училище, арх.ХГ Пашковский ; Александровский пассаж,1883, арх.ВВ Суслов ; дом Алексеева,1905, арх. КЛ Мюфке).

Стилистика общественных зданий имела широкий диапазон в рамках метода эклектизма : от композиции на ренессансной основе стиля (убывающие по высоте этажи и окна, подчеркнутый парадный вход : Дворянское собрание,1844, ИП Ефимов ; Коммерческое училище,1911,ДВ Розов) до стилизации на основе готики, русско-татарского, византийского стиля (Выставочные здания,1909, Богоявленская колокольня, дом Кекина,1914, ГБ Руш ; Худ.школа,1902, КЛ Мюфке).

Возможности деревянных материалов и конструкций были расширены, актуализированы, рационализированы. Новая эстетика, включающая как декоративизм, так и чистые плоскости, находила в дереве новые возможности этого материала. Это было продемонстрировано на Промышленной выставке 1909 г. где было построено 64 павильона из дерева (арх. ПВ Ладыгин).

 В рамках эклектики   татарские заказчики  стремились выразить национальные традиции в архитектуре особняков и мечетей. Архитекторы тоже были охвачены этой идеей.  Архитектор   Шмид едет в Болгары, зарисовывает все Болгарские развалины, изучает стилистику булгарской архитектуры.   Реконструируется татарский национальный стиль очень оригинально, на основе того что есть, запасы исторических стилей, это готика, за счёт готики, русской, европейской готики используются элементы средневекового востока, мавританского стиля стрельчатые окна, башенки, но и элементы барокко и классицизма тут же не заметно сплетаются (например в доме Шимиля, на ул. Тукаевсой). Туда добавляются элементы современной восточной архитектуры, из Индии, из Ирана, из Египта (например, мечеть Азимовская,  в которой учувствуют, разные элементы, из всего востока).

В Европе архитектура эклектики не могла долго существовать только на использовании   исторических стилей, так как в жизнь входили новые технологии строительства , новые материалы- бетон, чугун, стекло. Появляется недолгосуществовавший стиль Ар-нуво, который в России получил название

 

 

«модерн». Особенностью русского модерна было использование традиционных материалов – кирпича и дерева, но уже без декоративных излишеств, без разностильных деталей на фасадах.

 В Казани на рубеже 19-20 веков еще не было бетона, металла, но были чугунные элементы, стойки лестницы,  стеклянные фонари в желехных переплетах на крышах зданий,  дающие верхний свет– это проявление модерна, были очень большие окна, в гостиницах, на производстве – это тоже проявление модерна. Строгий конструктивный модерн в ограниченных количествах присутствовал в стилистике производственных, больничных, учебных зданий. Другое  течение модерна -  декоративный модерн, к в котором было больше декора, но не исторического , а нового современного, необычного.    Новые элементы  в архитектуре модерна – это кривые линии, цветное стекло, отдельные стилизованные элементы готики, цветные и лепные вставки на фасадах, окна сложных конфигураций.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!