Раёк, медвежья комедия и другие дореволюционные развлечения

Народное театральное творчество (тема 9)

Информация по дисциплине Народное художественное творчество

 

Балаганы с Петрушкой и представления с медведями, пасхальные песнопения и крещенские гадания, хороводы и активности для больших компаний.

Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, — в материале портала «Культура.РФ».

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

 

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

 

А здесь можно рассмотреть ярмарки на картинах русских художников

Они писали в Москву множество челобитных о бесчинствах и беспорядках на ярмарках. Одну из них направил царю в конце XVII века священник из Кашина. На городской ярмарке, по его словам, «в понедельник, в первую неделю Великого поста чинилось великое бесчиние и беззаконие», крестьяне с женами много пили, вели «бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полночи», а скоморохи в пост развлекали народ. «Торговым людям торг, а бесчинникам и беззаконникам пьянство и бой и бесовская игра», — возмущался автор челобитной. От государя пришел ответ: он приказывал местному воеводе строже следить за порядком.

 

К концу XVIII — началу XIX века ярмарки проводили уже по всей стране. Самые масштабные и известные дореволюционные торги — Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская, Барнаульская. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следила полиция и охрана. В их обязанности входил и надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства.

 

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» — газета, которая регулярно выходила в дни торгов с 1863 до 1915 год. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. «Ирбитский ярмарочный листок» высоко ценили не только читатели, но и профессиональные литераторы. Одним из них был писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк — он сам опубликовал в «Листке» две статьи: «Уральское золотое дно» и «Каменнорезный промысел на Урале».

 

Нижний Новгород: «карман России»

 

Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская — самая масштабная. На ней торговали и чаем, и мануфактурой, и рыбой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали европейцы, персы, армяне. В те годы в России ходила пословица: «Санкт-Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман». В дни ярмарок население города резко возрастало: если в обычное время в нем проживало 20 тысяч человек, то во время торговли число жителей превышало 200 тысяч.

«Сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли». Павел Мельников-Печерский, писатель

В начале XIX века Нижегородскую ярмарку называли Макарьевской, потому что она располагалась у стен Макарьевского монастыря. В те годы на ней побывал Александр Пушкин. А позже — описал в романе «Евгений Онегин»:

Макарьев суетно хлопочет,

Кипит обилием своим.

Сюда жемчуг привез индеец,

Поддельны вины европеец,

Табун бракованных коней

Пригнал заводчик из степей,

Игрок привез свои колоды

И горсть услужливых костей,

Помещик — спелых дочерей,

А дочки — прошлогодни моды.

Всяк суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

Еще больше фактов о нижегородской ярмарке

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря — после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур — автор Московского манежа. Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

 

Веселая жизнь «великого торжища»

 

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев — веселый Петрушка — стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет».

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» — там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты.

Одной из главных достопримечательностей 1830-х годов был крепостной театр князя Шаховского. Смотреть спектакли Шаховского приезжали известные столичные артисты: Михаил Щепкин, Сергей Шумский, Александр Мартынов. Именно с этой крепостной труппы началась история Нижегородского театра драмы имени М. Горького, который работает до сих пор.

А еще читайте про торговый пассаж — ГУМ

С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы. Зрителям даже давали оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фауст» в исполнении звезд итальянской сцены. В 1855 году на ярмарке выступал нижегородец, глава «Могучей кучки» Милий Балакирев.

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».

 

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной», — писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

 [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarmarok-v-rossii ]

 

История театральных жанров НХТ (тема 10)

Информация по дисциплине Народное художественное творчество

Раёк, медвежья комедия и другие дореволюционные развлечения

С11 октября по 16 марта в Государственном историческом музее проходит выставка «Час потехи». Она посвящена праздникам, развлечениям и народным гуляньям в России XVII — начала XX века и объединяет более 400 предметов: карнавальные сани, народные и городские костюмы, афиши, плакаты и многое другое.

Наша задача иметь материал, чтобы знаеть, какие развлечения входили в программу массовых праздников и народных гуляний в дореволюционной России.

Балаганы

На картине неизвестного художника 1840-х годов, представленной на выставке, изображен балаган в Сокольниках.

 

Название «балаган» пришло в русский язык из тюркского. В нем словом «балахане» обозначали легкую верхнюю пристройку к дому или балкон.

В России первые балаганы — временные и передвижные театры — появились в XVIII веке. Традиционно их украшали яркими вывесками, флажками, а позже — газовыми и электрическими лампами. Владельцы балаганов любили оставлять на них надписи, которые рассказывали о программе: «Комические виртуозы и туманные картины», «Механический и отроботический театр», «Механический театр метаморфоз» и другие. А на входе в балаган стояли балконные зазывалы, которые выкриками и шутками приглашали всех проходящих мимо на представления.

Возводили временные театры в основном на ярмарках, а в дни гуляний появлялись они и в Сокольниках — любимом месте загородного отдыха дореволюционной Москвы. В первый день мая абсолютно все: крестьяне и горожане, помещики и дворяне, даже члены императорской фамилии — приезжали в Сокольники, чтобы выпить чаю на природе и посмотреть на представления балаганов. В них выступали профессиональные актеры и цирковые артисты, шарманщики и песенники, а также просто харизматичные любители.

В праздничные дни представления начинались в полдень, а заканчивались в девять вечера. Артисты показывали короткие номера по 10 минут и более долгие, получасовые, постановки, которые в течение дня повторяли по пять-шесть раз.

 

Медвежья комедия

Другим популярным ярмарочным развлечением была медвежья комедия, которую также называли медвежьим промыслом или вождением медведя. Сергач — поводырь — водил по площади медведя на привязи. Когда зверь двигался, сергач начинал шутить и рассказывать курьезные истории. Он мог сравнивать медведя с румянящейся девушкой, неуклюжим солдатом, барыней, собирающей оброк — и с другими персонажами.

Мишка хватает с хозяйской головы шляпу и, немилосердно комкая, надевает ее на себя, к немалому удовольствию зрителей, которые, однако же, начинают пятиться, в то время как мохнатый артист, снявши шляпу и ухватив ее лапами, пошел по приказу хозяина за сбором.

Сергей Максимов, рассказ «Сергач» из книги «Лесная глушь» 1859 года

Такие потехи были популярны еще у древних славян. Наши предки поклонялись медведю и верили, что это животное обладает магической силой и приносит здоровье и благополучие. Поэтому жители городов и деревень часто оставляли сергача и медведя на ночлег в своем доме: это сулило счастливую жизнь.

К 1861 году медвежий промысел как вид народного искусства перестал существовать: общества покровительства животным, а также указ Сената запрещали эксплуатацию и убийство дрессированных зверей.

В конце XIX века медвежьи комедии лишь иногда можно было встретить на гуляньях в крупных городах. Об этой забаве в наши дни напоминают керамические игрушки — например, из Симбирской (Ульяновская область) и Вятской губерний (Кировская область).

 

 

Кукольный театр и Петрушка

Как и медвежья потеха, кукольный театр был любимым развлечением публики во время праздников и гуляний. Везде, где только собирались люди, появлялись и кукольники.

Кукольный театр был передвижным: он состоял из прямоугольного каркаса, обтянутого тканью, на колесах. Внутри находился актер с набором кукол, которые он закреплял на палках или собственных руках.

Владельцы театров готовили яркие декорации и разыгрывали необычные представления. Их куклы были достаточно реалистичными, одетыми в богатые детализированные костюмы, и поэтому они всегда достаточно четко изображали людей различных профессий и занятий.

…А вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку, или Klücht (шалость), как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (theatrum portatile), с которою они и ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления. Адам Олеарий, немецкий путешественник XVII века

Самым популярным кукольным спектаклем в старину был «Петрушка». Комедийные представления с этим персонажем — главным и почти единственным постоянным героем русского народного кукольного театра — состояли из отдельных сцен: Петрушка с невестой, покупка лошади и ее испытание, лечение Петрушки, его обучение солдатской службе и так далее.

Театр Петрушки был популярен вплоть до 1910-х годов. После этого он лишь изредка появлялся на гуляньях.

 

Раёк

Другой разновидностью кукольного театра был раёк — ящик с передвижными картинками на колесах. Его также называли «потешной панорамой».

В Россию раёк завезли иностранные гастролеры, которые в конце XVIII века устанавливали большие и малые панорамы на ярмарках. Всех участников таких представлений — зрителей и рассказчиков — называли раёшниками.

Раёк — это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла — раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые. Дмитрий Ровинский, искусствовед XIX века

Изначально с помощью райков передавали местные новости и сплетни, а позже в них начали показывать сказки о русских богатырях и иноземные истории о приключениях. Раёшник выбирал сообщения и рассказы на свой вкус, рисовал иллюстрации и помещал картинки в ящик. «Потешную панораму» украшали лубочными картинками, которые привлекали внимание зрителей. А во время представлений владелец райка всегда выкрикивал шутки и смешные поговорки, веселя толпу.

 

 

Фейерверки

 

Как зрелищное искусство фейерверки в России появились в XVII веке. При Петре I «потешные огни» запускали в дни коронаций, монарших бракосочетаний и военных побед. В XVIII веке пиротехника вышла на новый уровень, и запуски фейерверков стали похожи на красочные спектакли с огненными фонтанами и ракетами.

 

Пиротехнические эффекты служили фоном для масштабных и сложных декораций таких представлений. Первый вид декораций, «план фейерверка», состоял из деревянной рамы высотой до семи метров, на которую прикрепляли узоры из шнуров, пропитанных специальным раствором. Несколько планов ставили один за другим, шнуры поджигали — и на рамах появлялись светящиеся картины.

 

Вторым типом декораций были щиты иллюминаций. Их создавали из обтянутых холстами рам или из досок, которые устанавливали в виде гротов, храмов, беседок и дворцов. По контуру щитов закрепляли фонари или горящие чаши.

 

В подобных огненных представлениях часто использовали разнообразные символы и визуальные метафоры. Поэтому организаторы писали для шоу либретто, которые поясняли зрителям смысл и сюжет постановок.

 

В экспозицию «Час потехи» вошли графические листы XVIII века, на которых изображена праздничная иллюминация. Также на выставке посетители увидят мультимедийные реконструкции «потешных огней». Они точно воспроизводят композиции фейерверков, которые создавали в XVIII веке.

 

Материалы предоставлены научными сотрудниками Государственного исторического музея. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/255003/rayok-medvezhya-komediya-i-drugie-dorevolyucionnye-razvlecheniya ]


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!