Движение, его противоречивость и основные формы.

Проблема бытия в истории философии.

Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек Проблема бытия в истории философии Понятие бытия является одним из самых древних в философии. Сам же термин переводится обычно как «быть», «есть», «существовать». Это понятие возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Первые представления о бытии сформировались в древней философии. Так, Парменид – основоположник учения о бытии – учил, что бытие – это сущее (существующее) и кроме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный шар с темной и светлой сторонами. По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», – учил Гераклит. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкивание и соединение различных атомов порождает многообразие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой пустое пространство. Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бытие, бледная тень мира идей. В Средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.). С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начинается быстрое развитие естественных наук (механика, математика, физика). Бытие стало рассматриваться как физическая реальность. Считалось, что бытие – это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. Она воспринималась как сложный механизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, сложная машина. В философии и искусстве утверждается идея величия и всесилия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон. Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия – идеалистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л. Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой является человек. В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в марксистское понимание бытия внес Ф. Энгельс в ходе осмысления им философских проблем естествознания. В своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, исследовал процесс происхождения человека в ходе труда. Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод: бытие – это философское понятие для обозначения всего, что существует, имеет место. Оно охватывает собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключения. Кратко говоря, бытие есть все, что реально существует. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в философии является предельно широким, так как охватывает собой все виды реальности, уже известные и еще пока неизвестные. Бытие – это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое. Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмыслению бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эволюции. Естественные науки являются надежными союзниками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план выдвигается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии. Основные формы бытия Назовем и раскроем важнейшие формы («слои») бытия. Бытие включает в себя четыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие общества; 3) духовное бытие; 4) бытие человека. Рассмотрим особенности бытия различных форм. Бытие природы Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы». О бытии первой природы можно прежде всего утверждать, что оно существует до, вне и независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе – ей безразлично. Для природы существовать, «быть» – вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Особенность бытия «первой природы» – диалектика преходящего и непреходящего бытия. Бытие второй природы – это созданная человеком на основе «первой природы» новая природно-духовная и социальная реальность, это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до самых современных машин и механизмов, средств транспорта и связи. Это промышленность и энергетика, это дороги, города, радиостанции и телецентры, космодромы, школы, музеи, театры. Это предметы, окружающие нас в быту, – мебель, одежда, самая разнообразная утварь. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения духовных потребностей человека, – книги, картины и т. д. Это, по сути дела, вся материальная и духовная культура общества. Это Парфенон, Нотр-Дам, Храм Василия Блаженного, «Джоконда» Леонардо да Винчи. Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимосвязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергетический, экологический и т. д. При сравнении первой и второй природы обнаруживается не только их единство, но и различие. Первая природа в целом – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является моментом времени. Вторая природа – бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием. Первая природа – мир бесконечный, необозримый, неисчерпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой части. Вторая природа – мир, где не перестают действовать законы первой природы, но они связаны с человеком, проявляются через социальнопреобразующую деятельность людей. Поэтому вторая природа не может считаться совершенно независимой от бытия человека. Бытие общества Бытие общества представляет собой устойчивую систему социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных общественных сфер: экономической, социальной, политической, духовной. Данная форма бытия проявила в последнее время следующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация. Технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Глобализация заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, осуществляющихся поверх государственных границ.) Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов. Духовное бытие Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного. Индивидуализированное духовное бытие – это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя прежде всего сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание – одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания, человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Сознание дает идеальный образ объективного мира, может воспроизводить время, в котором человек не жил, «рисовать» будущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное. Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа – объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие объективированного духовного – это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов, отличных от индивидуального бытия человека. Платон приводил такой интересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и потом стала вести и относительно самостоятельное существование. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди породили бессмертную идею. А существует ли идеал красоты, справедливости, истины? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного и научного творчества. Бытие человека Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека – тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Любое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния первой природы. Существование человеческого тела предполагает удовлетворение необходимых материальных потребностей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жилище. Это право человека на жизнь в прямом смысле слова. Но человек должен удовлетворять и духовные потребности. У человека есть то, что материализм называет психикой (чувства, эмоции, настроения, переживания), а идеализм и религия более емко – душой. Бытие отдельного человека – единство тела и души. Работа души в известной мере зависит от здоровья тела: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не всегда: нередко дух поддерживает больное тело. Для Декарта первое условие человеческого существования «Cogito ergo sum» («Мыслю, значит – существую»). Тем самым он ставит вопрос о том, что важнее для понимания специфики человеческого бытия: то, что человек существует (подобно любой другой вещи), или то, что благодаря мышлению человек способен размышлять о самом факте своего существования, то есть быть мыслящей личностью.       2.Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира Проблема субстанции в философии

В философии для обозначения первоосновы всего сущего используется предельно широкая категория – субстанция (от лат. substantia – сущность, то что лежит в основе). Представители первых философских школ, как известно из истории философии, в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось в общепринятым тогда «первостихиям»: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» – апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, сознание, идея, Бог, эфир. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos – один, единственный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis – двойственный). И, наконец, если более двух – плюрализмом (от лат. pluralis – множественный). С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у Демокрита, Гераклита, Спинозы, Маркса и у их последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм, например, у Платона – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»; так и субъективно-идеалистический монизм, как, например, у Маха, выводившего все физические и психические состояния действительности из «нейтрального» начала – неких умозрительных конструкций, «элементов» мира. Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассуждения, какой бы темы они ни касались, в философском контексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает вопрос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, далекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении сознания в истории философии решается по-разному, и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время для атеиста эта задача будет иметь принципиально иное решение. Представления о материи в античной философии Возвращаясь к понятию «материя», отметим, что эта, одна из наиболее фундаментальных, философская категория, впервые встречается у Платона. Он ввел в оборот термин hyle, обозначая им некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя, в его понимании, бесформенна, неопределенна и отождествляется с пространством, принимающим форму любых геометрических фигур. В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионийская философия (VII–VI в до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие видимого мира к одному общему конкретному началу: Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху, Гераклит – к огню. Однако тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку ионийской школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. Но в то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего. В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента – огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии – «семена» всевозможных веществ – так же качественно разнообразны, как и вещества природы. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла oбъяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярнокинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Представления о материи в Новое время В рамках учения о материи как субстанции философы Нового времени акцентировали свое внимание на ее атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась не столько в телесности, как определяющем ее признаке, сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родоначальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом высоко оценивая античных материалистов, полагал, что они не правы, когда за основу принимают нечто частное и тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк связывает идею материи с протяженной плотной субстанцией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, полагая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция, фигура, движение вполне достаточны для характеристики сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового времени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свойствами, они говорят и о субстрате («началах», «элементах», «корпускулах», «атомах») как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в истории философии исходила в основном из двух принципов: материя рассматривалась или как всеобщая вещественная основа, или как совокупность специфических свойств. Такого рода представления, однако, не позволяли выразить понятие материи в непротиворечивой форме. Получалось, что каждое последующее открытие, коренным образом изменявшее представление о свойствах и строении конкретных веществ, «разрушало», казалось бы, установившееся понятие материи. Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и беспредельную, непрерывно меняющуюся субстанцию – «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому материалисту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных... изменениях, производимых в нас этими веществами». В определении П. Гольбаха мы встречаемся с принципиально новым подходом – понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектикоматериалистическом истолковании материи. Материя как современная философская категория Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них и через них. Поэтому важно зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей. Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя как таковая вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тождественна природе. Понятие же материи – только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще – не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее. Итак, материя – прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами – будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение. Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная и сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию. Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами. Основные свойства материи Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания человека. Кроме этого свойства, материя обладает фундаментальными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отражения. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкретных проявлениях изучается естествознанием, которое открыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохранения массы, закон сохранения электрического заряда и т. д. Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какомуто первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпаемости материи. Самые «элементарные» частицы элементарны только условно. Они тоже являются сложными структурными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементарных частиц – только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении. Всей материи присуще также свойство отражения. Отражение есть способность любой материальной системы фиксировать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фиксирует следы прошедшего по нему человека, камень приобретает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наиболее ранней формой отражения является отражение в неорганической природе. Оно имеет здесь свои особенности. Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь перераспределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в избирательности, в сохраняемости и т. д. Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплетено в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в неживой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме. Как бы примитивно ни было отражение в неживой природе в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя приобрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались многие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание. Структурное многообразие материального мира При самом общем подходе в структуре материального мира выделяют следующие основные формы материи: 1) неорганическую (система неживой природы); 2) органическую (все биологические системы); 3) социально организованную (человек, различные виды общественных систем). Система неживой природы – элементарные частицы (включая античастицы), атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, Земля, Солнце, Галактика, Метагалактика, граница и структура которой еще не установлены и т. д. Система живой природы – молекулы ДНК и РНК как носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки, ткани, организм в целом. Сюда относятся семейства организмов, различные популяции животных и вся биосфера. Социально организованная система – человек, семья, различные коллективы (производственные, научные и др.), государство, общество в целом. Из биологических и социальных систем материи нам известны только те, которые представлены на Земле. Хотя не исключено, что в других планетных системах бесконечной Вселенной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может. Все три указанные формы материи можно классифицировать и по структурным признакам. Это прежде всего вещество – совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элементарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. Невещественные формы материи не обладают конечной массой покоя, они имеют лишь массу движения. По современным представлениям материя может существовать также в форме поля. Поле стали рассматривать как физическую реальность. В отличие от вещества поле не локализовано в пространстве и не обладает массой покоя. Современной физике известны электромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля передают взаимодействия между частицами вещества. В изучении полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты. Таким образом, материю в первом приближении можно разделить на три уровня организации: неживую, живую и социально организованную. Уже выделение указанных уровней отражает единство прерывного и непрерывного в строении материи. Каждый уровень – самостоятельная область материального мира. Вместе с тем здесь прослеживается историческое развитие материи в обозримой части мира, которое выражает преемственность и усложнение при переходе от неживой к живой и социально организованной части материального мира. Сложную структуру действительности можно сравнить с гигантскими пирамидами или конусами с общим бесконечным основанием. В основании каждого конуса располагаются объекты неживой природы. Из них и внутри их формируются биологические, а на базе последних развиваются социальные системы. При детальном рассмотрении в каждом из уровней можно выделить специфические подуровни организации материи. Один из возможных вариантов выделения уровней организации материи можно представить следующим образом: Неживая сфера (космос). Живая сфера (биос). Социально организованная сфера (социум). Космические системы различной сложности.  Макроскопический, Молекулярный, Атомный Ядерный, Элементарный, Субэлементарный, Биосфера, Биоценозы, Виды, Организмы, Клетки, Микроорганизмы, Молекулярный уровень жизни. Общество, Цивилизации, Общественноэкономические формации. Этносы. Государства. Социальные группы, Производственные коллективы. Семья. Человек

Движение, его противоречивость и основные формы.

Движение и покой, движение и развитие, прогресс и регресс Движение и его противоречивость Способом существования бытия является движение. В широком смысле движение – это всякое изменение в мире, это способ существования бытия, его атрибут (т. е. неотъемлемое всеобщее свойство). Учение об атрибутивности движения было разработано в философии французского Просвещения, но это учение было ограничено рассмотрением только механического движения, что оставляло в тени источник движения. Положение о движении как способе существования бытия предполагает наличие особых свойств, присущих движению. Это объективный характер движения, его абсолютность и относительность, а также противоречивость. Объективный характер движения заключается в том, что движение осуществляется не только независимо от сознания людей, оно всегда есть изменение – какой-либо реальности. Нет «чистого» движения, как и нет реального бытия вне движения. Наряду с объективностью, одной из важнейших характеристик движения является его абсолютность. Это значит, что бытие не может быть реальностью без движения. Движение есть способ его существования. Из этого следует, что движение, как и бытие мира, неуничтожимо. В то же время движение и относительно. Абсолютная природа движения проявляется только через конкретные формы бытия в мире. В этом смысле движение есть единство абсолютного и относительного. Каждая отдельная форма бытия не только находится в состоянии движения, но это движение осуществляется в какой-нибудь конкретной форме. Это может быть превращение друг в друга элементарных частиц; взаимодействие и превращение атомов или молекул в процессе ядерной или химической реакции; изменение электромагнитного поля; состояние обмена веществ в живых организмах; рождение, развитие и гибель биологических особей; возникновение и исчезновение биологических видов; то или иное преобразование в обществе. Важное свойство движения бытия это его противоречивость, которая проявляется во взаимодействии покоя и изменения. Любой предмет и покоится и движется. Но в этом единстве изменение абсолютно, а покой относителен. Движение абсолютно, потому что оно в мировом масштабе не имеет ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание. Сущность самодвижения раскрывается во всеобщем законе единства и борьбы противоположностей. Таким образом, движение, как и бытие мира, несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне, а заключено в природе самого бытия. Мысль об универсальности движения возникла еще во времена становления философии. Анализируя философское наследие, Аристотель отмечал, что незнание сути движения закрывает дорогу к познанию природы. В своей «Физике» мыслитель античности, исследуя движение, выделяет четыре основных вида: движение как увеличение или уменьшение; движение как качественное изменение или превращение; движение как возникновение или уничтожение; движение как механическое перемещение в пространстве.  Опираясь на тезис о неразрывной связи движения и бытия мира, Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» выделяет ряд форм движения в соответствии с уровнями бытия в мире. Под формой движения понимается не чистое движение, а движение, связанное с определенным носителем. Это движение охватывает отдельную область (сферу) материальных явлений, подчиняющихся в своем развитии действию одних и тех же закономерностей. Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Наиболее простой формой является механическое движение, т. е. перемещение макротел природы в пространстве. Самой сложной формой является развитие общества. В основу своей классификации Энгельс положил следующие принципы:

• каждая форма движения соотносима с определенным уровнем организации бытия в мире;

• между формами движения существует та же «генетическая» связь, что и между уровнями бытия в мире;

• каждая форма движения имеет свою специфику;

• вышестоящая форма движения принципиально несводима к нижестоящей, хотя и включает ее. По ряду позиций классификация Ф. Энгельса, особенно при характеристике подвидов движения, значительно устарела с открытием микромира и освоением макрокосмоса, а также открытиями генетики. Слабой стороной классификации Энгельса является фиксированное количество форм движения – пять. Последующее развитие науки и философии отредактировало эту часть учения Энгельса о движении. С точки зрения современных представлений о мире, названные Энгельсом формы не раскрывают всего многообразия существующих и возможных способов движения. В частности, процессы превращения элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные в ХIХ столетии, теперь по-новому ставят вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, как то предполагалось прежде, а ДНК и РНК, открытые в ХХ в. Некоторые ученые в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения. Можно выделить три основные группы форм движения: в неорганической природе, в живой природе и в обществе.

К формам движения в неорганической природе относятся: пространственные перемещения; движение элементарных частиц и полей (электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия), процессы превращения элементарных частиц в свою противоположность; движение и процессы превращения атомов и молекул; изменения в структуре макроскопических тел (тепловые процессы, изменения агрегатных состояний, звуковые колебания), геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах. Каждое из этих движений имеет свою специфику, но в целом это движение является способом существования уровня неживой природы. К формам движения в живой природе относятся: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом. К формам движения в обществе относится все многообразие человеческой деятельности, все формы преобразования мира, в котором живет человек. Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но, тем не менее, к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название редукционизм (от лат. reductio – отодвигать назад). В частности, упрощение социальной формы движения до уровня биологической имеет место в биологизаторских концепциях понимания сущности общества. Движение и развитие, прогресс и регресс В науке выделяется два основных типа движения предметов и явлений объективной реальности. Первый из них связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения, пространственные перемещения или смена положений. Таковыми будут и идущий человек, и движение луча прожектора на фоне темного неба, и мысленный переход от одних объектов к другим – в этом случае говорят, что мысль движется в определенном направлении (например, правильном или неправильном). Однако отмеченный тип движения не охватывает всего многообразия происходящих в мире изменений. Зачастую они сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определенная направленность, называется развитием. Если движение есть всякое изменение в мире, то развитие – это направленное качественное изменение. Все в мире движется, но не все развивается. В развитии может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, то в таком случае говорят о регрессе. Примерами развития в неживой природе могут служить эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различных организмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства, изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то отдельной мысли, идеи, теории, что означает ее «вызревание», т.е. усложнение, совершенствование, обретение большей ясности и законченности.

Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственновременных отношений в природных, социальных, психологических процессах Понятия пространства и времени

Категории пространства и времени являются предметом исследования множества наук. Пространственно-временные характеристики присутствуют в качестве неотъемлемых составляющих в описании объектов исследования физики, космологии, математики, геологии, истории. Всеобщая природа этих категорий привлекает внимание также и философию. Пространство и время признаются в ней важнейшими формами бытия материи. Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. Время есть категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов. Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Пространство и время – формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и обратное: бытие невозможно вне пространства и времени. Как писал Ф. Энгельс, «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени.

Первый подход, субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго подхода, объективистского, считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека. Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи А. Августина. Блаженный Августин считал, что время – это человеческий способ обозначения изменений, и поэтому в объективном смысле не существует. Августин подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и значит, его тоже нет как времени. Следовательно, время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. И. Кант объявил пространство и время априорными, т.е. внеопытными категориями нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать (по Канту), что в опыте пространство и время не даны и, значит, в реальности, за пределами человеческого сознания, они не существуют. Что касается невозможности восприятия пространства и времени нашими органами чувств, то точно так же нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувственно воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево вообще? Принципиально нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. Но данный факт никак не отменяет объективнореального существования как конкретных деревьев, так и их общих свойств. Та же история и с понятиями пространства и времени. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (молодой – старый), что оно собственно и означает, вполне доступна нашим органам чувств. Таким образом, признание объективности пространства и времени ныне считается более обоснованной позицией, нежели настаивание на их субъективности. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени В рамках объективистского подхода выделяются две концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Субстанциональная концепция исходит из идеи пространства и времени как самостоятельных сущностей, которые не зависят от материи и движения. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство, которое в атомизме есть вместилище атомов, как время – вместилище событий. В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали представления философов XVII в. и механика И. Ньютона. Пространство в механике Ньютона есть пустое вместилище для вещества – материи; оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов. Эта концепция адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII в. Реляционная концепция пространства и времени исходит из идеи их относительности и зависимости от движущейся материи. Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Критикуя Демокрита, он отрицал существование пустоты. Пространство, по мнению Аристотеля, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна, а также неевклидовой геометрии Н. Лобачевского. Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил Эйнштейн, «вместе с вещами исчезает пространство и время». Общая теория относительности, в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение о том, что вблизи сверхтяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле, из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствует об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, пространство – искривляется. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида. Так, например, в евклидовой геометрии предполагается, что сумма углов треугольника составляет 180°. Сумма же углов треугольника, изображенного на поверхности сферы, больше 180°. Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются окончательными и единственно верными. Реляционная концепция предполагает рассмотрение пространства и времени как систем отношений между взаимодействующими объектами. Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и их свойства напрямую зависят от характера материальных процессов. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах Современная философия различает специфические формы пространства и времени в зависимости от того, в связи с какой формой движения материи они существуют – физической, биологической или социальной. Физическое пространство и время обладают определенными характеристиками. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности: объективность пространства и времени означает, что они существуют независимо от сознания; всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения воплощениям материи на любом уровне ее существования. Кроме того, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик. Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность доказывает, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин. Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмерном пространственновременном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования многомерного пространства. Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью протекания некоторых фундаментальных процессов и характером законов в физическом мире. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной. Биологическое пространство и время – это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство характеризуется асимметрией правого и левого. Единство симметрии и асимметрии в живой природе позволяет организмам лучше приспосабливаться к среде. Что касается биологического времени, то его главной характеристикой является цикличность, ритмичность: все живое существует, подчиняясь разного рода ритмам. Кроме того, время живого неравномерно. Собственное «внутреннее» время живых организмов характеризуется разным темпом, имеет индивидуальную меру, может убыстряться или, напротив, замедляться в зависимости от состояния живого организма, периода его жизни, взаимодействия с другими фрагментами живого. С физической точки зрения совершенно одинаковые отрезки времени могут переживаться как более или менее длительные. Применительно к человеку биологическое время называют психологическим временем. Ему также свойственна неравномерность: оно то ускоряется, то замедляется в зависимости от состояния человека или происходящих вокруг него событий. Темп и плотность психологического времени напрямую связаны с возрастом человека: в детском и юношеском возрасте время течет для человека медленнее, чем в зрелом возрасте. Социальное пространство и время не существуют вне практической деятельности человека. Социальное пространство – это пространство специфических смыслов, определяющих мировоззрение человека. Представления о социальном пространстве меняются в зависимости от эпохи и культуры. Например, для мифологического и религиозного сознания характерно представление о двух пространствах: естественном и сверхъестественном. Для современного научного сознания такого удвоения пространства не существует. Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических. Специфика социального времени тесно связана с особенностями эпохи и культуры, по отношению к которым определяется категория времени. Одни и те же социальные процессы могут по-разному протекать в разные культурные эпохи. Например, социальные процессы, характерные для Средневековья (отношения личной зависимости, натуральный тип хозяйствования, разделение общества на сословия), в России наблюдались вплоть до середины XIX в., тогда как в Западной Европе Средневековье в основном завершилось к XVI в. Темп и направленность социального времени оказываются в прямой зависимости от смыслов, которые человек приписывает реальности. Так, например, социальное время Античности было циклическим. Греки рассматривали космос и социум существующими в определенных, предзаданных циклах. Так же мыслилась и личная жизнь человека. Для современного человека характерно линейное представление о социальном времени. Мы мыслим историю как линию, которая имеет начало – происхождение человека и общества – и, надеемся, не имеет конца. Именно это представление кажется нам естественным и поэтому единственно возможным, однако при внимательном взгляде на историю культуры эта позиция оказывается лишь одной из многих. «Скорость» социального времени измеряется плотностью и насыщенностью событиями. Общими тенденциями развития человеческого общества являются ускорение и уплотнение социального времени. Так, время первобытных культур было очень медленным: изменения протекали веками и не могли наблюдаться отдельным человеком. Медленным было и время Средневековья. Для современной же цивилизации характерно невиданное прежде ускорение всех социальных процессов. Изменения происходят настолько быстро, что их может наблюдать отдельный человек на протяжении своей жизни. Например, несколько десятков лет назад не было такого явления, как Интернет. За последние же годы Интернет стал настолько важной технической, коммуникационной и смысловой реальностью, что без него немыслима не только деятельность узкой группы профессионалов, но и повседневная жизнь большинства людей. Итак, суммируя философские представления о пространстве и времени и наполняя содержанием эти категории на основе современного естественнонаучного знания о мире, выделим в свете сказанного основные свойства пространства и времени. По существу, они сводятся к тому, что пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью, т.е. равноправностью всех возможных направлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, В.О. Философия. Конспект лекций / В.О. Алексеев, Н.А. Мальшина, Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 19. Основы философии. учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

3. Стрельник, О.Н. Философия: пособие для сдачи экзамена / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 251 с. 28. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие /О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с.

4. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 348 с.

5. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с.

6. Можно использовать и другие источники информации.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!