ПРИМЕРЫ ОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

в помощь участникам олимпиады по краеведению

«Атрибуция (описание) музейных предметов»

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.

Главная функция музейного предмета – быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность. Предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве (к ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и современности) называют раритетами.

Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты и реликвии – это, чаще всего, материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы называют уникальными. Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например, знамена, награды, удостоверения личности и т.п. Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров.

Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетам.

Краеведы или актив школьного музея стремятся выявлять и собирать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события.

Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории (историческими источниками).

Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность. Необходимо иметь в виду, что подлинность предмета музейного значения в музееведении часто рассматривается не с точки зрения его оригинальности, а с позиций причастности предмета к изучаемому событию.

Каждый музейный предмет обладает информационным потенциалом. Информационный потенциал музейного предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и среде его бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Иными словами это сумма атрибутивных и исторических сведений о каждом памятнике истории и культуры. Атрибуция музейного предмета заключается в описании внешних признаков памятника: наименование, автор, датировка, материал, техника изготовления, форма, размер, цвет, индивидуальные признаки (наличие автографов, пометок, повреждений и т.п. ).

Научное описание музейного предмета представляет собой выявление и фиксацию тех сведений по истории памятника с момента его создания до поступление в музейное собрание, которые не отражены в самом памятнике (музейном предмете): автор, датировка, назначение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т.п.

От того, насколько полно выявлены и зафиксированы все эти сведения, зависит информационный потенциал музейного предмета, возможность и эффективность его использования в экспозиционных, научных, учебных и воспитательных целях.

Общая схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих позиций:

1. Коллекция.

2. Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).

3. Наименование предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).

4. Авторство. Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо (или группа лиц), так и предприятие, на котором был изготовлен или тиражирован предмет.

Название предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на период изготовления предмета.

5. Место создания, бытования, события.

Место (географический признак) создания (изготовления) при описании дается без оговорки за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место создания, но и бытования. Географические названия описываются в их исторической форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна, республика), к частному (область, район, город, село, и т.п.). Для Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна – Россия, РСФСР, СССР.

6. Датировка (создания, бытования, события)

Описывается по аналогии с позицией №6 (место). Если известна только дата бытования

или события, то она обязательно оговаривается.

7. Материал, техника.

Перечисляются все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная). Отмечаются также отличительные особенности материала и техника составных частей предмета, если они имеются (папка, паспарту и др.).

8. Размеры. Количество. Подлинность.

Размеры указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается, конечно, и специфика того или иного предмета.

Количество – это собственно предмет и его составные части.

Подлинность, по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.

9. Сохранность. Сведения о реставрации.

Дается общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата.

10. Номер негатива (по фототеке музея).

11. Источник и способ поступления.

При описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается полное официальное название организации или фамилия и инициалы лица, его родственные связи с владельцем предмета. К способам поступления относятся – передача, дар, завещание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция (командировка) музея.

Здесь также указывается конкретный документ – акт приема, приказ школы на основании которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации предмета в музее.

12. Описание.

Описываются все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.

13. Легенда.

История происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом, среде бытования и др.

14. Библиография.

Литература об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с предметом.

15. Составитель описания предмета (фамилия, дата).

Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и др., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.

 

ПРИМЕРЫ ОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

1

1. Коллекция. Одежда и ткани.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной станции.

4. Авторство.

5. Место. РСФСР, Курганская обл., с. Мальцево.

6. Датировка. 1950-е гг.

7. Материал, техника. Полотно штапельное – шитье.

8. Размеры. Длина: переда – 75, рукава – 58 см. Количество – 1.

9. Сохранность. Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От Мальцева Т.С. (дар). Командировка Музея в Курганскую обл. 1970 г. Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5 пуговицах (типа гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани черного цвета.

13. Легенда. Мальцев Терентий Семенович (1895 – 1994), новатор сельскохозяйственного производства, полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, директор Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетный академик ВАСХНИЛ (1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой Социалистического труда (1955, 1975).

14. Библиография. Иванов Л.И. Терентий Мальцев, М., 1962.

15. Составитель (фамилия, дата).

2

1. Коллекция. Ордена.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Орден «Трудовое Красное Знамя» РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому авиаконструктору.

4. Авторство. Художник – Куклинский С.

5. Место. СССР, Москва.

6. Датировка. Награждение – 1926, 13 декабря.

7. Материал, техника. Металл – штамповка, эмаль.

8. Размеры. 44 х 38,5 мм. Количество – 1.

9. Сохранность. На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего припоя. Штифт спилен.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От семьи Туполева А.Н. (передача). Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Знак ордена из желтого металла, овальный.

Л.ст. – в центре на фоне голубой эмали золотистая надпись: «ГЕРОЮ/ТРУДА». Слева на фоне древка знамени – фигурный картуш красной эмали с изображением скрещенных серпа и молота. Вверху развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: «РСФСР/пролетарии всех/стран соединяйтесь». По краю ордена – венок из дубовых и лавровых листьев с плодами, перевязанный внизу лентой.

Об.ст. – с обратным рельефом л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью «Туполев А.Н.».

13. Легенда. Автором рисунка знака ордена «Трудовое Красное Знамя» является Сергей Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка был признан лучшим на объявленном в апреле 1921 года Всероссийском конкурсе по составлению рисунков знака ордена и в марте 1922 г. проект был утвержден Президиумом ВЦИК.

Орденом Туполев Андрей Николаевич (1888 – 1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13 декабря 1926 г. – «За научную деятельность в области развития авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического самолета АНТ-3».

14. Библиография. Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М., 1983, с.8, №18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М., 1979; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., 1973.

15. Составитель (фамилия, дата).

 

3

1. Коллекция. Документы.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Письмо Шмита Н.П., участника первой российской революции 1905 – 1907 гг., сестрам Екатерине и Елизавета Шмит, написанное перед смертью в Бутырской тюрьме.

4. Авторство. Шмит Н.П.

5. Место. Россия, Москва.

6. Датировка. 1907, не позднее 13 февраля.

7. Материал, техника. Бумага-рукопись.

8. Размеры. 17,5 х 11 см. 1 л. Количество – 1. Подлинность. Подлинник – автограф.

9. Сохранность. Сгибы, загрязнено, пожелтело.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От Шмит Е.П., сестры Шмита Н.П., (дар) в 1929 г. Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Письмо на двух сторонах листа белой бумаги, написано черными чернилами.

Автор сообщает о готовящейся над ним расправе тюремщиков, передает привет товарищам по революционной борьбе, прощается с родными. В тексте упоминаются лица: «Николай Адамович» - Андриканис Н.А., муж Екатерины Павловны, юрист, вел защиту по делу Шмита Н.П.; «Леша» - Алексей Павлович, младший брат Шмита Н.П.

13. Легенда. Письмо было написано Шмитом Н.П. в одиночной камере Бутырской тюрьмы накануне убийства. Передано Екатерине Павловне через подкупленного тюремного надзирателя 13 февраля 1907 г.

Шмит Николай Павлович (1883-1907), владелец мебельной фабрики на Пресне в Москве, студент естественного факультета Московского университета, член РСДРП(б), участник декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Арестован 17 декабря 1905 г. за участие в восстании и в феврале 1907 г. убит тюремщиками в камере Бутырской тюрьмы.

14. Библиография. Андриканис Е.Н. Хозяин «Чертова гнезда», М., 1975.

15. Составитель (фамилия, дата).

 

4

1. Коллекция. Фотографии.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Фотопортрет. Заломов П.А., участник революционного движения в России, один из организаторов и революционного движения в России, один из организаторов и знаменосцев первомайской демонстрации в Сормово в 1902 г.

4. Авторство. Фотоателье «С.Курбатова. Москва».

5. Место. Россия, Москва.

6. Датировка. 1902 г.

7. Материал, техника. Фотобумага – печать, сепия. Паспарту: картон, чернила – печать, рукопись.

8. Размеры 10,5 х 6,5 см (с паспарту). Количество – 1. Подлинность. Подлинник.

9. Сохранность. Фото пожелтело, паспарту загрязнено.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От Екатеринославского бюро Истпарта в 1926 г. (передача). Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Изображение подгрудное, ¾ влево, портретируемый с пышной окладистой черной бородой и усами, одет в темную рубаху-косоворотку.

Фото на фирменном паспарту, в нижней части которого тисненый текст, выполненный золотой краской «С.Курбатова. Москва». На обороте – фирменный рисунок, на котором автограф Заломова П.А., написанный черными чернилами: «На память о совместном пребывании в Часовой башне Бут.тюр. 1902г 12/12».

13. Легенда. Снимок сделан в Москве в фотоателье С.Курбатовой после суда над участниками сормовской демонстрации 1 мая 1902 г. Осужденные после суда были отправлены в Бутырскую пересылочную тюрьму в Москве.

Заломов Петр Андреевич (1877 – 1955), один из первых российских рабочих-социал-демократов. В революционном движении с 1892 г. За участие в Сормовской демонстрации (май 1902 г.) был арестован, осужден и приговорен к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь. В марте 1905 г. при содействии Горького А.М. бежал из ссылки. Послужил прообразом героя романа М.Горького «Мать» - Павла Власова.

14. Библиография. Семья Заломовых. Сборник воспоминаний и материалов. Л., 1948; Альбом по истории СССР. 1861 – февраль 1917. М., 1978, с.95.

15. Составитель (фамилия, дата).

 

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!