Альтруистические самоубийства

Вопрос 1. Суицид. Определение, эпидемиология, статистика.

Согласно статистике самоубийство почти во всех странах занимает третье место, сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно в дорожно-транспортных происшествиях; ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000 французов, 60 000 россиян … В мире каждые 20 секунд один человек кончает с собой, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью. По данным Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире кончает самоубийством около миллиона человек.

Международная статистика (приведена в сборнике «Международный справочник по самоубийствам и попыткам самоубийства» (The International Handbook of Suicide & Attempted Suicide, изданном в США в 2000 году) показывает, что от 2% до 11% населения в различные периоды жизни склонно к совершению самоубийств. Количество самоубийств, совершаемых в мире, стабильно растет ― об этом свидетельствуют данные Международной ассоциации по предупреждению самоубийств (International Association for Suicide Prevention), которая проводит подобные подсчеты с 1950-х годов. ВОЗ пришла к выводу, что на долю суицидов приходится 1,4 % всех экономических потерь, вызываемых заболеваниями (в некоторых регионах мира этот показатель достигает 2,5 %). Суицид рассматривается как одна из ведущих причин смертей во всем мире, поэтому он является серьезной проблемой общества, которая в самый неожиданный момент может коснуться каждого. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика значительно недооценивает действительное число суицидов.

Количество самоубийств в России с 2001 по 2006 сократилось на 30 процентов. Несмотря на это последние годы наша страна уверенно занимает второе место в мире по числу самоубийств на 100 тысяч жителей. Печальной тенденцией стали сообщения в прессе и Интернете об очередной задержке движения на линии метро в мегаполисе из-за прыгнувшего под колеса человека или страшной находке, смакуемой «желтыми» изданиями. Тщательно замалчиваемые раньше факты теперь, в век информатизации, выплескиваются на не всегда крепкие головы наших сограждан.

По словам директора Государственного научного центра судебной и медицинской психиатрии им. Сербского академика РАМН Татьяны Борисовны Дмитриевой, в 2006 году счеты с жизнью свели 42855 человек. В России на 100 тысяч граждан приходится более 30 самоубийств, притом что уже 20 суицидов считается критическим показателем.

В то же время на основании собственных подсчетов ВОЗ утверждает, что в 2007 году в РФ на 100 тысяч жителей приходилось 34 самоубийства, а в целом суицид стал причиной 1,8 % всех смертей в стране. При этом ежегодно число психически больных людей на каждые сто тысяч россиян увеличивается на 368 человек. Согласно «Журналу практической психологии и психоанализа», издаваемому Российским институтом практической психологии, в 1985 году на 100 тысяч граждан СССР приходилось 24,5 случаев добровольного ухода из жизни, в то время как, например, во Франции 22,7. А в Российской империи в 1915 году — всего 3,4 самоубийцы на 100 тысяч человек, то есть ровно в 10 раз меньше, чем в современной России.

Т. Б. Дмитриева среди явлений, способствующих росту самоубийств, особо выделяет освещение суицида в СМИ. Ее коллега профессор Борис Положий добавил к списку причин самоубийства многочисленные интернет-сообщества и клубы самоубийц, подталкивающие людей к добровольному уходу в мир иной.

Интересным фактом является то, что мужчины в нашей стране убивают себя в шесть раз чаще женщин. Хотя массовое сознание, популярная литература и кинематограф обычно рисуют образ субтильной впечатлительной барышни, от слабости характера решающейся на такой сумасбродный шаг. Средний возраст мужчины-самоубийцы в России 43 года, в то время как женщины ― 52 года.

Определение суицида

В русском языке это слово означает «намеренное лишение себя жизни». Термин «суицид» (лат. sui + caedare – убивать себя) впервые начал использовать врач и философ XVII века Томас Браун. Одна из крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения, суицид определяется как осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти. В научной литературе исследователи подчеркивают, что суицид ― деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?

А. Г. Амбрумова и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид — это феномен социально-психологической дезадаптации личности, то есть ключевые понятия для данного явления ― социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление ― соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация ― это и процесс, и его результат. Тогда как понятие «дезадаптация» отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.

На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой ― сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях. Авторы различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.

В условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, то есть дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.

 

Вопрос 2. Суицид. Этнические и национальные особенности. Культурно-исторические и религиозно-философские аспекты.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом лишь современной цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда лишь начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию, помогая выживанию рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств ― суициды детей и стариков у первобытных племен в голодные годы. Как отмечает в своем фундаментальном эссе «Писатель и самоубийство» Г. Чхартишвили (более известный многим под псевдонимом Б. Акунин), там, где условия жизни были особенно суровы, и община балансировала на грани голодной смерти, существовал обычай избавляться от членов, которые перестали быть полезными из-за увечья или старости. Обычно старики уходили из жизни добровольно. В древней Европе (у датчан, готов) этот ритуал сохранялся вплоть до христианской эры. У вестготов была так называемая «Скала предков», с которой бросались старики, не желавшие обременять собой сородичей. Такой же обычай описан у испанских кельтов. На острове Кеос во времена античности старики украшали головы венками и устраивали веселый праздник, в конце которого пили цикуту. Еще совсем недавно, в Новое время, в голодных горных деревнях провинциальной Японии старики и старухи, которые больше не могли работать и чувствовали, что превратились в обузу для своих детей, требовали, чтобы их отнесли в горы и оставили там умирать голодной смертью. Этот обычай, известный нам по литературе и кинематографу, оставил о себе память и в географии: название горы Обасутэяма буквально означает «Гора, где оставляют бабушек». Когда миссионеры добрались до голодных снежных пустынь, где обитали эскимосы, христианских пастырей потряс жестокий туземный обычай: старики, чувствуя приближение дряхлости, сами уходили в тундру и замерзали там. Один из миссионеров, с успехом распространявший среди дикарей Слово Божье, убедил свою паству отказаться от этого варварского обычая. Когда несколько лет спустя просветитель вернулся в те же места, обнаружилось, что род вымер ― новообращенным христианам не хватило пропитания.

Отношение к суициду изменялось на протяжении веков. В античном Египте суицид рассматривался как способ избежать невыносимых условий жизни. В Древней Греции к нему относились весьма негативно. Многие греческие философы, например Платон, строго осуждали суицид, и на государственном уровне он считался юридически наказуемым преступлением. Закон даже гласил, что необходимо отрубать руку человеку, совершившему это деяние.

В других же странах, например, в Китае, отношение к суициду было издревле толерантное. Древние китайцы полагали, что человек, таким образом, может освободить свою душу. Похожее отношение бытовало и в Древней Индии, где, например, даже ожидалось, что женщина сожжет себя на ритуальном пире в память об умершем муже. Этот жестокий обычай известен как сати.

На протяжении многих столетий в Японии люди уважительно относились к харакири (ритуальное самоубийство, совершаемое обычно кинжалом танто, кусунгобу или мечом вакидзасисэппуку, от яп. 切腹 — «вспарывание живота», принятое среди самурайского сословия средневековой Японии; состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперек, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка), как к способу потерпевших неудачу или опозоренных людей оправдать себя. Существовали традиции как добровольного, так и принудительного харакири. Если человек добровольно решал свести счеты с жизнью, созвав членов своей семьи, облачась во все белое, он вспарывал себе живот, после чего сын или близкий друг отрубал ему голову. В течении II мировой войны японские пилоты-камикадзе рассматривали суицид путем взрыва вражеской цели своим самолетом как высокую честь.

Жители Меланезийского архипелага, сохранявшие родоплеменной строй еще в 20-е годы нашего века, воспринимали самоубийство без осуждения. Это был вполне укорененный способ самонаказания (в виде извинения или кары за нарушение табу) и даже мести. Меланезийские самоубийцы прыгали с высокой пальмы или принимали яд.

Во многих других культурах, однако, суицид строго осуждался или объявлялся вне закона, как и в Древней Греции. Обычно античные римские правительства рассматривали суицид как нежелательное явление, так как он приводил к потере солдат и рабов. Суицид достаточно ясно запрещает иудаизм, правда, есть одно исключение: воин, захваченный врагом, должен убить себя. Христианство вообще осуждает суицид как покушение на святость человеческой жизни. В IV веке нашей эры святой Августин определил суицид как грех. А постановление Тридентского собора в 1568 году истолковало шестую заповедь («не убий!»), следуя взгляду блаженного Августина, как безусловно воспрещающую самоубийство. После чего Римская католическая церковь запретила хоронить жертв суицида в освященной земле. Британское законодательство рассматривало суицид как деяние, заслуживающее наказания конфискацией имущества, безотносительно, был ли он результатом безумия или болезни.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, также многообразно и изменчиво было отношение к суициду. Периоды относительного спокойствия в том или ином регионе, сопровождавшиеся либеральными течениями в дискуссиях о суициде и отношении к нему, сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни, подталкивавшими государственные и религиозные институты к более жесткой позиции. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

 Жители Меланезийского архипелага, сохранявшие родоплеменной строй еще в 20-е годы нашего века, воспринимали самоубийство без осуждения. Это был вполне укорененный способ самонаказания (в виде извинения или кары за нарушение табу) и даже мести. Меланезийские самоубийцы прыгали с высокой пальмы или принимали яд.

Во многих других культурах, однако, суицид строго осуждался или объявлялся вне закона, как и в Древней Греции. Обычно античные римские правительства рассматривали суицид как нежелательное явление, так как он приводил к потере солдат и рабов. Суицид достаточно ясно запрещает иудаизм, правда, есть одно исключение: воин, захваченный врагом, должен убить себя. Христианство вообще осуждает суицид как покушение на святость человеческой жизни. В IV веке нашей эры святой Августин определил суицид как грех. А постановление Тридентского собора в 1568 году истолковало шестую заповедь («не убий!»), следуя взгляду блаженного Августина, как безусловно воспрещающую самоубийство. После чего Римская католическая церковь запретила хоронить жертв суицида в освященной земле. Британское законодательство рассматривало суицид как деяние, заслуживающее наказания конфискацией имущества, безотносительно, был ли он результатом безумия или болезни.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, также многообразно и изменчиво было отношение к суициду. Периоды относительного спокойствия в том или ином регионе, сопровождавшиеся либеральными течениями в дискуссиях о суициде и отношении к нему, сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни, подталкивавшими государственные и религиозные институты к более жесткой позиции. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

 

Вопрос 3. Типология суицидов по Э. Дюркгейму.

Существует множество различных типологий, классификаций самоубийств, но рассмотрим некоторые из них.

Дюркгейм в своей работе «Самоубийство (социологический этюд)» выделил те различные состояния социальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь и т. д.), под влиянием которых изменяется процент самоубийств. По причинам, вызывающим самоубийства, они делятся на эгоистические, альтруистические и аномичные.

 

Эгоистические самоубийства

Если считать эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное «Я» резко противопоставляет себя социальному «Я» в ущерб последнему, то можно назвать эгоистичным тот частный вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.

Коллективная связь, сплоченность общества задерживает самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу.

Дюркгейм пишет, что число самоубийств увеличивается по мере того, как растет общественный распад, и приводит статистику. На самоубийства, например, оказывает влияние политическая ситуация, в том числе великие национальные войны.

 

Альтруистические самоубийства

Если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то верно и то, что недостаточно развитая индивидуальность приводит к тем же результатам. Когда человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собой, то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает его индивидуальность. Альтруизм — это состояние, когда «Я» не принадлежит человеку, когда центр его деятельности находится вне его существа, но внутри группы, к которой индивид относится. Характерным для альтруистического самоубийства является то, что оно совершается во имя долга.

Помимо выделения альтруистических самоубийств на религиозной почве, Дюркгейм говорит, что благодатной социальной средой для таких самоубийств в современном мире является армия, так как в ней вырабатываются способности к самоотречению, обезличиванию. Для всех европейских стран установлено, что склонность к самоубийству у военных значительно интенсивнее, чем у лиц гражданского населения того же возраста. Разница колеблется от 25 до 90 %.

О более высоком уровне самоубийств среди военнослужащих по сравнению с гражданским населением пишут и российские исследователи. В целом из общего числа самоубийств 15 % приходятся на офицеров, 6-7 % прапорщиков и мичманов, остальные (свыше 78 %) — на военнослужащих срочной службы. Реальное же количество самоубийств, считают исследователи, еще выше, так как все усилия армейских суицидальных служб направлены на сокрытие обстоятельств гибели, а не на оказание помощи солдатам и офицерам, находившихся в состоянии психологического кризиса.

 

Аномичные самоубийства

Общество всегда в той или иной степени воздействует на индивида, управляет, руководит им. Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству. Вообще соотношение между экономическим состоянием страны и процентом самоубийств является общим законом. Например, при внезапном увеличении числа банкротств можно констатировать, что произошли значительные изменения в финансовой сфере, за этим следует рост числа самоубийств: внезапное увеличение числа банкротств в 1847 г. на 26 % , в 1854 г. на 37 % и в 1861 г. на 20 % привели к увеличению числа самоубийств соответственно на 17, 8 и 9 %.

Но и счастливые кризисы (например, снижение цен), во время которых благосостояние страны быстро повышается, оказывают на самоубийства такое же действие, что и экономические бедствия. Это происходит в результате потрясения коллективного строя. Всякое нарушение равновесия, потрясение основ толкает на добровольную смерть.

Преследовать какую-либо заведомо недостижимую цель — значит обрекать себя на вечное состояние недовольства. Чем большего достигает человек, тем большего он будет желать. Общество же как бы создает иерархию социальных функций, и каждый индивид находит себе нишу и примиряется со своим положением, стремясь уже не к невозможному, но к тому, что в данном обществе является нормальной наградой за его деятельность. В период же внезапных социальных преобразований общество оказывается временно не способным проявлять нужное воздействие на человека, поэтому и происходят резкие повышения числа самоубийств.

Некоторые исследователи выделяют так называемые фаталистические самоубийства. Этот вид суицида возникает в результате усиленного контроля со стороны группы, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой.

В НИИ психиатрии принято использовать типологию, разработанную В. А. Тихоненко. Она основана на категории цели и дает возможность отграничить суицидальное поведение от внешне сходных вариантов самоповреждений и дифференцировать истинные суициды от демонстративно-шантажных.

Целью истинных самоубийств, покушений и тенденций является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемости смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. Хотя таковая зачастую оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств.

В отличие от суицидального поведения самоповреждения или членовредительства вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа, что находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта.

Наконец, как уже отмечалось ранее, опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям. Тихоненко в своей работе приводит следующий пример: Самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены: а) к числу истинных суицидальных попыток ― если конечной целью была смерть от кровопотери; б) к разряду демонстративно-шантажных покушений ― если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть, при отсутствии такового; в) к самоповреждениям ― если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или углублением состояния наркотического опьянения (путем ограниченной кровопотери); г) к несчастным случаям ― если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Следует также рассмотреть еще одну классификацию, которая основана на категории личного смысла как отношения не совпадающих между собой цели действия — суицида — и мотива деятельности, в которую он включен. Тихоненко выделяет следующие типы: протест, месть призыв, избежание (наказания, страдания), самонаказание, отказ.

«Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл самоубийства заключается в негативном воздействии на объективное звено. Месть — это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой степени самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности.

Смысл суицидального поведения типа «призыв» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

При суицидах «избегания» суть конфликта — в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл самоубийства заключается в избегании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.

«Самонаказание» можно определить как протест во внутреннем плане личности, конфликт, по преимуществу внутренний, при своеобразном расщеплении «я», сосуществовании двух ролей: «Я-судьи» и «Я-подсудимого». Причем смысл таких суицидов имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» и «искупления вины».

Если в предыдущих случаях цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основание квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа» обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, то есть мотивом является отказ от существования, а целью — лишение себя жизни.

 

Вопрос 4. Суицидальное поведение. Предикторы, симптомы, характеристики.

Собственно суицидальное поведение ― «любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни».

Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия, т.е. без собственного активного участия («хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» и т. п.).

Суицидальные замыслы ― это активная форма проявления суицидальности, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом). Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальная попытка ― это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы: обратимую и необратимую.

Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство. В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.

В современной литературе, особенно западной, широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А. Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.

К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку («трудоголизм»), упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии и даже экстремальные («адреналиновые») виды спорта. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, то есть все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.

Симптомы

Признаки суицидального поведения включают:

· Планировать или выражать желание убить себя или другого человека.

· Наличие орудия для самоубийства, например, наличие или доступ к пистолету.

· Потеря связи с реальностью (психоз), чрезмерная тревожность, слуховые галлюцинации с приказами, как поступать.

· Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами.

· Разговоры, письма или рисунки на тему смерти, включая написание предсмертных записок, разговоры о предметах, которыми можно нанести физический вред, например, таблетки, оружие или ножи.

· Постоянное желание остаться наедине.

· Раздача личных вещей.

· Агрессивное поведение или внезапное чувство спокойствия.

К признакам суицидального поведения у детей и подростков также относят:

· Побег из дому.

· Опасное для жизни поведение, например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.

К факторам, увеличивающим риск суицидального поведения, относят:

· Предыдущие попытки совершить самоубийство

· Случаи самоубийства в семье.

· Недавнее предотвращение попытки самоубийства.

· Наличие депрессии или других психических заболеваний, например, биполярного расстройства или шизофрении.

Вопрос 5. (неполный) Превенция суицидального поведения. Задачи работы с острым горем по Дж. Вильяму Вордену.

Предотвращение суицида

Поскольку депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии с ее лечением посредством медикаментов и психотерапии является важнейшим фактором предупреждения суицида. Обычно исследования в области суицидологии ставят своей целью идентифицировать людей с высоким риском суицида, после чего стараются помочь этим лицам, предупреждая попытку самоубийства.

Около 80 % людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы и неочевидны окружающим. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях. Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении». При этом индивид приводит свои дела в порядок, раздает свое имущество, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.

Человек, который увидит эти знаки суицида, должен спросить предполагаемого суицидента, что последний думает о самоубийстве. Если ответ будет вызывать подозрение в возможности совершения суицида, следует направить этого человека к психологу для предотвращения немедленного совершения суицида и последующего решения проблем, которые могут заставить человека решиться совершить суицид. Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояние, при которых субъект может совершить суицид, обычно временно.

Сегодня существует много служб и организаций, помогающих людям в кризисных состояниях. В их числе и Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения суицида.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба («телефон доверия»), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Правда, США оспаривают пальму первенства, отмечая, что первый «телефон доверия» появился в 1950 году в их стране. Цель «службы доверия» — стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть эту ситуацию.

Работают такие службы и в Санкт-Петербурге. В их числе старейший телефон доверия Клиники неврозов им. академика И. П. Павлова, в структуре которой также имеется и кризисный стационар. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, конфиденциальность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб ― «не судить, не критиковать и даже не удивляться», а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии «телефонов доверия», но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается «помощь в беде, безнадежности и депрессии».

Тем не менее, острые медико-социальные проблемы не решаются сам собой. Многолетний опыт суицидологической работы Клиники неврозов им. академика И. П. Павлова, Санкт-Петербургского городского психотерапевтического центра, свидетельствует о том, что развитие суицидологической службы, должно идти не вслед за ростом суицидов, а с опережением, что бы иметь возможность осуществлять свою главную функцию ― профилактическую.

Как отмечал Карл Меннингер (Меннингер К., 2000), в суицидальном поведении парадоксально объединяется несколько векторов — желание умереть, желание убить, желание быть убитым. Суицид представляет собой высшую форму регрессивного избегания жизни. С позиций психодинамической терапии суицид представляет собой триумф объекта (интроецированной совести) над ненавистным «Я» путем полного уничтожения или избавления от последнего. Каждый суицидальный акт, как ни странно, содержит в себе элемент надежды и избавления от чего-либо тягостного и надоевшего. Мы все так или иначе проходим через подобные ритуалы «смерти-возрождения» (последний звонок, Новый год, свадьба), совершая символическую смерть и рождение новой идентичности («я школьник», «я замужем»). Развод, переезд на другое место жительства, да и просто смена работы являются формой «мягкого социального суицида», в результате которого мы признаем невозможность реализации в старой роли. Мы избавляемся от устаревшей социальной идентичности, как змея, сбрасывающая старую кожу. У депрессивно-организованных личностей вследствие присущей им нормативности и гиперномии, подобные действия вызывают сильный страх, так как могут вызвать меланхолическую динамику ―страх утраты части самого себя. Менее депрессивно-организованные личности не склонны в такой степени отождествляться с социальными ролями и легче совершают ролевые переходы. Люди, склонные к депрессии, наоборот, стараются перетерпеть и приспособиться к невыносимым условиям, прибегая к излюбленным защитам ― обесцениванию и перенаправлению агрессии на себя в попытках «понравиться ситуации» и сохранить хорошее отношение там, где это уже невозможно. И как только боль очередного разочарования достигает пика, они складывают их в хорошо замаскированную от глаз других «нарциссическую шкатулку», открывая ее и предаваясь суицидальным мечтам об освобождении, облегчении или мести. Попытки уговорить такого человека жить, без попыток разобраться в мотивах суи-цида, могут, напротив, спровоцировать нарциссическую обиду из-за игнорирования страданий и разочарований и, как следствие, приведение фантазии в исполнение как последней попытке «сохранить лицо и красиво выйти из игры».

Сигналами к приведению в исполнение приговора самому себе служат:

Переживание безнадежности;

Утрата надежды на светлое будущее;

Отсутствие понимания близких;

Изоляция.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!