Сцены охоты, в гостях у дядюшки и святки.



Тема урока «Образ Наташи Ростовой».

“Поэтической, преисполненной жизни, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

 

Итак, Наташа Ростова—литературный образ-персонаж, созданный Толстым в романе-эпопее «Война и мир». А был ли у Наташи прототип?

 

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения семьи Ростовых.

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, доброты и бескорыстия, от любви ко всем людям, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, все люди кажутся ей добрыми и милыми, потому что такова она сама.

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты, открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было. Именно поэтому Денисов называет её волшебницей.

Наташа не перестаёт удивлять читателя на протяжении всего романа своими душевными качествами, своим восприятием жизни.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном

 (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира, умение видеть в обыденных событиях возвышенность и неповторимость мгновения.

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её внутреннего мира.

Первый бал Наташи Ростовой. Наташа не была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и светящаяся изнутри душевная красота, притягательность и прелесть, что каждый чувствующий это, замечал и тянулся к ней. То же произошло с князем Андреем Болконским.

-- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её?

 (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них—близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у дядюшки.

Сцены охоты, в гостях у дядюшки и святки.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого. Она живёт свободно и раскованно, однако все её поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские….» Толстой пишет, что его героиня-дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком русском человеке».

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!