Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IX - XII вв..



Восточные славяне - одна из трех основных групп древних славян, образовавшихся после распада их этнической и языковой общности, с деятельностью которых связано образование древнерусского государства. Согласно распространенной в исторической науке миграционной теории, восточные славяне пришли на территорию Восточно-Европейской равнины (в центр современной России) из региона Нижнего Буга и Днестра в период Великого переселения народов в IV-V вв.  

 

С VI в. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Формируются общности, носящие территориальный характер. Возникает соседская (территориальная) община – веврь или мир.

В VII-VIII вв. племена объединяются в союзы племен (поляне, дреговичи, вятичи, тиверцы, древляне и другие) под воздействием фактора внешней угрозы.

В VIII в. союзы племен объединяются в «союзы союзов», о существовании которых пишут арабские источники («Куяба», «Славия», «Артания»).

В нач. IX в. образуются 2 догосударственных образования:

1) союз полян и других племен с центом в городе Киеве;

2) союз ильменских словен, финно-угорских племен с центом в Ладоге, а позже – в Новгороде.

Важным шагом на пути общественного развития восточных славян было образование государства в IХ в. с названием «Киевская Русь». Оно сыграло огромную роль в истории Восточной Европы. Образование государства у восточных славян современные исследователи связывают с 882 г., когда новгородский князь Олег захватывает Киев и убивает княживших там Аскольда и Дира.

Таким образом, были объединены важнейшие политические центры восточных славян – Новгород и Киев, что привело к образованию Киевской Руси.

В современной науке преобладает мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Она возникла в результате закономерного развития славянского общества. К тому же надо иметь ввиду, что норманны находились на той же стадии общественного развития, что и славяне. Варягов иногда приглашали на княжение, но эта форма у славян уже существовала.

Киевская Русьбыла раннефеодальным государством. Частное землевладение в IХ - начале ХI в. еще не было развито. Имелись лишь небольшие и немногочисленные княжеские и боярские вотчины. В общественном строе Руси сочетались признаки патриархального, рабовладельческого и феодального общества.

Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина, делившаяся на «младшую» и «старшую». Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли совет - «думу» князя. Они стали именоваться боярами. Бояре занимали высшие должности, к которым относились воевода - предводитель военного отряда, тысяцкий - княжеский воевода, предводитель городского ополчения - «тысячи», в мирное время ведал делами городского управления, посадник - наместник в городе. Низшие государственные должности занимали «молодшие» дружинники: подъездной - судебный чиновник, мечник - судебный исполнитель, данник - сборщик поземельных податей, вирник - сборщик штрафов (вира - штраф), мытник - сборщик торговых пошлин (мыт - пошлина с торговли). Княжеская власть была ограничена элементами народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало активно в IX-XI вв. и позднее. Народные старейшины - «старцы градские» - участвовали в княжеской думе, и без их согласия трудно было принять какое-либо решение.

Сословная структура общества находилась в стадии формирования. Независимыми группами населения были посадские люди и смерды - общинники (платили налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Существовали полузависимые и зависимые категории населения:

Полузависимые:

- рядовичи (заключали с вотчинником договор («ряд») на основе которого выполняли различные службы);

- закупы (разорившийся смерд, который брал у феодала в долг («купу») - деньги, скот, инвентарь, семена, - а потом его отрабатывал);

Зависимые:

- холопы, челядь - самая низкая ступенька в социальной иерархии. Фактически рабы в княжеской или боярской вотчине. Источники холопства - рождение от холопа, совершение преступления, плен и пр.

Следует отметить, что преобладало в основном свободное население.

Х - XI вв. период расцвета городской хозяйственной жизни. Город - торговый, ремесленный и административный центр.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IХ – начало XII вв., условно может быть разделена на три больших периода.

1. IХ - середина Х в.-– время первых древнерусских правителей – Рюрика (862-879 гг.), Олега (879-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и Ольги (945-969 гг.); Святослава (969-972гг.)

2. вторая половина Х - первая половина ХI в. - время Владимира I (978/980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054 гг.) - эпоха расцвета Киевской державы. К этой эпохе также относятся княжение Святополка Окаянного (1015-1016, 1018-1019 гг.), который прославился убийством своих сводных братьев Бориса (ум. 1016 г.) и Глеба (ум. 1016 г.).

 

 

3. вторая половина XI - начало XIII в. - переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам. Наиболее известные имена этого периода являлись Владимир Мономах (1113-1125 гг.), Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), Андрей Боголюбский (1157-1169 гг. - владимирское княжение; 1157, 1169-1174 гг. - великое княжение), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.), Александр Невский (1252-1263 гг.).

Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию.

В годы княжения Владимира I (980-1015 гг.) произошло принятие христианства. Необходимость принятия монотеистической религии определялась социально-политическим развитием страны. Князь Владимир предпринял попытку приспособить к новым условиям языческие верования, но она была неудачной. Вскоре Владимир I провел вторую религиозную реформу. Официальной государственной религией стало христианство. В 988 г. в г. Корсунь (Херсонес), в центре византийских владений в Крыму Владимир Святославович крестился. По возвращении в Киев князь крестил горожан в и уничтожил языческих идолов. Христианство становится господствующей религией. Крещение остальной Руси заняло длительное время (более 100 лет).

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. Христианство с его учением о божественной власти, укрепило авторитет великого князя киевского.

Значительным было культурное влияние христианской религии. Пришла иконопись, фрески, мозаика, резьба по камню. Благодаря болгарским просветителям Кириллу и Мефодию Русь, как все восточные и южные славяне, получила в IX в. письменность. Древнерусские монастыри стали носителями просвещения: в них возникло русское летописание, собирались библиотеки, культура хозяйства. Церковь положила начало русскому искусству, храмовой архитектуре, живописи. Начало развиваться национальное литературное творчество.

Согласно общепринятой точке зрения, в середине XI - начале XII вв. Древнерусское государство вступает в новый этап своей истории - эпоху феодальной  раздробленности. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1054), когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. В 1097 г. в Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою».

К внутренним причинам добавились и внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходили из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Происходило ослабление центральной власти, то есть власти киевского князя.

Таким образом, отсутствие прочных экономических связей между землями; преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превращались в центры экономического и политического развития. Возникновение и укрепление «на местах» собственных княжеских династий, что являлось одновременно причиной и следствием экономической, политической и военной независимости земель от центра. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XII - XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе - Новгородская республика.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!