Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.



ОТВЕТЫ  НА   БИЛЕТЫ. ДЕКАБРЬ.

БИЛЕТ № 1.

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые  интервалы.

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.

 

Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой. 

Простые  интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь. 

Названия интервалов: 1. Прима (ч1)                            5. Квинта (ч5)

                                    2. Секунда (м2, б2)                  6. Секста (м6, б6)

                                    3. Терция (м3, б3)                    7. Септима (м7, б7)

                                    4. Кварта (ч4)                          8. Октава (ч8)

 

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.

 

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.        

 

БИЛЕТ № 2.

Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. 4 вида трезвучий.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из 

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является V ступень.

 

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. 

Главные ступени лада: I – тоника; IV – субдоминанта; V – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IV ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На V ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

 

4 вида трезвучий: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие:   Б5/3 = б3 + м3           Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: М5/3 = м3 + б3            Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

                                                                               

 Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на VI Ь ступени, в миноре -  на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

     

  До мажор ля минор

   ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

 

 

Уменьшенное трезвучие (УМ53) – трезвучие, которое состоит из двух малых терций. 

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту.  

Ум5/3 строится на VII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. 

Разрешается в  терцию с удвоением нижнего звука.

     

      До мажор       ля минор г.  До мажор г.  ля минор

        ум5/3            ум5/3                    ум5/3            ум5/3

 

 

      

    

БИЛЕТ № 3.

Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по 

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму. 

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. 

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. ( D 7 )          

D7 = б3+м3+м3

Разрешается в тоническую терцию с утроенным основным тоном.

 

D7 имеет три обращения:

 

VII ст.  Квинтсекстаккорд : D 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным 

                                                                                                                        основным тоном.                       

 II ст.   Терцквартаккорд:  D 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.      

 IV ст.       Секундаккорд:       D 2 = б2+б3+м3  разрешается в Т 6 с удвоенным 

                                                                                                                        основным тоном.                   

           

       До мажор

       Д7   Т                  Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6 

 

        

        ля минор             

       Д7   t                  Д6/5   t 5/3      Д4/3 t 5/3         Д2   t 6 

 

БИЛЕТ № 4.

Вводные септаккорды.

 

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по 

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму. 

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.

 

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада.

 В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:

Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. ( МVII7 )

Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. ( УмVII7 )

 

 МVII7 строится только в натуральном мажоре. УмVII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

 

Интервальный состав:

                                      МVII7 = м3 + м3 + б3 

                                    УмVII7 = м3 + м3 + м3

 

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона.

     

              

           До маж. нат.  гарм.      ля мин. гарм.

      МVII7 Т 5/3 УмVII7 Т 5/3 УмVII7 t5/3

 

Второй способ разрешения вводных септаккордов - через Д 6|5 - в тонику.

 

 

БИЛЕТ № 5.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!