Хорошая опора, затылок на сложенных подушках, ноги уперты в изножье кровати, хорошо закреплены. Обнаженная грудь вперед. Каждый знает, где находится его сердце.



Револьвер прочен, он сделан из стали. Это объект. Наконец-то столкнуться с объектом».

Эта тема наиболее интимна для Рошеля, потому что она сугубо личная, пикантная тема. В «Прощании с Гонзаго» Рошель обращается к своему погибшему другу, говоря:

«Слава Богу: ты сохранил самое лучшее, и у тебя его не отняли. На этот счет ты был бдителен и нерушим: ты сохранил свою смерть. Я счастлив, что ты покончил с собой. Это доказывает, что ты остался мужчиной и хорошо знал, что смерть - это самое сильное оружие, что есть у человека.
Ты умер ни за что, но, наконец, твоя смерть доказывает, что люди ничего не могут сделать в мире, кроме как умереть, что если и есть что-то, что оправдывает их гордость, чувство собственного достоинства - как сильно у тебя было это чувство, у тебя, которого постоянно унижали и обижали, - так это то, что они всегда были готовы пожертвовать своей жизнью, резко поставить всю её на мысль, эмоцию. В жизни есть только одна вещь, страсть, и она может быть выражена только через убийство других и самого себя.
<…>
Моим величайшим предательством было думать, что ты не убьешь себя.
<…>
Писать можно только о смерти, о прошлом. Я могу понять тебя только в тот день, когда ты покончил с собой.
<…>
Есть люди, что убили себя. Ты подумал об этом, потом перестал думать, перестал об этом говорить, потому что их смерть была в тебе.
<…>
Умереть - самое красивое, самое сильное, самое большее, что ты мог сделать.

Для Рошеля самоубийство – это не акт трусости перед жизнь, а акт протеста против неё, против себя и людей. «Самоубийство – это поступок человека, чья жизнь изъедена ржавчиной повседневности» - так описывал он это. В современном мире, полном упадка, скотства и бесчеловечности, людей без имен и лиц, будто бездушных механизмов; в таком мире люди творческие, тонкие в собственной чувственности становятся изгоями, отщепенцами и неудачниками. И сам Рошель это понимал, когда повторил судьбу своего друга, совершив самоубийство, не желая не перед кем быть униженным, сам выбирая и принимаю с мужеством собственную смерть. Понимая то, что в войне он встал на сторону проигравших, он написал:
"У меня нет ни малейшего желания унижаться перед коммунистами, тем более перед французами, тем более перед литераторами. Я, стало быть, должен умереть". И 15 марта 1945 года он погибает, вследствие передозировки люминала. Его уже объявили врагом общества, если бы он остался жив, то пережил бы тоже самое унижение, что и Робер Бразильяк, который томился в тюрьме, ожидая часа страшного суда над собою, чтобы стать очередной жертвой кровавой гражданской войны во Франции, где французы убивали французов, выбирая, кому прислуживать после неё. Лучше уж самому выбрать избрать себе смерть, чем пасть бесславно и униженно от рук собственных братьев по крови.

 

Еще одной важной темой является критика культа потребления и буржуазности. Опять же, лучше всего она раскрыта в романе «Блуждающий огонёк». Удивительно, но так называемое «потерянное поколение» наиболее всеобъемлюще раскрытое в романе, сейчас снова становится более массовой и актуальной проблемой. Но образ Алена Леруа наиболее универсален, ибо сегодняшний идеальный потребитель, возведший себе культ «товаров» - это и есть Ален, только если Ален был наполнен яростью, самоотрицанием и негативом, которые рождали незаполняемую ничем пустоту, то современный потребитель пуст изначально. В остальном же, в чём проявляется гениальность Рошеля, через историю маленького человека он обнаруживает болезнь поколения, а в последующем, и всей современной цивилизации:

«В этом отношении он питал себя иллюзиями. Он не видел того, что еще создавало в его глазах подобие формы - остаток идей, которые он воспринял вопреки своему желанию от воспитания и из которых бессознательно формировал эти фрагменты материи. Он бы рассмеялся в лицо тому, кто уверял бы его, что есть неизвестная ему или напрасно отрицаемая им секретная связь, например, между идеей справедливости и вкусом симметрии, который он так хорошо поддерживал в своей комнате.
Он обольщался тем, что игнорировал идею правды, но приходил в восторг перед кучей спичечных коробков. Для дикаря объект - пища, которую он будет есть, пища, которая заставляет его рот наливаться слюной; для декадента это экскремент, которому он посвящает копрофагический культ».

Разве не схоже это с современностью, где сущность человека определяется лишь его достатком, теми берушами и безделушками, которыми он себя окружает? Разве не этот копрофагический культ «золотого теленка» порождает подростков, готовых одеваться в безвкусные вещи ради бренда, покупать себе дорогие телефоны ради того, чтобы через год заменить их точно на такие же, переплачивая за бесполезную роскошь и работая только на неё, ибо материальный статус есть основа жизни, эти «нео-денди» заполонили всё. Образ Алена Леруа ужасен в своей реальности, в нашей с вами современности, в упадке цивилизации. Сама изнанка общества – это Ален, его призрак. Сам символизм блуждающего огонька – это фантом существования, это отражение, не имеющие своего оригинала, это образ пустой оболочки без реального содержания. Одним словом, это именно то, что мы встречаем, глядя вне себя, а иногда и в самих себя, ведь самое страшное для человека – это узреть в себе пустоту.

Пьер Дриё ла Рошель – это феномен, миф, присутствующий везде и нигде в тоже самое время, это человек понятный и неведомый для всех и самого себя. Как описал его Андре Мальро: « Дриё – это болезнь, которая разгадывает саму себя». Он как великолепная загадка, которую интересно разгадывать, подходя к ней с разных ракурсов, именно поэтому он и интересен. Он не лишен многих минусов, как и множества плюсов, но, интереса человеку придают не только его выдающиеся черты, но и его пороки – «стерильные» люди редко бывают интересными. Именно поэтому, я желаю каждому из вас решить загадку этой личности самостоятельно.


Константин Фардов


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!