Задание 2. Заполните таблицу определений основных категорий диалектики и приведите их примеры

Задание 1.

Кратко (5-6 предложений) охарактеризуйте основные этапы в истории развития диалектики:

Стихийная диалектика древних

Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса, согласно которому, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить пре­вращение вещей в их собственную противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и об­ратно – то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем в своих апориях поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл его «изобретате­лем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассмат­ривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противопо­ложных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический ме­тод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти и в других философских учениях античного материализма и идеализма, но все их авторы были стихийными диалектиками.

Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.

Синергетика (от греч. «sinergos» – «совместно действующий») – теория процессов самоорганизации сложных систем в неравновесном состоянии.

Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники Г.Хакен и И. Пригожин).

Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина.

Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. «глобальный эволюционизм» — необходимость организации коллективных действий, способных гармонизовать взаимодействие человека и окружающей среды.

 

Глобальный эволюционизм -результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биоло­гии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосфе­ры и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

Таким образом, принцип глобального эволюционизма позволяет связать воедино процессы эволюции в природе и обществе, выстроив воедино эволюционные процессы Вселенной от Большого взрыва до появления человека и формирования сложных социальных систем.

 

Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

В философском отношении интерес представляют широкая и узкая его трактовка. Природа – это весь мир во всем многообразии его форм и проявлений. В этом значении понятие природа совпадает с такими научными понятиями, как бытие, реальность, космос. Узкое значение термина природы – естественная среда обитания человека, так называемое малая природа. В современной философии существует и широкое, и узкое понимание природы- малая и большая природа взаимосвязаны. Широкое распространение получили и размытые определения природы: природа- дом человечества и др.

 

 2) диалектика Гегеля: Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. (под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей,т.е. становление и разрешение противоречий).

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».

3) диалектика Маркса: Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Его можно сравнить с лазером: метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. При этом диалектический метод К. Маркса не имеет самодвижения или внутреннего источника развития, присущего методам диалектической философии, т.е. без поддержания был обречен. Более того, этот метод имеет много слабых сторон и подвержен догматизации, что на практике подтвердилось. Единственной возможностью поддержания его эффективности являются неоднократно указываемые К. Марксом и В.И. Лениным постоянное его обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией, а не декларация этого. Наиболее сложной частью такой работы является обновление метода в системе с диалектическим материализмом и в соотношении с общественной жизнью. А самой сложной проблемой самого метода Маркса является его классовый (пролетарский) аспект (характер), который с исчезновением пролетариата (например, при объявлении общности советских людей – по сути, нового общества) должен был быть трансформирован в новую идеологему, но которая обрушила бы устои и этого метода, и диалектического материализма. Эту проблему должны были решить общественные науки. Но в СССР они оказались догматизированными, служащими идеологии и, в конечном счете, погруженными в лозунги. В связи с отсутствием развития и бесклассовым выхолащиванием диалектического метода Маркса он обрушился, и диалектический материализм тоже.

Задание 2. Заполните таблицу определений основных категорий диалектики и приведите их примеры

 

Категория Определение Пример
1 Качество Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к потреблению, ее способность удовлетворять своему назначению. Каждой вещи, изделию, виду продукции присущи свои особые свойства, характеризующие их качество. Для станка важна высокая производительность, точность обработки; для автомобиля — грузоподъемность, скорость, расход горючего; для ткани — плотность, усадка, несминаемость; для обуви — ее прочность, эластичность кожи, удобство колодки, соответствие моде и т.д. Улучшение качества изделий равносильно увеличению объема выпуска продукции без строительства новых заводов, без увеличения затрат сырья и материалов. Только за счет повышения качества, надежности и долговечности изделий можно увеличить национальный доход страны на многие миллиарды рублей.   «качество» многие употребляют в разных значениях, применительно к определенной ситуации, а зачастую открыто им спекулируют. Например, часто говорят, что «качество должно быть на первом месте». При этом одни соглашаются с мнением, что качество означает отсутствие дефектов. Другие имеют в виду надежность, дополнительные удобства, существенный рост производительности, безопасность или отсутствие вредного влияния на окружающую среду. Эти примеры свидетельствуют, что для обсуждения качества необходимо прежде всего определить этот термин. Особенно это важно для управления качество.
2 Количество Коли́чество — категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства. Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам, которые изучали природу чисел. Как особую категорию количество рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною, — то, что (делится) на части непрерывные» — Met. V, 13, 1020а 7-14; рус. пер., М., 1934 В связи с развитием естествознания и математики в истории нового времени проблема количества занимает особое место. Р. Декарт рассматривал количество как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число, меру, величину   Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною, — то, что (делится) на части непрерывные»
3 Возможность категория, обозначающее событие, которое может произойти с известной степенью вероятности так каждый зародыш имеет возможность в развитии
4 Действительность реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности - мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие "действительности" противоположно не понятиям "иллюзия", "фантазия", которые также могут быть осуществлены, а понятию "возможность". Все возможное может стать действительным   осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным. Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина «материя». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
5 Необходимость Надобность, потребность, нужда в ком-, чем-л. В случае крайней необходимости. □ Доктор был совершенно убежден в необходимости дозволить свидание матери с сыном. С. Аксаков, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Л. Толстой, Война и мир. Вяткин обладал удивительной способностью появляться именно там, где в его присутствии ощущалась необходимость. Поповкин, Семья Рубанюк. То, без чего нельзя или трудно обойтись. Предметы первой необходимости. Я покупаю обыкновенный, примитивный пробковый шлем, который здесь, в Ханое, есть самая первая, самая будничная необходимость. Солоухин, Открытки из Вьетнама. Филос. Существенная, закономерная связь явлений, которая вытекает из самой природы вещей. Признавать необходимость природы и из нее выводить необходимость мышления есть материализм. Выводить необходимость, причинность, закономерность и пр. из мышления есть идеализм.   категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающаянеизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением…
6 Случайность категория, которая обозначает событие, происходящее вопреки нормам, законам и даже логике    действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
7 Явление это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма его проявлений сущностью социализма является явление: строительство новых заводов, фабрик,мощных электростанций и т.д.
8 Сущность Су́щность (др.-греч. οὐσία, ὑπόστᾰσις; лат. essentia, substantia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи.По Э. Корету, сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. В отличие от бытия (которое есть принцип полагания, позитивности) — сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего. Благодаря негативности ограничения сущность осуществляет позитивность сущностных и смысловых образов конечных вещей. С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении. то или иное обнаружение (выражение) предмета, внеш. формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гно-сеологич. характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.
9 Причина явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление. например трение,отсутствие осадков
1 Следствие в широком смысле это деятельность уполномоченных лиц (членов правоохранительной юрисдикции) направленных на анализ имеющихся фактов и гипотетическое восстановление недостающих фрагментов истории правонарушений, построенной на имеющемся опыте следственного процесса и норм закона. следствием можно считать теплоту, вызванную трением, засуху, отсутствием осадков.
2 Мера категория, выражающая единство качественных и количественных характеристик предмета Напр., стоимость товара, вынесенного на рынок, определяется не индивидуальными затратами товаровладельца па его производство, а общественно необходимыми затратами труда, которые относятся к основной массе товаров данного вида. Этот тип М.— системная М., которая связана с выявлением законов системы.
3 Часть часть — элемент множества; воинская часть — в ВС Союза ССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил Союза и России.войсковая часть:в ВС Союза ССР и Российской Федерации — условное (открытое) наименование формирования, используемое с цифровым индексом (номер, №) воинской части, корабля, управления соединения (корпус, дивизия, бригада), управления объединения и учреждения Вооружённых Сил и других «силовых» ведомств;   Представители как той, так и другой позиции приводили не­мало примеров, подтверждающих обоснованность их исход­ных принципов суммированием свойств входящих в них пред­метов. В физике и биологии выражением этой позиции яви­лись механицизм и редукционизм. Холистическая позиция проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии.
4 Целое Целые числа — расширение множества натуральных чисел[1], получаемое добавлением к нему нуля и отрицательных чисел[2]. Необходимость рассмотрения целых чисел продиктована невозможностью в общем случае вычесть из одного натурального числа другое — можно вычитать только меньшее число из большего. Введение нуля и отрицательных чисел делает вычитание такой же полноценной операцией, как сложение Простейшей формой количества является целое положительное число, которое возникает в процессе счета предметов. Изучая отношения между числами такого натурального ряда, пифагорейцы первыми обратили внимание на то, что такие отношения определяют закономерности между свойствами предметов внешнего мира. Отсюда они пришли к признанию божественной роли числа. Однако открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной вызвало глубокий кризис в пифагорейской школе, т.к. с помощью целых чисел оказалось невозможным установить простейшие отношения между геометрическими величинами. Хотя в дальнейшем это противоречие было внешне преодолено остроумной теорией пропорций Евдокса, оно продолжало оказывать влияние на обобщение и развитие понятия числа. Первое развернутое определение количества, явно ориентированное на опыт древнегреческой математики, было дано Аристотелем. "Количеством называется то, что может быть разделено на части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина - если измеримо".
5 Форма философская категория, употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания; понятие, связанное с понятием структуры; Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета. В 70-х гг. XX в. структуру вещей иногда трактовали как их внутреннюю форму.   конкретная реализация сущности вещи, точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь. Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама.
6 Содержание Философская категория для обозначения тождественности компонентов целого с самим собой. В содержание входит структура отношений всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимосвязи, в функционировании; единство его свойств, процессов, противоречий в их взаимосвязи. Содержание проявляется в отношениях с другим. Универсальная взаимосвязь является объективной основой неисчерпаемости (количественной и качественной) содержания.   процессы обмена веществ, структура органов и тканей.  

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!