Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

МАСТЕР-КЛАСС

« Городецкая роспись»

 

           Педагог дополнительного образования студии

дизайна и графики « stART »

Пинчук Н.А.

 

 

Донецк 2022

Тема мастер-класса: «Городецкая роспись»

Цель: Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.

Задачи:

· Ознакомить обучающихся с историей развития городецкой росписи.

· Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

· Развить у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Оборудование и материалы: компьютер, художественные материалы: гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага.

 

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Организационный момент

Вступительная часть

Богата земля русская промыслами. Дымковская, филимоновская, жостовская, хохлома, гжель и т.д.

Но сегодня мы познакомимся только с одном промыслом – городецкой росписью. Яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся.

Родился этот вид промысла на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и других. Зарождение резного промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.

 

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сперва называлась нижегородской.

 

Почему же роспись назвали городецкой?

Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.

 

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.

 

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование.

 

Восстанавливать Городецкую роспись начали только в 30-х годах XXвека, когда открылась мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись». И как важно знать, что замечательный русский промысел возрожден, пусть не так как было раньше, ветер времени другой, но есть Мастера, которые несут в своем сердце искру Любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников.

 

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.
Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но оттого что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

 

В наши дни наследие старых мастеров не умерло: их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «городецкая роспись» в г. Городце.

 

 

Практическая часть

Городецкая роспись, как уже упоминалось, — это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге. Впоследствии, когда вы овладеете простейшими приемами городецкой росписи, будет рассказано, как подготовить деревянные поверхности под роспись, как их расписывать и покрывать лаком. Городецкую роспись легко разделить на три этапа, т.к. для каждого из них имеется свои кисти и краски, так же после каждого необходим перерыв так как предыдущий слой краски должен хорошо высохнуть.

 

БУМАГА нужна белая из альбома по рисованию (Для первых тренировок в росписи можно взять бумагу и похуже)

КРАСКИ. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью. Из  набора гуаши возьмите всего восемь красок: черную, белую, алую, краплак (вишневую), кобальт синий светлый (ярко-голубую), а также желтую, окись хрома (темно-зеленую) и охру красную.

 

КИСТИ. Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3) — эта плоская кисточка из мягкого волоса используется для подмалевка, наведения рамок и т.п.

 

Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам придется немного повозиться над смешиванием красок. Мы должны из набора гуаши получить пока что три новых краски: светло-голубую, светло-розовую и городецкую зеленую. Получились две новые краски: нежно-голубая и нежно-розовая. Осталась городецкая зеленая.

 

Итак, опять берем палитру. Кладем в нее пол-ложки желтой гуаши, добавляем капельку красной охры и немного окиси хрома (темно-зеленой краски); перемешиваем, пробуем на листке бумаги — должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной.

 

ü Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалёвок и оживки.

А цветы — в три этапа (приложение 1)

1. Этап. Подмалёвок (Замалёвок)

После подготовки поверхности изделия для росписи, если не предполагается цветной фон. Наноситься основные элементы и цвета будущего орнамента. Этот этап называется замалёвок или подмалёвок, в разных источниках названия этапов городецкой росписи могут отличаться.

 

Тенёвка

Например второй этап может также называться как тенёвка, оттенёвка, так и замалёвок. Заключается в том что на цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону замалёвка.

 

Разживка (Оживка)

Третий этап разживка или оживка. Когда к орнаменту добавляются как бы блики и мелкие детали чаще белого цвета, как бы оживляя рисунок.

 

Примеры:

 

Птица — символ семейного счастья (приложение 2)

Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище — черное, хвост — вишневый (краплак), крыло зеленое.

Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок — это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.

 

Конь в городецкой росписи — символ богатства (приложение 3)

В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить… Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный.

Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.

Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки.

Цветы — символ здоровья (приложение 4)

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы. Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Впоследствии будет рассказано особо еще об одном цветке, самом красивом, но без которого прекрасно можно обойтись, не в ущерб качеству росписи.

Итак, поучимся сперва изображать всего четыре цветка. Они рисуются в три этапа.

Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый — поменьше, остальные одинаковые (приложение 5).

 

С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых — сбоку, а на двух других — посередине (рис. 3). Давайте для удобства в дальнейшем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

· На первом кружочке рисуем дугу. Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца.

· На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его — округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу.

· На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. 3в). На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре

Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке… И если они похожи, поздравляю вас от всего сердца: вы справились едва ли не с самой сложной частью городецкой росписи!

 

ü Так вот что интересно: городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки.

 

Листья. Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков. Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

 

Рекомендую потренироваться в написании этого важного элемента.

Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следите за тем, чтобы листочки ни в коем случае не были извилистыми. Они всегда широки, округлы и упруго растопырены. Вот теперь, когда, надеюсь, у вас получился правильный контур листка, закрасьте его городецкой зеленой краской, это — подмалевок листа. Листья изображаются в два приема: первый — подмалевок, второй — оживки. Оживки договоримся делать пока только черной краской. Тонкой художественной кистью (N1) черной гуашью сделайте дугообразные оживки на листьях.

 

ü Заметьте — листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

 

-А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Начнем!

 

(После краткого инструктажа дети приступают к самостоятельной работе.)

Подведение итогов. Отправка фото выполненных работ.

 

Ссылки для ознакомления :

https://www.youtube.com/watch?v=tLsqgLsl0rk

https://www.youtube.com/watch?v=bdszbQkWX4o

https://www.youtube.com/watch?v=hSiSn_W1odg

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!