Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений, навыков.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ЕНАКИЕВО»

Открытое занятие

На тему : «Особенности акварельной живописи»

Педагог дополнительного образования                                                       кружок изобразительного искусства «Рисунок»

Гончарова Анна Александровна

2021

Тема: «Особенности акварельной живописи»

Цель: Знакомство с приемами акварельной живописи.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить обучающихся с основными приемами акварельной живописи, видами акварели, расширить представление обучающихся об особенностях акварельной живописи, технике рисования акварелью.

Развивающие:

- развивать умение рисовать акварельными красками, творческий потенциал, внимание, воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство удовлетворения от передачи красоты предметов в рисунке.

 

Ход занятия

 

I. Организационная часть занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым для вас материалом «акварель», вы узнаете основные техники работы акварелью. Проверка готовности обучающихся к занятию .

- наличие материалов для работы (акварель, кисти большая № 5 и маленькая № 2, специальная бумага для акварели формата А4, простой карандаш, ластик, баночка для воды)

- На занятии мы познакомимся с приемами акварельной живописи, научимся рисовать акварельными красками. Я предлагаю вам попробовать себя в роли художника-акварелиста.

 

Подготовка к изучению новой темы.

- Скажите, пожалуйста, вы знаете известных художников-акварелистов? (Ответы детей). На выставках бывали?

- Как вы думаете, почему они стали известными?

- Правильно. Эти люди любили рисовать акварельными красками, много времени уделяли рисованию, рисовали везде: на природе, дома, рисовали своих животных, рисовали портреты своих родных. В результате в совершенстве овладели техническими приемами акварельной живописи, стали мастерами своего дела, их знает весь мир. Благодаря их мастерству акварельная живопись совершенствовалась и развивалась.

II. Изучение нового материала

 

История возникновения техники акварели.

- Акварель – очень древняя техника. Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволяющая получать сходные эффекты.

- Акварель не сразу стала отдельным видом искусства. Долгое время рисовали масляными красками, а акварель использовали для набросков.

- Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, которые поражают свежестью, чистотой, яркостью красок. Из первостепенных художников Ренессанса (эпоха интеллектуального и художественного расцвета началась в Италии в 14 веке) значительный след в акварели оставили художники из Италии и Испании (Клод Лоррен, Джованни Кастильоне, Антонис ван Дейк). Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа 18-19 веков.

- В середине 18 века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов в Англии, после публикации путевых дневников Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. Самым знаменитым мастером в акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы.

- В середине 19 века акварель завоевала широкую популярность также в Америке и во Франции.

- Самое сильное влияние на русских художников оказала английская акварель, прежде всего на тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в Санкт-Петербурге.

- В России в первой половине 19 века подлинный взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику, писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. И другие русские художники: П. Федотов, П. Соколов, В. Садовников, В. Суриков, А. Бенуа, Л. Бакст, И. Билибин внесли большой вклад в развитие акварельной техники.

- В конце 20 века в России повысился интерес к акварели, знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.

Сегодня я предлагаю вам написать пейзаж акварельными красками применяя акварельные техники. Я уверена, что вы все талантливы и у вас получится нарисовать красивый пейзаж.

Обучающиеся слушают педагога, анализируют информацию, смотрят слайды делятся впечатлениями. (Педагог задает наводящие вопросы после просмотра презентации: «Где появилось первое упоминание о технике акварели?», «Что значит станковая картина?», «Что нового они узнали, просмотрев презентацию?»)

 

Физкультминутка.

 

Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать елочные игрушки в различных техниках акварели. Какие техники акварели вы знаете?

 

Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений, навыков.

Я подготовила для вас елочные игрушки на акварельной бумаге и нам нужно только оживить их акварельными красками.

Упражнение «восковой резист»

- Прежде чем приступить к работе с красками, восковыми мелками обводим контур рисунка созвездий большой и малой медведицы на небе.

- Затем закрашивая лист акварелью, рисунок мелками остается не закрашенным. (Дети обводят контурный рисунок восковыми мелками)

- Сейчас будем реализовывать свой талант, выполняя следующие упражнения.

 Упражнение «Отмывка»

- Готовим рабочее место - подрамник располагаем немного под углом и равномерно, начиная сверху, распределяем сине-фиолетовую краску по всей живописной поверхности. Каждый новый слой должен лишь чуть соприкасаться с предыдущим. «Отмывкой» покрываем верхнюю половину картины, изображая небо.

- После полного высыхания живописного слоя продолжаем прорисовывать новогоднюю игрушку.

Упражнение «Лессировка».

- «Лессировка» – на первый живописный слой после полного высыхания наносится следующий, предыдущий слой просвечивается, что позволяет создавать более тонкие эффекты, нежели простое смешивание цветов на палитре.

Упражнение «Эффект с солью»

Знакомство с видами акварели

-А сейчас пока наш пейзаж высыхает, я расскажу о других видах акварели.

- Многослойная акварель – акварель, написанная лессировками в несколько живописных слоев. Главным достоинством многослойной акварели является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако в отличие от нее сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

 

-Английская акварель – акварель, написанная по влажной бумаге.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи. Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

- «А-ля прима» – живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс.

Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод «а-ля прима», поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний. Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя при необходимости можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды располагают к быстрой технике выполнения.

При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком. Техника «а-ля прима» требует необычайной сосредоточенности, отточености письма и идеального чувства композиции.
- Итальянская акварель – акварель, написанная одним слоем по сухому листу в одно-два касания.

Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой «а-ля прима». Однако, в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист. В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!