Очистка города. 1942 год                               В очаге поражения. 1942 год

Художники блокадного Ленинграда.

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Блокада города Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня). Зима, бомбежки, обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей. Не было хлеба, света, тепла, воды. И все-таки Ленинград жил и героически боролся.

В промерзлых комнатах ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Слабое освещение выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали.

С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. В конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Маскировали и памятники архитектуры города-музея, укрывали от осколков бомб и снарядов скульптуры. Руки, умеющие обращаться с произведениями искусства, понадобились и при срочной упаковке сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации. Пережившие блокаду художники вспоминают, с каким трепетом и душевной болью помогали они сотрудникам музеев снимать с подрамников бесценные полотна, как горько всем было видеть пустые рамы на стенах прославленных залов. Всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале. Несмотря на то что день был очень морозный, что художники еле держались от голода на ногах, открытие выставки прошло торжественно. Каждый день приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени невероятно большая.

С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат. В начале войны над плакатами работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище».

Большая часть блокадной графики (и отчасти живописи) представляет собой рисунки с натуры, и разделяется на группы — городские пейзажи, портреты и бытовые зарисовки. Многие из этих работ были сделаны по государственным заказам, но большинство этих работ далеки от поощряемого Обкомом парадного оптимизма. Нередко темой этих работ становятся образы страдания и скорби. Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах — человек, везущий по улице сани с телом покойника.

На рисунках Н. М. Быльева-Протопопова изображены греющиеся у печки дистрофики, уличные баррикады, девочки, плетущие маскировочные сети, скопление гробов у ворот Охтенского кладбища.

Яков Осипович Рубанчик в годы блокады создал серию зарисовок города (свыше 140 листов) – основными сюжетами стали разрушенные дома, бомбежки, воздушная тревога.

"Воскресенье 6 сентября 1941. Первая бомбежка на Старом Невском проспекте"

 

"Страшный февраль"                              Февраль 1942 г                   "Арфа сломана, аккорд ещё рыдает..."

Пахомов Алексей Федорович В 1941-1944 находился в осажденном Ленинграде, иллюстрировал книги, выполнял агитационные плакаты, работал над серией литографий "Ленинград в дни войны и блокады (Ленинградская летопись)".

Очистка города. 1942 год                               В очаге поражения. 1942 год

В стационар. 1942 год                                               За водой.

             

Соломон Борисович Юдовин до лета 1942 жил в блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован в Карабиху под Ярославлем (1944). Сразу после снятия блокады он вернулся в любимый город и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Несмотря на стандартное по тем временам, протокольное название цикла, гравюры не были парадно-официозными. Художник, не раз становившийся свидетелем человеческих бедствий, пишет свой блокадный Лениград — полный трагизма и героизма.

 

 

Известна серия рисунков Веры Милютиной «Эрмитаж во время блокады» и работы Адриана Каплуна, изображающие опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры.

«Упавшая люстра» 1942 г. Вера Милютина   «Чёрная ваза и упавшие рамы» 1942 г              

Большие просветы в Эрмитаже с пустыми рамами. Адриан Каплун 1942 г

Живописных работ, написанных в блокаду, значительно меньше, чем графических рисунков. Произведения, созданные в это время по заказам ЛССХ, изображают эпизоды сражений, события происходящие на фронте и героизм защитников города. Заказы художники получали на написание «военных портретов», многие бойцы даже приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. Другими заказами становились портреты стахановцев и трудовая жизнь горожан. В основном произведения воспевали стойкость и мужество защитников города, несли в себе обещание победы.

Серов В. А. «Балтийский десант»      Боим Соломон Самсонович «Ладога - дорога жизни»

В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев. Прорыв блокады Ленинграда. 1943 г.

 

Всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года.[12] Блокадные выставки, до 1944 года, были малопосещаемыми (человек 15-18 в день)[13], в том числе и не только по причине того, что на первом месте у людей стояли вопросы выживания. Тематические картины писали художники социалистического реализма, который, в отличие от «критического» реализма 19 века, критики не предусматривал.[14] " Во время войны Н. Н. Пунин сравнивал с оружием средства воздействия искусства. Нельзя вести военные действия оружием прошлого… Были и заказы. Это были так называемые тематические картины. И был контингент, который легко выполнял эти заказы, их художники полупрезрительно называли картинщиками. Они работали на всё более нетребовательный вкус начальства. Обладая определённым, но довольно ремесленным мастерством, они наполняли выставки своей продукцией, от которой человеку, желавших видеть подлинную живопись, становилось тошно… Что-то мёртвое, замороженное смотрело со стен выставок в Петербурге … причём этот процесс не останавливался. На выставках всё становилось всё более и более серым.. "[15]

 

В жанровой живописи (и графике) в первые годы блокады преобладают трагические и драматические темы; сюжетно-повествовательные работы появляются к 1944 году.[17] Историки выделяют две линии этого жанра — одна, с акцентированным сюжетом, или с раскрытием темы через образ одного человека, при этом именно портретной задачи художник перед собой не ставит. Вторая линия развития жанра представляет собой разновидность пейзажа, нередко городского, с введёнными в него элементами жанрового действия. Ещё одной темой были «события, происходившие на фронте или в тылу врага»; эти работы, по мнению историков, также тяготели или к бытовому жанру, с четко выраженной сюжетной основой, или к «военному» пейзажу.[17]

 

Работа художников непосредственно на улицах блокадного города не приветствовалась, тем не менее, многие из созданных в блокаду произведений относятся именно к жанру городского пейзажа. Работать на улицах иногда приходилось во время обстрелов. Многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники.

„Блокадный портрет“ принципиально отличался от живописных портретов. В отличие от них, „блокадные портреты“ имеют иной, камерный характер. Это могут быть и портреты — типы, как женские образы на портретах П. И. Басманова и В. В. Зенькович. Часто моделями для блокадных портретов становятся родные или близкие друзья художников, - как на портрете художниц Е. Зазерской и Т. Купервассер, 1941, написанном А. И. Русаковым.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!