Римские историки эпохи принципата и империи (Тит Ливий, Тацит, Светоний).

Мифологические поэмы Овидия.

Овидий одновременно работал над двумя учено-повествовательными поэмами каталогообразного типа (поэмы, объединяющие большое количество тематически близких между собой сказаний – нередко встречались в александрийской поэзии (поэмы Эратосфена, «Причины» Каллимаха) – «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

«Метаморфозы»

Поэма написана гекзаметром. Состоит из 15 книг, в которых собрано свыше 200 сказаний, имеющих своим финалом превращение.

Овидий задумал «непрерывную» поэму – сказания связаны хронологической нитью. Поэма движется от сотворения мира, превращения хаоса в космос, к историческим временам, вплоть до превращения Юлия Цезаря в комету. Однако основная масса сказаний не приурочена к определенному времени.

Овидий избегает однообразия – чередует грустные и весёлые картины, трогательные и ужасные, идиллические (жизнь Филемона и Бавкиды) и боевые сцены. Сводит богов с пьедестала, наполняя их жизнь сплетнями и любовными интригами (Юпитер совершает свои проделки с нимфами тайком от ревнивой Юноны)    Миф превращается в изящную новеллу.

1 кн – описание 4-х веков (золотой – не было войн, законов, декретов; земля сама приносила урожай, серебряный – Юпитер создал 4 времени года, медный, железный – «живут грабежом», войны)

2 кн – Описание мирового потопа, который был наказанием первым людям за их грехи. Выжили только двое праведников – Девкалион и его жена Пирра. Она заходят в храм Фемиды, и богиня велит им «материнские кости» метать себе за спину. С трудолм они поняли, что их общая мать – Земля, а ее кости – это камни. Они стали метать камни через плечи, и за спиною из камней вырастали мужчины и женщины. Там на земле явился новый человеческий род.

3 кн – миф о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное отражение в ручье. Юноша умер, исчахнув от тоски. Собравшиеся хоронить его не нашли тела: на месте, где оно лежало, вырос шафранный цветок с белоснежными лепестками.

4 кн – новелла о несчастной любви Пирама и Тисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе (прообразы Ромео и Джульетты).

Пирам и Тисба жили в Вавилоне в соседних домах, которые разделяла глинобитная стена и давняя вражда родителей. Они  решились однажды нарушить запрет родителей и встретиться ночью далеко за городом под старой шелковицей. Тисба пришла первой, но, испугавшись свирепой львицы, спряталась в пещере. Убегая, она уронила свое покрывало, и львица разорвала его, испачкав кровью только что убитого ею быка. Пришедший позже Пирам с ужасом обнаружил забрызганное кровью покрывало Тисбы, поразил себя в грудь мечом и остался лежать под шелковицей. Тисба выбежала из пещеры и бросилась на острие меча.

5 кн – сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвальбу. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона и Артемиды) своей многодетностью. В наказание Аполлон убил ее сыновей, а Артемида — дочерей. Сама Н. превратилась в скалу.

8 кн – описание несчастного полета Дедала и Икара. Дедал – мифический скульптор, построивший царю Миносу на о-ве Крите лабиринт. Афинский герой Тесей убил Минотавра и выбрался из лабиринта при помощи дочери Миноса Ариадны. Минос заподозрил Дедала в оказании помощи Тесею и удержал его на острове Крите.  Пожелав вернуться на родину, Д. задумал небывалый способ бегства: он сделал для себя и своего сына И. крылья из крепленных воском перьев птиц. Но в воздухе И. забыл о наставлениях отца и слишком приблизился к солнцу. Воск растаял, крылья распались, и И. упал в море, которое получило  его имя.

В этой же книге рассказывается история о Филемоне и Бавкиде. Юпитер и Меркурий, приняв человеческое обличье, пришли во Фригию; все отказали им в гостеприимстве, кроме Ф. и Б. — всю жизнь проживших вместе бедняков. Они принимают богов скромно, но радушно. Боги объявляют старикам, что вся местность будет наказана за безбожие и только они спасутся. Ф. и Б. поднимаются в горы и видят, что все внизу затоплено водой и только их хижина невредима и на глазах превращается в храм. Они просят в награду право стать служителями этого храма и умереть в один день. Они умирают одновременно и превращаются в дуб и липу, растущие от одного корня. Завершает рассказ сентенция: «Праведных боги хранят: почитающий сам почитаем».

10 кн – сказание об Орфее и Эвридике. Эвридика умирает от укуса змеи. Орфей спускается в преисподнюю, ища возлюбленную супругу. Ему удается смягчить сердца Плутона и Персефоны своей музыкой. Они позвали Эвридику и поставили Орфею условие – не оглядываться. Он не смог удержаться и уже рядом с земной границей оглянулся на Эвридику, и она исчезла навсегда.

 

11 кн – рассказ о преданной любви Кеика и Альционы.

Кеик — сын утренней звезды, а Альциона — дочь бога ветров Эола. Пока Кеик приветливо принимает Пелея, во дворец прибегает испуганный слуга с вестью, что стадо, приведённое гостем, растерзано чудовищным волком. Чтобы выяснить причину страшного знамения, Кеик вынужден отправиться к оракулу Аполлона. Узнав о намерении Кеика, Альциона бледнеет, ее пугает «печальное море». Во время прощания на берегу она падает без чувств, а очнувшись, долго смотрит вслед удаляющемуся кораблю. В Эгейском море на корабль Кеика обрушивается грозная буря. Кеик гибнет в буре, но Альциона этого не знает. Она обращается к покровительнице браков Юноне, но та, зная о судьбе кеика, шлёт вестницу Ириду к богу Сну, чтобы тот уведомил несчастную о случившемся. Сон посылает Альционе Морфея, принимающего образ Кеика.

 Плача, царь умоляет жену о погребении, рассказывая о кораблекрушении. Потрясённая Альциона утром выходит на берег и вдруг видит плывущее тело Кеика. От страстного стремления ринуться ему навстречу у неё вдруг вырастают крылья чайки. Она летит, и клювом, как поцелуем, касается его лица. Боги превращают их обоих в чаек.

 

«Фасты»

Овидий, подобно Проперцию, поставил перед собой задачу создания серии повествовательных элегий о преданиях и обрядах римского культа, которые он собирался посвятить Августу.

В качестве нити, связующей отдельные сказания, он избрал римский календарь – каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с толкований имени этого месяца. Овидий описывает происхождение многих римских праздников.

В некоторых случаях сказания «Фастов» дублируют сюжеты «Метаморфоз».

       Несмотря на желание прославлять старину, Овидию лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния над целомудренной Лукрецией. Лукреция изображена в стиле робких «героинь» овидиевской любовной поэзии.

В изложении Овидия, именно Тарквиний от скуки заводит разговор о том, как ведут себя жены в отсутствии мужей. Коллатин же, презирая пустую похвальбу, предлагает проверить это. Они отправляются в дом Лукреции и видят ее за прялкой. Неожиданно в комнату заходит Коллатин, навстречу которому тут же бросается Лукреция. В этот момент Тарквиния пленяет ее красота. Он начинает думать только о ней, и спустя несколько дней возвращается в дом Лукреции гостем. Ночью Тарквиний прокрадывается к хозяйке дома и угрожает ей, говоря, что убьет ее и подбросит к ней в покои убитого раба, с которым он якобы застал жену своего друга. Шантажируя таким образом Лукрецию, он вынуждает ее подчиниться насилию. Наутро она зовет отца и мужа, плачет перед ними и рассказывает им о том, что с ней сделал Тарквиний. Муж, утешая, говорит, что ее вины в этом нет, но она вонзает себе в грудь кинжал. Рассказ заканчивается появлением Брута, который берет кинжал и клянется им, говоря, что Тарквиний и весь его род будут изгнаны из Рима.

В 8 г н э Август сослал Овидия на берег Черного моря, в город Томы. В отчаянии поэт сжег рукопись «Метаморфоз», поэма сохранилась только благодаря копиям, имевшимся уже у его друзей.

 

 

Римские историки эпохи принципата и империи (Тит Ливий, Тацит, Светоний).

Тит Ливий(59 до н. э. — 17 н. э.)

Родом из города Патавия, который славился патриархальностью своих нравов. Во время борьбы между Цезарем и Помпеем граждане Патавия приняли сторону сената – эти республиканские симпатии Ливий сохранил в течение всей своей жизни. Он прославлял Помпея и положительно отзывался об убийцах Цезаря Кассии и Бруте.

Ливий – историк-литератор. Как литератор он продолжал традиции цицероновской прозы и отрицательно относился к римскому аттикизму (в частности, к Саллюстию) – в «Послании к сыну» рекомендовал чтение Цицерона и Демосфена.

 

Около 45 лет (вплоть до самой смерти) работал над монументальным историческим произведением – 142 книги «От основания города».

 Это художественное изложение истории от ее мифических первоначал до 9 г до н э. От полного труда до нас дошла лишь ¼ часть: 1-я декада (1-10кн) – повествование до третьей Самнитской войны и 3-я, 4-я и первая половина 5-й – от начала второй Пунической войны (3в до н э) до победы над Македонией (167 г до н э).

ü Ливий – повествователь, а не исследователь. Его труд строится как художественное переложение сообщений предшествующих историков, без самостоятельного привлечения документального материала и без достаточной подготовки в военных и политических, географических вопросах.

ü Ход событий определяется моральными качествами народа и его деятелей. Прошлое – совокупность примеров, хороших и дурных. Ливий обращает наше внимание на патриотизм предков, любовь к свободе, мужество, благочестивый образ жизни, а «порчу нравов» считает причиной гражданских смут.

ü Последовательно излагая римскую историю, Ливий разбивает события на серию коротких, законченных эпизодов.

ü Рассказывает о войнах, народных волнениях, столкновениях в сенате и народном собрании, лишь мимоходом освещая быт и культуру прошлого.

ü Поддерживает эмоциональность стиля «речами» - они характеризуют исторических лиц и разъясняют политические ситуации.

ü Следует принципу «обилия речи», установленному Цицероном. Развертывает мысли в длинных периодах.

 

Корнелий Тацит (55 г н э - 120)

 

Родился в провинции. Получил хорошее литературное образование: был ритором (учителем красноречия). Благодаря родству с Юлием Агриколой – известным полководцем, покорителем Британии – он легко получил доступ к государственным должностям. Стал консулом при Домициане, а при Траяне – проконсулом провинции Азии.

       По смерти Агриколы, по-видимому отравленного Домицианом, Тацит весь погружается в литературу. Выпускает 3 небольшие монографии (3 разных стиля: (1) манера Саллюстия, (2)«новый стиль», (3) стиль Цицерона).

 

98г – «Жизнеописание Юлия Агриколы» - Деятельность Агриколы должна послужить доказательством того, что «и при дурных государях могут быть великие люди». Тацит критикует тиранический режим империи.

98г – «Германия» - описание общественной жизни и нравов германских племен – сначала в целом, а потом по отдельным племенам.

«Диалог об ораторах» - Тацит выводит своих учителей красноречия Апра и Секунда. Они собрались в доме траческого поэта Матерна, сотавившего красноречие ради занятия поэзией. Диалог состоит из 2-ч частей.

 В первой идет спор о сравнительных преимуществах красноречия и поэзии. Апр считает поэзию бесполезным занятием, в то время как красноречие приносит пользу, ведет к славе и почету. Матерн противопоставляет этому внутреннее наслаждение, приносимое поэзией, уходом в «уединение лесов и рощ».

Во второй появляется новый собеседник – любитель старины Мессала. Он говорит о факте упадка красноречия, который связывает с дурным воспитанием. Точка зрения автора выясняется в заключительной части диалога – причина упадка лежит в изменении государственного строя, великое красноречие прошлого связано с республиканской вольностью и невозможно в условиях империи.

 

Тацит оставил 2 больших исторических труда, в совокупности охвативших период от смерти Августа (14г) до падения Домициана (96г).

«История» - та часть этого периода, для которой автор являлся современником. Начинаются с 69г, с описания смут, последовавших за низвержением Нерона.

«Анналы» («Летопись») – события 14-68гг. Главы – «Римский самозванец» , «Характеристика Тиберия», «Смерть Клавдия» (его отравила жена Агриппина – послала евнуха, который всыпал яд в любимую его пищу - грибы), «Пожар Рима», «Смерть Сенеки», «Характеристика и смерть Петрония» (Не дожидаясь, когда его убьют по приказания Нерона, среди друзей вскрыл себе вены).

В сумме оба эти труда составляют 30 книг.

 

Гай Светоний (род. около 70г н э)


Принадлежал по происхождению к всадническому сословию. При Домициане Светоний жил в Риме, занимаясь риторикой и грамматикой; находился в дружеских отношениях с Плинием Младшим, по ходатайству которого Траян даровал ему сан трибуна.

При Адриане был императорским секретарем, но впал в немилость за непочтительное отношение к жене императора и, удалившись от двора, предался энциклопедически-литературным занятиям, по примеру Варрона. Источниками для него служили архивы, публичные акты, исторические сочинения, мемуары.

Около 120 г. н. э. он написал самый важный из дошедших до нас трудов его — «Жизнь двенадцати цезарей», от Юлия Цезаря до Домициана.

· Хотя исторический метод Светония содержит элементы критического анализа источников, в основном Светоний, потерявший доступ к императорским архивам вскоре после начала работы, ссылается на слухи и вторичные источники, особенно в главе про Клавдия.

· Светоний приводит массу фактов из общественной и частной жизни императоров, примешивая сюда анекдоты и изречения, слабо связывая свой громадный материал, не заботясь о хронологической последовательности.

· Светоний проявляет предубеждённость по отношению к некоторым императорам. Так, например, в разделах о Тиберии, Калигуле, Нероне и Домициане Светоний сначала — вкратце — излагает позитивные аспекты их правления, а затем подробно перечисляет негативные (например, о Калигуле: «До этого места речь шла о правителе, далее придётся говорить о чудовище».)

· Изложение сжатое, в речи Светоний использует повседневные выражения и даже отдельные слова и фразы на греческом — вольность, недопустимая с точки зрения таких латинских историков, как Тит Ливий или Тацит.

Творчество Сенеки.

Луций Анней Сене­ка (за несколько лет до н э — 65 г. н. э.) родил­ся в Испании. Его отец был известным ритором своего времени – Сенека Старший.

В молодости Сенека приехал в Рим, начался заниматься адвокатской деятельностью. При императоре Калигуле он попал в сенат, получив должность квестора. Успехи Сенеки как судебного оратора возбудили ярость императора Калигулы, который приказал убить Сенеку и смягчился только тогда, когда его заверили, что болезненный Сенека и так скоро умрет.

Император Клавдий (по неизвестной причине) сослал Сенеку на остров Корсику. После смерти Клавдия его вторая жена Агриппина вернула Сенеку из ссылки и поручила ему воспитание своего сына Нерона.

Когда воспитанник стал императором, Сенека стал пользоваться всеми преимуществами человека, стоявшего близко к власти: он был консулом и приобрел громадное богатство.

В 65 г, обвиненный в военном заговоре против Нерона, Сенека вынужден был покончить жизнь самоубийством.

 

 

От Сене­ки сохра­ни­лось 12 неболь­ших трак­та­тов, 3 боль­ших трак­та­та («О мило­сер­дии», «О бла­го­де­я­ни­ях» , «Есте­с­т­вен­но-исто­ри­че­ские вопро­сы»), «Нрав­с­т­вен­ные пись­ма к Луци­лию», 9 тра­ге­дий на мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты, несколь­ко эпи­грамм и поли­ти­че­ский пам­флет на смерть импе­ра­то­ра Клав­дия («Отык­в­ле­ние боже­с­т­вен­но­го Клав­дия»), напи­сан­ный в фор­ме менип­по­вой сати­ры.

Его литературное наследие распадается на 2 части:

     
 

 


Философские                   Поэтические (трагедии, сатира «Отыквление» и эпиграммы)

произведения

(Трактаты, «Нравственные письма к Луциллию»)

 

Сенека был представителем стоической философии, которая выражала идеологию аристократической верхушки общества. Он призывал к добродетели, сдержанности и нравственному совершенствованию – эти принципы вошли впоследствии в догму христианства. Но стоическая мораль, которую Сенека проповедовал как в философских трактатах, так и в трагедиях, не мешала ему окружить себя небывалой роскошью.

В адресованном молодому императору (Нерону) трактате «О милосердии» развиваются мысли о значении милосердия для единодержавного правителя. В трактате «О счастливой жизни» разбирается вопрос об отношении философа к богатству – к этой же теме он возвращается в трактате «О благодеяниях».

Лучшее произведение Сенеки, содержащее наиболее полное изложение его взглядов - «Нрав­с­т­вен­ны­ми пись­ма­ к Луци­лию». Это дневник размышлений поэта, антология нравственной философии; изложение не имеет строгой систематичности. До нас дошло более 100 писем; они были написаны в 62 – 65 годах. Адресат писем Луцилий - младший современник Сенеки, приверженец эпикуреизма. Замысел Сенеки состоял в том, чтобы постепенно обратить Луцилия в стоицизм и попутно изложить основы стоической философии. Сенека постоянно доказывает превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, презрение к смерти, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма.

 

       Внешние формы старой греческой трагедии остались неизменными (монологи и диалоги чередуются с лирическими партиями хора, в диалоге не участвует более 3-х лиц, партии хора делят трагедию на 5 актов). Остались и старые мифологические сюжеты. Сенека вновь составляет «Медею», «Федру», «Неистового Геркулеса», «Эдипа». Но структура драмы и образы героев меняются.

 

       В основу трагедии Сенеки «Медея» положен сюжет одноименной трагедии Еврипида.

Начинается пьеса с монолога героини. Медея сразу же выступает как мрачная чародейка, готовая на всяческие преступления. Ее единственная мысль — мщение.

Экспозиции Сенека не дает. Мстительная решимость Медеи достигла уже крайних пределов.

За вступительным монологом Медеи следует хоровая партия — свадебная песнь в честь новобрачных.

2-й акт открывается новым монологом Медеи. Она говорит о мести, но не по отношению к Ясону, а по отношению к новобрачной и ее отцу. На боязливые увещания кормилицы она отвечает характерными для стиля Сенеки сентенциями: «Судьба боится храбрых, давит трусов».

Следующая сцена второго акта, диалог Медеи и Креонта, напоминает соответствующую сцену Еврипида. Но у Сенеки Креонт приобрел типичные черты «тирана». Медея получает день отсрочки для изгнания. Дети у Сенеки не изгоняются; любящий отец выхлопотал их оставление. Хор поет о святотатстве корабля Арго, впервые дерзнувшего рассечь море.

Отличие концепции Сенеки от Еврипида ясно обнаруживается в диалоге Медеи и Ясона в 3-м акте. Медея Еврипида ненавидит того, кто обманул ее чувство; Медея Сенеки пытается вернуть к себе Ясона и предлагает ему бегство. Ясона Еврипид изобразил низким эгоистом, у Сенеки это усталый, робкий человек, чувствующий свою вину. Только мысль о детях еще привязывает его к жизни.

4-й акт посвящен магическим операциям Медеи. Весь акт состоит из двух монологов. Кормилица подробно рассказывает о том, как Медея готовит яд, а затем героиня произносит длинные магические заклинания и через детей посылает отравленную одежду новой жене Ясона.

5-й акт: прибывает вестник и сообщает о гибели царевны и ее отца.  Но месть Медеи еще не полна. Автор внушает читателям отвращение к героине – злой фурии - и показывает разрушительную власть страстей.

В классической греческой трагедии убийства происходили за сценой. Для Сенеки этого ограничения не существует. Медея убивает сына во время своего монолога.

Ясон приближается с воинами, и к Медее возвращается ясность сознания. Она поднимается на кровлю, чтобы публично, упиваясь мучениями, которые она доставляет Ясону, убить в его присутствии второго сына и улетает на крылатых змеях.

 

По сравнению с «Медеей» Еврипида трагедия Сенеки выглядит упрощенной. Там, где Еврипид дает почувствовать сложную драму обманутого чувства и материнских страданий, Сенека переносит центр тяжести на мстительную ярость покинутой жены. Количество действующих лиц уменьшилось, и самое действие стало проще. Патетические монологи и нагнетение страшных картин — основные средства для создания трагического впечатления.

 

       Другая сторона литературного дарования Сенеки раскрывается в его сатире на смерть императора Клавдия. Сенека, которому пришлось составить для Нерона похвальную речь в честь покойника, излил свое презрение к Клавдию в сатире, пародирующей обожествление. В рукописях она озаглавлена «Апофеоз Клавдия», но один источник называет ее «Отыквлением» (т. е. «Посвящением в дураки»; тыква — «пустая голова», глупец).

 Произведение это имеет форму «менипповой сатиры» (чередования прозы и стихов); действие происходит на небе, на земле и в преисподней. Комическая фигура Клавдия приводит в смятение богов. На пародийном заседании олимпийского сената, выносится постановление выслать Клавдия из небесных пределов. По дороге в преисподнюю приходится пройти через землю, и тут Клавдий попадает на собственные похороны, возбуждающие всеобщую радость. В преисподней Клавдий встречает толпу загубленных им жертв, и тут творится суд над самим Клавдием по его же методу, т. е. с выслушиванием только одной обвиняющей стороны.

 

 


В этой злой сатире деятельность Клавдия как правителя, его физические и умственные недостатки подвергаются жесточайшему осмеянию.

           

 

 

Сатиры Ювенала.

 

Децим Юний Ювенал (ок. 60г – ок. 140г) происходил из Аквина, маленького италийского городка, где семья его владела земельным участком и принадлежала, по-видимому, к местной муниципальной верхушке. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал без «посвящений» каким-либо покровителям, т. е. как человек с независимым социальным положением.

 Литературное наследие Ювенала — 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в после-домициановское время, первые 6 при Траяне, следующие 10 - уже в правление Адриана.

 

Ювенал выступил как сатирик-обличитель. 1-я сатира сборника содержит обоснование выбора жанра и литературную программу. При тех впечатлениях, которые римская жизнь приносит на каждом шагу, «трудно сатир не писать» (когда «женится евнух», женщина поражает копьем вепря, раб носит плащ и «кольцо золотое»…).

Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет свою сатиру мифологическим жанрам; тематика сатиры — действительные поступки и чувства людей (их «желания, страх, наслаждения…»). Задача сатирика формулируется как будто ясно — изображать пороки своего времени. Но тут автор вводит собеседника, призывающего к осторожности: называть имена живущих небезопасно. Выход, однако, найден — Ювенал будет называть имена умерших. Он оперирует именами времен Домициана или даже Нерона, а из живущих называет только людей низкого социального положения или приговоренных по суду.

В отличие от «смеющейся» сатиры Горация, стихотворения Ювенала принадлежат к типу негодующей сатиры. Он рисует жизнь клиентов, принужденных пресмыкаться перед своими патронами, показывает жизнь мелкого трудящегося люда и богачей, протестуя против власти денег. Автор дает понять читателю, что его сатира, хотя и отнесенная к прошлому, в действительности направлена на настоящее.

 

В творчестве Ювенала можно различить 2 периода.

 

1-й (примерно, до 120 г.), в течение которого составлены были первые 3 книги собрания (сатиры 1 — 9).

Поэт выбирает в это время острые темы. Показывает запустение италийских городов, конкуренцию приезжих иноземцев, греков и сирийцев, вытесняющих честного римского клиента (3-я сатира).

4-я сатира - обличающая деспотический режим Домициана: Ювенал рассказывает, как рыбак принес императору камбалу небывалой величины и как по вопросу о ее приготовлении был созван императорский совет.

5-я сатира - унижения клиентов за трапезой у патрона («если ты способен все это перенести, так тебе и надо», — мрачно заключает автор).

6-я сатира – направлена против женщин; построена на примерах из жизни представительниц высшего римского общества, вплоть до императриц. Жениться — безумие; сатира содержит длинный перечень женских недостатков, в число которых входит и отсутствие недостатков.

7-я сатира - описание бедственного положение интеллигентных профессий, поэтов, адвокатов, преподавателей риторики и грамматики.

8-я сатира - о знатности; приближается к привычной в римской поэзии форме сатиры-рассуждения. На многочисленных примерах показывается, что длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков.

 

В этих сатирах много преувеличений, нарочитого подбора единичных случаев, особенно когда речь идет об изображении беспутства.

 

 2-й

Ювенал обращается к морально-философским темам, рассуждает о неразумных желаниях, воспитании, упреках совести. Ослабляется обличительный момент. Иногда пытается приблизиться к горацианской манере; такова, например, 11-я сатира, содержащая приглашение приятеля на скромную загородную трапезу.

Композиция - Автор больше дорожит цепью образов, чем логической связью. Он старается действовать средствами ораторского внушения, нагромождает гиперболы, патетические восклицания и вопросы. ( Ювенал — сатирик декламационного стиля).

 

И вместе с тем на примере этого писателя видно, в какой мере риторическая культура сопровождалась упадком общего культурного уровня:

· Ювенал рассуждает на философские темы, но познания его в философии ничтожны

· Он часто приводит мифологические примеры, но ограничивается общеизвестными сюжетами

· Интересно его отношение к мифологии: он осуждает мифологические сюжеты трагедии как рассказы о безнравственных поступках и преступлениях, и это та позиция, на которой впоследствии будут стоять христианские авторы.

 

Особенную славу приобрел Ювенал во времена подъема революционной буржуазии. В римском сатирике видели пламенного обличителя деспотизма и аристократии. Популярна она была и в России, особенно среди поэтов-декабристов (Рылеев, Кюхельбекер). Пушкин призывал музу вручить ему «Ювеналов бич».

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!