С. ПИМЕНОВ И В. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ



Жан Франсуа Тома де Томон 1759 (1760) – 1813

               

Точное место и время рождения Жана Франсуа Тома де Томона не известны. Предполагают, что он родился в 1759 году в Нанси или в 1760 году в Берне, или в Париже в семье мещанина в 1760 году. После окончания школы он стал одним из лучших учеников Королевской академии архитектуры в Париже, однако Большой Римской премии не удостоился, заняв на конкурсе лишь четвёртое место и пропустив вперед Жана-Шарля-Александра Моро, Пьера Франсуа Леонара Фонтена и Тома Фруадо. Соревнование на равных с такими мастерами уже говорит о многом. Не получив денег от Королевской академии художеств, Жан Франсуа на свой страх и риск отправился в Италию продолжать обучение, где посетил Неаполь, Флоренцию, Венецию и Рим. После возвращения в Париж его приняли на службу к брату Людовика XVI графу д'Артуа в качестве архитектора и рисовальщика. На протяжении четырех лет, с 1785 года, он жил на Апеннинском полуострове и проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка.

После французской революции ему пришлось сначала перебраться в Вену, затем он оказался в Польше, в имении князей Любомирских, одно время даже претендовавших на польскую корону. Чтобы восточноевропейская знать его лучше приняла, Жан Франсуа прибавил к фамилии частичку «де» и стал Тома де Томон.

В конце 1794 года архитектор переехал в Венгрию, где поступил на службу к князю Миклошу Эстергази. За время службы у Эстергази Тома де Томон составил несколько проектов общественных зданий. Но на практике они не реализовывались. По всей видимости, князь содержал в своём штате архитектора только для престижа. Жалование Тома де Томона в 900 флоринов в год не было особенно щедрым, те деньги, что ему платил венгерский магнат за работу по переустройству роскошного дворца и парка, позволяли к тому времени уже женатому Тома де Томону едва сводить концы с концами. В 1798 году Жан Франсуа покинул Венгрию и в январе 1799 года прибыл в Гамбург, где около двух месяцев провёл в ожидании русского паспорта. Из-за натянутых отношений между Петербургом и Парижем въезд для граждан Франции в Россию был почти закрыт, поэтому Тома де Томон решил схитрить и представился подданным Швейцарии.

Поэтому в конце 1797 года он принял приглашение русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына приехать в Россию. 

Первое время Тома де Томон работал на брата посла князя Александра Михайловича Голицына в его имении Самойлово, где построил церковь во имя Пречистой Богородицы. Её возведение, по всей видимости, было завершено в 1800 году, после чего архитектор направился в Санкт-Петербург.

Столица произвела на Томона неизгладимое впечатление. Такого города он ещё никогда не видел. Петербург, построенный очень быстро, не знал западноевропейского архитектурного разнобоя: только барокко и классицизм господствовали в его облике. Вскоре Тома де Томону удалось принять участие в конкурсе проектов на постройку Казанского собора. Среди его конкурентов были такие архитекторы, как Чарльз Камерон, Андрей Воронихин и Пьетро ди Готтардо Гонзаго. И хотя конкурс выиграл Воронихин, Тома де Томона заметили, а его знакомство с Воронихиным переросло в крепкую, многолетнюю дружбу. Конкурс показал, что «швейцарец» способен учитывать особенности русской архитектуры.

Через несколько недель Тома де Томону поручили проект триумфальных ворот у одной из застав Москвы. За короткое время архитектор разработал несколько вариантов. Павлу I понравились все, но, естественно, он был вынужден остановиться только на одном, на нём и начертал: «Быть по сему». Воплотить проект в жизнь помешало убийство царя в марте 1801 года. За полгода до этого события, 18 августа 1800 года, Академия художеств в Санкт-Петербурге за серию графических работ присвоила Тома де Томону звание академика. Архитектор обратил на себя всеобщее внимание, но деятельность зодчего Тома де Томона в Петербурге началась только в 1802 году.

30 января 1802 года Александр I издал указ: «Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год». Перед Томоном открылись широкие возможности для раскрытия его замечательного таланта. Он стал придворным архитектором и получил заказ на перестройку Большого театра в Петербурге — его открытие явилось значительным событием не только театральной, но и повседневной жизни столицы. Красота, удобство и техническое оснащение здания сделали Тома де Томона известным в России и в Европе.

Вот что писали об этом событии современники: «Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре… и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию… Подобного сооружения ещё нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загромождён, чем украшен…»

Вскоре Павел I поручил Тома де Томону составить проект триумфальных ворот с кордегардиями для одной из московских застав. Зодчий создал несколько вариантов, один из которых император утвердил к исполнению. Однако, последующая гибель Павла I этому помешала.

Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, над проектом которого Тома де Томон начал работать уже в 1801 году. Здесь по его проекту в 1804-1810 годах были построены здание Биржи с Ростральными колоннами и гранитной парадной пристанью. 30 января 1802 года Александр I издал указ: "Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить его в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год".

                                                                      Стрелка Васильевского острова, 1816 г.

Тома де Томону сразу же поручили реконструкцию здания Большого каменного театра. Составленный им проект был принят императором 12 апреля. Александр I остался доволен работой француза и назначил его придворным архитектором. В этом качестве он занимался переделкой интерьеров Зимнего дворца, строительством летней императорской резиденции на Каменном острове.

После окончания реконструкции Большого каменного театра Тома де Томон оставался его главным инспектором, ответственным за текущие ремонтные работы.

Проектную и строительную работу, а также службу на стекольном заводе Томон сочетал с педагогической деятельностью. 5 мая 1802 года президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов предложил совету академии с формулировкой «как человека по сей части совершенно знающего и способного» зачислить Тома де Томона для преподавания в архитектурный класс.

 В конце месяца это предложение было принято. Зодчему отдали служебную квартиру, которую ранее занимал академик Павел Брюлло. Она находилась в первом этаже здания Академии художеств, со стороны 4-й линии в северной части здания. Классы, в которых преподавал Тома де Томон располагались в противоположном конце здания на втором этаже. Коллегами француза по преподавательскому труду стали А. Н. Воронихин и А. Д. Захаров. 11 декабря 1802 года Тома де Томон был удостоен звания профессора перспективы.

В 1803-1804 годах Тома де Томон проектировал здания театра и военного госпиталя в Одессе, Сального буяна в Петербурге.

20 декабря 1804 года Тома де Томон был назначен главным художником на стеклянный завод. По его рисункам создавались хрустальные вазы, посуда, нередко - целые сервизы, которые целиком отправлялись в великокняжеские дворцы. Иногда француз выполнял рисунки для фарфорового завода, в штате которого он никогда не состоял. В списках служащих завода Тома де Томон числился вплоть до своей смерти, после чего эту должность занял Карл Росси.

Следующей работой Тома де Томона стал проект здания для института глухонемых, который на свои деньги в 1805 году начал создавать граф Ильинский. Известны четыре варианта проекта, один из которых был реализован в имении графа Романово. До наших дней это здание не сохранилось, так как было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны.

Дом Лаваль

По заказу императрицы Марии Фёдоровны в 1805-1809 годах Тома де Томон создал в Павловске памятник-мавзолей в память Павла I. Тогда же зодчий составил проект триумфальной колонны для Полтавы, вместе с А. Н. Воронихиным проектировал фонтаны вдоль дороги в Царское Село. В 1806-1807 годах из-под руки Тома де Томона один за другим вышел целый ряд типовых проектов казённых зданий для губернских городов. Им были придуманы планы дома военного губернатора, домов вице-губернатора и обер-коменданта, домов полицмейстера, почтмейстера и других служащих, постоялого двора (прообраз гостиницы), здания для купцов (прототип доходного дома), бани, кузницы. Тогда же Тома де Томон перестраивал дом графини Лаваль на Английской набережной.

Нереализованным остался выполненный Тома де Томоном в 1809 году проект каменной церкви на Волковом кладбище.

Плодом многолетнего труда зодчего стала изданная в 1809 году книга "Трактат о живописи". 1 сентября следующего года ему было присвоено звание профессора архитектуры. На следующий год зодчий принял предложение Августина Бетанкура о занятии места преподавателя архитектуры и рисунка в Институте Корпуса инженеров путей сообщения "с чином майорским". Эту работу он совмещал с преподаванием в Академии художеств. Для Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1812 году Тома де Томон составил несколько проектов учебного здания, которые к исполнению приняты не были.

По заданию двора в 1811 году Тома де Томон вернулся к проектированию театра, на этот раз - на будущей площади Островского. Задолго до Карла Росси он предложил организовать между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой обширную площадь, главной доминантой которой станет перестроенный театр Казасси. Проект Тома де Томона был принят, но его реализации помешала война с Францией.

С Бетанкуром Тома де Томона познакомил скульптор Мартос. При первой встрече, не подозревая, что Бетанкур не просто испанец, а уроженец Канарских островов, Тома де Томон, в компании преподавателей Академии художеств, сказал, что из всех вин, которые он когда-либо пробовал во Франции, Италии или Венгрии, ему нравятся больше всего канарские. Бетанкуру весьма польстило это замечание — он специально подошёл к Тома де Томону, и они разговорились. Беседа закончилась тем, что Бетанкур предложил архитектору прочесть цикл лекций по перспективе в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Так в 1810 году завязалась их дружба, к сожалению, продлившаяся всего три года…

Бетанкур тяжело переживал утрату друга. В тот вечер никто из домашних не осмелился его беспокоить. Он заперся в кабинете и долго не выходил. И только ближе к полуночи в свете догорающих свечей жена заметила, что его глаза, всегда горящие огнём, стали водянисто-мутными и потускнели. В них она прочла безысходную тоску.

Тома де Томон проработал в России тринадцать лет. Он строил в Одессе и Москве, но мировую известность ему принес великолепный ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами в Петербурге. Тома де Томон обессмертил себя, превратив Петербург в один из красивейших городов мира — сегодня без Стрелки Васильевского острова город на Неве представить невозможно.

Этому проекту Томон отдал пять лет, насыщенных неустанными творческими поисками. Он подготовил несколько эскизов для совета Академии художеств. Но все они были отвергнуты. Только после пятого отклонения совет принял последний вариант. Он был показан императору, утвердившему его 26 февраля 1804 года.

   

В экспертный совет академии входили Андрей Воронихин и Андреян Захаров, главный архитектор Адмиралтейства. Их замечания и предложения предопределили успех проекта. Подготовительные работы на Стрелке Васильевского острова начались весной 1804 года, а торжественная закладка Биржи прошла в присутствии царя 23 июня 1805 года. Однако из-за постоянных войн с Наполеоном и Турцией строительство здания шло очень медленно и, казалось, измучило всех. Только 25 декабря 1811 года был объявлен высочайший указ о завершении строительных работ, а Тома де Томону пожалован орден Святого Владимира 4-й степени. При приёме здания Биржи обнаружились многочисленные недоделки, что затянуло открытие ещё на два года. В окончательном, полностью достроенном виде Биржу Тома де Томон так и не увидел…

Жан Француа Тома де Томон скончался 23 августа 1813 года. Архитектор упал со строительных лесов, обследуя здание Большого театра после пожара в ночь на 1 января 1811 года. Оправиться от полученных травм он так и не смог. Тома де Томона отпевали в костёле святой Екатерины, похоронили на Смоленском кладбище..

На похороны пришла вся семья Бетанкура. Домашние очень любили француза и не раз бывали у него в гостях в доме рядом с Академией художеств, на Васильевском острове. Позднее на могиле Тома де Томона, усилиями друзей, будет поставлен на высоком постаменте памятник из розового гранита в виде античного жертвенника.

Долгое время место его захоронения считалось утерянным, но в советское время его обнаружил первый хранитель и директор Музея городской скульптуры Н. В. Успенский. В 1940 году прах и могильный памятник Тома де Томона и его супруги Клер были перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.

 

Феодосий Федорович ЩЕДРИН

     

           Феодосий Федорович Щедрин

В монументально-декоративной скульптуре той же чистоты стиля добился Ф. Ф. Щедрин (1751 --1825), творчество которого также поделено между XVIII и XIX вв. К последнему относятся лучшие создания скульптора, и, в частности, его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства. В них проявляется характернейшая черта позднего классицизма -- строгая архитектоничность, особенно уместная в том варианте синтеза архитектуры и скульптуры, о котором у нас шла уже речь выше. Высшая точка творчества Щедрина -- его трехфигурные группы морских нимф, несущих небесную сферу, поставленные по бокам арки Адмиралтейской башни (1812). Эти фигуры, сделанные из пудожского камня, определенно и ясно формулируют идеал силы и красоты, труда, подчиняющего человеку природу, торжества человеческого начала. Щедринские героини — это и грации, и кариатиды, в них -- человеческое совершенство.

         

Строя каждую группу из трех фигур, Щедрин показывает, как бы три стадии преодоления тяжести. В центральных фигурах групп передано ощущение преодоленности напряжения, движение становится свободным и героичным. Щедрин приходит здесь к той мере обобщения скульптурных форм, которая позволяет сохранить конкретность изображения и одновременно достичь геометризма объемов, столь соответствующего характеру самой архитектуры Адмиралтейства. Так, тяжелые шары земли и кубовидные постаменты подчеркивают массивный кубообразный нижний ярус башни, соответствуют геометризму арочного проема, сжатого толщей стен. Гладь этих стен, на фоне которых оказывается круглая скульптура, также входит в этот общий комплекс художественных средств.

Мартос и Щедрин -- самые крупные фигуры русской скульптуры первой половины XIX в. Среди других мастеров этого времени есть интересные и своеобразные скульпторы, но нет столь ярких и значительных личностей. За счет высокого «цехового уровня» сохраняется качество монументально-декоративной скульптуры; ее расцвет неотделим от расцвета архитектуры в целом.

С. ПИМЕНОВ И В. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ

Вслед за Мартосом и Щедриным должны быть отмечены С. С. Пименов (1784--1833) и В. И. Демут-Малиновский (1779-- 1846), работавшие сначала вместе с Воронихиным, а затем вместе с Росси. Будучи авторами двух выполненных из пудожского камня скульптурных групп, поставленных по сторонам портика Горного кадетского корпуса, колесницы Славы (над аркой Главного штаба) и колесницы Аполлона (на Александрийском театре), выполненных из листовой меди, эти два скульптора, пожалуй, как никто другой из мастеров их поколения, научились соразмерять скульптурную задачу с архитектурной формой.

        

В этом отношении показательны скульптурные группы, фланкирующие портик Горного кадетского корпуса. Обе группы по своей теме связаны с назначением корпуса. Это тема земли, ее недр, подземного мира, осмысленная через образы античной мифологии. Бог подземного мира Плутон похищает Прозерпину (Демут-Малиновский). Антея -- сына богини Земли Геи -- побеждает Геркулес (Пименов), отрывая его от земли и тем самым добиваясь превосходства над героем. Но дело не только в сюжетах. Пожалуй, важнее то соответствие архитектуре, которого добиваются мастера скульптуры. Они дают как бы скульптурный эквивалент мощному дорическому портику Воронихина.

То же самое мы можем сказать и по поводу колесницы Славы, запряженной шестеркой лошадей и сопровождаемой двумя воинами. Выполненные совместно Пименовым и Демут-Малиновским, расположенные над Триумфальной аркой, перекинутой архитектором Росси между двумя огромными зданиями, фигуры лошадей и аллегорическая фигура Славы своим торжественным обликом соответствуют архитектурному образу. Кроме того, эти фигуры своими формами дополняют архитектуру; они как бы создают еще одну ступень в рисунке ступенчатого аттика и завершают всю композицию; своим веерообразным расположением коней и фигур воинов скульптурная группа подчеркивает полукруглую конфигурацию площади.

Мартос, Щедрин, Пименов, Демут-Малиновский были далеко не единственными мастерами монументально-декоративной скульптуры в первой половине XIX в. Многие другие скульпторы работали как монументалисты и декораторы. Их деятельность была вызвана самой жизнью -- обширным строительством, монументальностью градостроительных замыслов, торжественным оформлением столиц и провинциальных городов.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!