Погожий августовский день в янтарном мёде отражён



 Первый Спас (14 августа). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельниках. «Наш Спас много мёда припас». «Спасовка - лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», - так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста - медоточивыми, а месяц - медовым.

И оживленный, золотой

Рассыпался пчелиный рой

В небесной чаще васильковой,

И желтый, ясный сок медовый

Налился, снятый с васильков,

В хрустальных сотах облаков.

(В. Казин)

Потрудилась на славу «Божья работница» - пчелка. А кто главный в улье? Матка. Правильно! В своём доме она - главная хозяйка, «хранительница домашнего очага». А вот в «Манчажском улье» хранителями домашнего очага являются старейшие жители: М.С. Загитова (94 г.), М.Н. Кондрашина, А.В. Куляшов, А.К. Курищева, Н.М. Стахеева (92 г), А.В. Колыпина, М.П. Кардашина, Л.Н. Кондрашина, В.М. Малышева, М. Нурулина (90 лет), М.А. Кардашина, Т.П. Кондрашина, А.С. Худякова (89 лет), М.И. Меньшиков, В.А. Шестакова (87 лет), Л.М. Каптиева, И.И. Куляшова, Л.А. Куляшова (86 лет), М.Ф. Прибыткова (85 лет) и Ю.Н. Озорнина (84 года).

На празднике также были отмечены августовские юбиляры, начиная с 70 лет и старше; пчеловоды - пасечники.

Как мед течет реченькой, так участники поиграли в народную игру «Ручеек», поводили хороводы, в игровой форме познакомились с устройством улья и пчелиной иерархией, а разделившись на две команды, состязались в сборе цветов и нектара, укладке сотов

 

Вот яблоки так яблоки, на славу!

    В день Преображения Господня (19 августа), называемым Вторым Спасом, освящали в церкви яблоки. Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали с горки яблоки: чье дальше. Вечером выходили на полянки, пели и водили хороводы.

Программу сопровождали веселые «Яблочные кричалки» и «Яблочные аплодисменты». Участники произнесли хвалебную оду яблочку, посостязались в Яблочной эстафете и сообща нарисовали яблоньку с разноцветными плодами, спели «Яблочную песню».

Будьте здоровы, живите богато

И яблоки ешьте и в доме, и в хате.
    Мы славно гуляли на празднике вашем,

Нигде не едали мы яблочек краше…

 

Сентябрь приближается снова, созрели орехи в садах

    Третий Спас (29 августа) зовется также Хлебным, Холщевым, Ореховым, Малым и, наконец, Спас на полотне. В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстами.

    Ярко и радостно гуляют на Третий спас на ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. Вот и на Хлебный спас хозяйки пекут из новой муки хлеба да пироги, добавляют в блюда свежие орехи и мед и потчуют родных и знакомых.

Участники праздника  вспомнили о том, какие орехи существуют, поучаствовали в «Ореховой эстафете». А затем устроили чаепитие с яблочными пирогами, медом, сладкими ватрушками и блинчиками. Угощались яблочным компотом. Каждый гость получил по освященному яблоку.

Лето смело провожаем,

Не грустим, еще придет,
    И на стол мы собираем,

И зовем вокруг народ.

 

    В заключении хотелось бы подчеркнуть, что триединство народных традиций, православных праздников и природы составляет огромный пласт национальной культуры, которая немыслима вне истории и духовности. Наши предки бережно и с любовью передавали из поколения в поколение жемчужины знаний в обрядах и обычаях, которые неотделимы от природы и мироздания.

    В эпоху экологических катастроф наша задача охранять природу, а это можно сделать, лишь вернувшись к народным истокам: культуре, традициям, обрядам. Духовность же делает живой душу человека, поэтому не существует отдельно от народной культуры и является источником нравственности.

    Изучением истории родного края, этноса и проведением праздников в народных православных традициях, мы хотели бы внести свой вклад в сохранение природного и культурного наследия.        

 

 

Ссылка на ролик " Триединство русской национальной культуры,

православных праздников и природы"

 

https://cloud.mail.ru/public/bpfd/tVdLfPRwm

Список  литературы:

 

1. А. С. Жданова, М. Д. Островская «Календарь народных примет, обычаев и обрядов» - Москва, ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

2. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Летние праздники, игры и забавы» - Москва, «Творческий центр «Сфера», 2001.

 

 

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!