Особенности философско-правовой методологии. Онтология, гносеология, аксиология. Цели философии права.



 

Обычно под методологией подразумевают систему методов,
применяемых для исследования той или иной реальности, применительно к научной дисциплине для исследования ее предмета. Само же понятие «метод» означает путь, способ и средства познания предмета, т.е. способ получения нового знания. Поэтому метод в науке определяют как знание, с помощью которого добывается новое знание.

В философии права применяют философский подход, когда под
методологией подразумевают применение основных принципов
и категорий философии к праву. С точки зрения Д.А. Керимова,
к ним относятся основные категории диалектики или гносеологические категории познания права как социального явления. Обобщенно данный метод называется методом исторического материализма. Он исходит из материалистического понимания истории человеческого общества, т.е. государство и право рассматриваются как результат развития самого человеческого общества. Это развитие осуществлялось посредством реализации трех диалектических категорий (законов):

– единство и борьба противоположностей (общество неоднородно: есть богатые и бедные, мужчины и женщины, старики и
дети и т.д.). У перечисленных и иных категорий интересы различны, а поиск компромиссных решений

– двигатель развития. Право, отражая все противоречия в обществе, путем их преодоления также развивается;

– переход количественных изменений в качественные (накопление негативных или позитивных свойств в обществе) ведет новому качеству. Революция 1917 г., события 1991–1993 гг. служат тому примерами. Подобные же изменения происходят в праве:

- закон отрицания отрицания: всякое новое явление общественной жизни своим появлением отрицает предшествующее, но и несет своим рождением собственное отрицание, т.е. замену новым, более совершенным. Это также проявляется в праве.

Наряду с общефилософским методом в философии права применяются общенаучные методы – системный, синергетический, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

Используются и специально-юридические методы – нормативно-аналитический, сравнительно-правовой, догматический и др.

Каждая развитая концепция философии права прошлого и современности базируется на каком-то ей присущем, специальном методе, который взаимосвязан с предметом исследования, например, позитивистский подход на догматическом методе, социологическое правопонимание на социологическом и др.

Философии права, как и любой научной дисциплине, присущ
ряд функций. Среди них важнейшими являются онтологическая,
гносеологическая, мировоззренческая, методологическая и аксиологическая.

Суть онтологической функции состоит в том, что философия
права с позиций определенной концепции правопонимания своими методами исследует природу и сущность правовой реальности, ее формы и способы существования.

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция заключается в способности философии права выявить истину в правовой
реальности, т.е. такое знание о ней, которое не зависит от субъективного мнения человека, а также обеспечить научность познавательного процесса предмета исследования.

Философия права выполняет по отношению к юридическим
наукам методологическую функцию. Речь идет о методологии,
во-первых, как об учении о методах познания и, во-вторых, как о
теории, используемой для анализа правовых явлений. Рассматривая метод как знание, которое применяется в качестве средства получения нового знания, приходим к выводу, что одно и то же знание в одном отношении рассматривается как теория, а в другом – как метод. В этой связи методологическая функция в основном своем объеме проявляется через гносеологическую функцию и ориентирована на нее.

Мировоззренческая функция производна от уже рассмотренных и заключается в выработке единой согласованной системы
знаний и взглядов на мир права, правовую реальность, ее связь
с иными социальными явлениями и институтами, их сущность,
ценности, место в функционировании общества и жизни каждого
человека.

Аксиологическая функция проявляется в оценочных исследованиях сущего и должного, справедливого и несправедливого, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом смысле философия права выступает в нескольких ипостасях: как мировоззрение, как методология, как процесс (технология). Наконец, философия права направлена на познание правовых идеалов, принципов сущности права, стимулов правового поведения личности, на формирование твердых правовых убеждений. В этом состоит воспитательная функция философии права.

Обычно под методологией подразумевают систему методов,
применяемых для исследования той или иной реальности, а также науку об этих методах. Само же понятие «метод» означает путь, способ достижения определенной цели, в данном случае, способ получения нового знания об этой реальности. Что же следует понимать под методологией права? Можно выделить следующие подходы к интерпретации данного феномена. Во-первых — это так называемый научный подход, в рамках которого под методологией имеют в виду систему общенаучных и специально-научных методов, применяемых к праву, — социологический, кибернетический, системный и другие, а также учение об этих методах. Впервые такое представление было сформулировано В. Казимирчуком. Недостатком такого подхода является
то, что он не дает представления о методологии права как о синтетическом знании, ибо, в соответствии с этим подходом, частные науки, с одной стороны, и правоведение — с другой, существуют как бы сами по себе. Во-вторых — это так называемый философский подход, когда под методологией права имеют в виду применение основных принципов и категорий философии к праву. С точки зрения Д. Керимова, к ним относятся категории диалектики, или гносеологические категории, а с точки зрения А. Васильева — категории социальной философии.

Но и такой подход не признает никакой новой дисциплины на стыке философии и правоведения. В-третьих — это подход, который условно может быть назван философско-правовым, поскольку он предполагает наличие
особой дисциплины, выполняющей методологическую роль по
отношению к правоведению в целом. Задачей этой дисциплины
является гносеологический анализ различных типов правопознания и правопонимания.

Последний подход представляется более предпочтительным,
поскольку он позволяет представить методологию права как
некоторое синтетическое знание, опосредующее звено между философией и  теорией права, определенный аспект философии права, заключающийся в гносеологическом анализе оснований правовой теории. При таком понимании методология представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, которые проявляют себя на всем пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование такой идеи. Данный подход соответствует устоявшемуся представлению о том, что в качестве метода может выступать любое выраженное в обобщенном виде знание, направленное на достижение нового
знания. Поэтому в системе правоведения каждая теория более общего (абстрактного) уровня выполняет методологическую роль по отношению к более конкретной теории, а также к практике (как непосредственно, так и опосредованно через теорию промежуточного уровня).

Философско-правовая литература пестрит терминами и конструкциями, почерпнутыми из семантики, семиотики, лингвистики, кибернетики, герменевтики, синергетики, теории коммуникаций и, пожалуй, в первую очередь из современных философских течений. философские школы – вот источник методологического прорыва. Но он ведет не столько к методологическому выходу за пределы правовой науки, сколько к подмене правовых проблем квазифилософскими или превращению их в квазифилософские.

В настоящее время общепризнанным является представление
о комплексности, синтетичности методологического знания. Так,
по мнению Д. Керимова, методология права представляет собой «общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования». Все это дает основание говорить о методологии права в широком смысле как комплексе методологических подходов и включать в нее:

1) методологию познания права;

2) методологию юридической практики, выделяя:

а) методологию правотворчества;

б) методологию правоприменения.

В свою очередь, в рамках методологии познания права, или
методологии правоведения, следует выделить уровни:

1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощенных в
том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование;

2) научный, представляющий систему принципов и методов
научного познания в целом или отдельной науки, применяемых
для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются:

а) общенаучные методы и приемы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также методы: системный, синергетический и др.;

б) частнонаучные методы — социологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, логический и другие, то есть знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений;

3) специально-юридический, представляющий систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно-аналитический,  догматический, сравнительно-правовой и др. Поскольку право сочетает в себе феномены как реального, так и идеального характера, то и методы его познания тоже могут подразделяться на идеальные и реальные. Ведущая роль в
познании права принадлежит идеальным методам, к которым относится и метод философско-правовой рефлексии. Особенность последнего состоит в прояснении тех идеальных конструкций, из которых состоит право, и мысленное конструирование моделей правовой реальности. Он основан на способности субъекта правосознания к философскому самоанализу, к исследованию своих отношений с правовой реальностью. Благодаря философско-правовой рефлексии раскрывается смысл права и специфика происходящих в нем познавательных процессов.

Поэтому методологией права в собственном смысле следует
считать наиболее общий философский уровень правоведения — методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств.
Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования. При таком подходе в наибольшей мере реализуется методологическая функция философии права.

Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В. Нерсесянц. Таковыми, с его точки зрения, являются: а) легизм; б) юснатурализм; в) юридический либертаризм. Первый представляет концепцию позитивистского правопонимания. Он исходит из отождествления права и закона. Второй — из противопоставления права и
закона, когда под правом понимают содержательные требования
естественного права (справедливости). Третий тип правопонимания соответствует собственной позиции автора и по его замыслу должен синтезировать крайние позиции. Он основывается на разграничении права и закона и трактует право как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости). Данная концепция воплощает лучшие достижения постсоветской юридической мысли, обладает значительным методологическим потенциалом, однако в ней не учитываются достижения современной западной философии права. Анализ классических и современных подходов к пониманию права позволяет классифицировать их на несколько типов: а) правовой позитивизм; б) правовой объективизм; в) правовой
субъективизм; г) правовой интерсубъективизм.

Каждый из этих способов осмысления права отражает определенный аспект правовой реальности, а потому представляет тот или иной способ
обоснования нрава, поскольку ставит определенный аспект права
во главу угла, рассматривая право сквозь призму данного аспекта.
Рассмотрим эти типы правопонимания на основе анализа
их мировоззренческо-методологических истоков, смысла, достоинств и недостатков, основных форм проявления, а также возможностей и пределов решения ими главных вопросов философии права.

Вопрос о влиянии философских взглядов на правовые представляет
немалый интерес для философии права. Он не так прост, как кажется.
Утверждение, что философское мировоззрение детерминирует правовую
доктрину, не выдерживает критики. Здесь проявляется существенное
различие между философской и юридической философией права. Там,
где философ ищет связь общего мировоззрения с правосознанием, т.е.,
по Р. Алекси, рассматривает философию права как часть философии,
там правоведа занимает понимание юридической природы права.
Философские, а вернее социологические взгляды, в первую очередь
воздействуют на представления о социальной сущности права, то о том,
чьим интересам оно служит, но не на понимание юридической природы
права как формы регулирования общественных отношений, то есть
на понимание причин его обязательности, последствий его несоблюдения.

Цели философии права – это результаты, поставленные перед правоведением и юриспруденцией и требующие достижения, с точки зрения философских концепций.

Изначально целью такого философского учения является неустанный поиск, а также установление абсолютной истины, которая касается права. Кроме того, мыслители, занимающиеся данными вопросами, стараются сформировать истинное правовое знание.

Традиционно само право рассматривается представленным философским разделом в качестве: Специфической формы человеческого, а также социального бытия; Особенного варианта для социальной регуляции.

 Право представлено определенной универсальной целостностью, охватывающей все юридические понятия, определения и категории, обозначающие сущность любого правового явления.

Задачи философии права – это проблемы, связанные с юридической и правовой областью, решением которых занимается представленный философский раздел.

Обычно перед философией права ставится такая немаловажная задача, как осмысление права с философских позиций. Причем, заниматься таким осмыслением мыслители начали еще с античных времен (можно вспомнить о трудах Платона, а также Аристотеля). Довольно большого развития философии права достигла у западноевропейских мыслителей 17-18 веков. Можно говорить и об активном ее развитии на протяжении двадцатого столетия.

Естественно, частные задачи ставились самые разные, определяясь требованиями той или иной эпохи. Однако общие задачи, связанные с обоснованием справедливости права, изучением правовых отношений между человеком и государством, всегда оставались теми же.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Что изучает философия права?

2. Какие существуют точки зрения на предмет философии нрава и какая из них кажется вам наиболее обоснованной?

3. Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории

права?

4. Что составляет особенности метода философии права?

5. Какое место занимает философия права в системе юридических наук?

6. Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права?

7. Какие функции выполняет философия права?

8. Почему необходимо изучать философию права будущему юристу?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Ивин А.А. Философия науки: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – Москва : Проспект, 2016. – 352 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

2. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки: учебник для магистратуры [Электронный ресурс] / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий. – Москва : Юрайт, 2015. – 450 с. – (Серия : Магистр). – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

3. Никитина Е.А. Философия науки (основные проблемы): учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.А. Никитина. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва : Московский технологический университет (МИРЭА), 2016. – 136 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

Дополнительная:

1. Гусева Е.А. История и философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.А. Гусева, К.А. Ермилов. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 151 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

2. Шадже А.Ю. История и философия науки. учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / А.Ю. Шадже, Н.А. Ильинова. – Москва – Майкоп : Изд-во Адыгейского государственного университета, 2015. – 80 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

3. Маков Б.В. История и философия науки: учебное пособие в помощь аспирантам и соискателям для подготовки к кандидатскому экзамену [Электронный ресурс] / Б.В. Маков. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. 76 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

4. История и философия науки. Основные имена и понятия: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Г. Ганопольский, В.И. Полищук, Б.В.Емельянов [и др.] ; под редакцией В.И. Полищука. – Москва : ООО Студио Конкрет, 2013. – 354 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

5.  Куштым Е.А. История и философия науки. Курс лекций: учебное пособие [Электронный ресурс] / составитель Е.А. Куштым. – Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2017. – 200 с. – URL : https://cloud.mail.ru/public/5DvA/2nEdKi96y

 

Интернет-ресурсы:

1. Все о философии : сайт. – URL : http://www.filosofa.net/

2. История философии. Энциклопедия : сайт. – URL : http://velikanov.ru/philosophy/.

3. Философия студенту, аспиранту, философу : сайт. – URL : https://philosoff.ru/

4. Философско-литературный журнал «Логос»: сайт. – URL : http://www.logosjournal.ru/

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!