Телевизионный репортаж. Структура. Драматургия построения.



а) репортаж – это рассказ с места события, в котором три основных вопроса – что? где? когда? Как правило, хронометраж 2-3 минуты. Снимается и выдается в эфир день в день. Одно место съемок. Горячая новость.

б) спецрепортаж – больше вопросов: что предшествовало этим событиям? Что будет дальше? С какими событиями можно сравнить? Снимается, как правило, в нескольких местах. Иногда не один день.

в) журналистское расследование – попытка ответить на вопрос –

кто виноват? Время и места съемок не ограничены.

г) портрет – на все вышеперечисленные вопросы – ответ - через судьбу одного человека.

Естественно, грани в этом жанровом делении условны. В любом репортаже есть портрет, в любом спецрепортаже – элементы расследования и т.д. Но, все-таки, определенные грани между этими жанрами имеются и их надо чувствовать.

Структура сюжета:

Основными элементами для построения телесюжета являются следующие:

-синхрон,

-стендап,

-закадровый текст,

 -интершум,

 -видеоряд.

Итак:

Синхрон – это текст респондента, который получают в результате интервью с ним.

В идеале к интервью необходимо готовиться.

Репортер заранее должен сформулировать и записать свои вопросы. Хорошие вопросы - это продуманные, краткие, точные и простые. Зачастую прекрасным исходным пунктом в их постановке является любопытство самого репортера. Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной. Следует избегать вопросов, допускающих односложные ответы „да" или „нет". Вопросы, которые кому-то кажутся глупыми, в действительности нередко приводят к самым неожиданным и интересным ответам. Примером подобных вопросов являются:
- Что вы чувствуете?
- Что вы имеете в виду?
- Как вы себе это представляли?
- Что вы собираетесь делать теперь?
Работа с вопросами требует тщательной подготовки, но это не означает, что во время интервью не может быть импровизации. Черновик придает чувство уверенности и позволяет соблюдать самообладание. Вопросы должны быть открытыми, нейтральными и простыми.

Джон Савотски составил список десяти „смертных грехов" в работе с интервью:
(каких вопросов быть не должно!)

- Вопросы, допускающие односложные ответы („да" - „нет").
-Утвердительное предложение вместо вопросительного.
- Два вопроса в одном.
- Перегруженные вопросы.
-Наводящие на ответ вопросы.
-Комментарии и собственные оценки в вопросе.
-Предположения и домыслы в вопросе.
-Вывешивание ярлыков в вопросе.
-Преувеличения в вопросе.
-Слишком сложные для понимания вопросы.

Стендап – текст журналиста в кадре.

Он нужен когда:

-У вас нет картинки.

-Вам надо сделать заявление.

-Обозначить место события.

-Связать места события.

-Прославиться.

-Подчеркнуть эксклюзивность ваших съемок.

-Показать некую деталь события.

Закадровый текст – текст журналиста за кадром.

Он должен быть четким, ясным и лаконичным, а также максимально беспристрастным. Все эмоции в синхроне.

За кадром – только информация. 

Нельзя:

-Произносить не общеизвестную аббревиатуру

-Давать много цифр, не сравнивая их с чем-то общеизвестным, не округляя.

-Употреблять сложные деепричастные обороты.

-Употреблять избитые пословицы и поговорки.

-Быть слишком пафосным в своем тексте.

-Выбирать неверную интонацию.

-Не иметь своей интонации.

-Умничать.

Интершум – реальный звук события. Только он создает эффект присутствия на месте события и потому бесценен.

Точность, краткость и ясность –

вот составляющие профессионализма журналиста.

Видеоряд.

Начальные кадры сюжета и сопутствующий им текст - это своего рода драматургическая приманка, которую рассказчик подбрасывает зрителю, намекая на дальнейшее развитие событий и привлекая его внимание.

 

Кадры-каннибалы.

Тележурналисту необходим видеоряд, иллюстрирующий его рассказ. Когда видеоряд и текст перекликаются друг с другом, репортеру нет необходимости в словесной форме передавать все то, что он хотел рассказать зрителю, как это делают радиожурналисты.
 Кадры должны говорить обо всем. Однако, слишком выразительное ИЗО поглощает внимание зрителя, отвлекая его от содержания сюжета. Это явление принято называть „каннибализмом" кадров. Кадры могут быть настолько яркими, эмоциональными или страшными, что зритель, приковывая взгляд к ним (или напротив, отворачиваясь), теряет интерес к рассказу за кадром.

Примером более невинной формы „каннибализма" кадров является плохая состыковка между текстом и видеорядом. Например, корреспондент рассказывает о плохом влиянии выхлопных газов автомобилей на окружающую среду, а на экране - группа велосипедистов.
Противоположностью этому явлению является так называемое „апельсиновое телевидение" - крайне убедительное, но слишком уж примитивное сочетание текста и видеоряда. Репортер произносит слово „апельсин", и в кадре появляется апельсин, который сменяется яблоком, как только журналист заговорил о яблоках.

Детали.

Для телевизионщиков правило номер один при работе с текстом - вычеркнуть все лишние слова! Текст должен быть выразительным, содержательным и передавать атмосферу происходящего.
Драматургия построения

Важный драматургический ход в построении сюжета – это

 а) отождествление.

Легче всего добиться отождествления в событийных новостях. Публика хочет видеть и слышать участников события или происшествия.

Передать информацию о случившемся репортер может словами свидетеля.
Рассказ о судьбе отдельного человека помогает зрителю отождествить себя с новостью даже тогда, когда речь идет не о катастрофах или несчастных случаях. Людям легче понять сложные явления или решения политиков на примере отдельной семьи или человека.
б) Конкретизация требует отождествления, однако рассказ о ком-то или о чем-то должен быть частью общей темы. Сообщая о конкретном, мы по-прежнему должны сообщать о важном. Выбирая отдельный пример, мы должны обосновать, почему мы выбрали именно его.
в) От конкретного - к абстрактному.

Одно из золотых правил телевидении – начинать рассказ с конкретного, чтобы затем перейтик абстрактному.

Вначале - документальное определение проблемы. В чем она? Чтобы конкретным примером заинтересовать аудиторию. Зритель, погружаясь в действительность, начинает задаваться вопросом: « Как же такое могло произойти? Почему?».

Пробудив любопытство, следует переходить ко второму этапу - разъяснениям.     

Г) «Крепкий» сюжет.

Сюжет должен иметь хорошо продуманные завязку, середину иконцовку. Он следует развитию событий или конфликта. Урезание в прямом эфире концовки драматургически хорошо продуманного репортажа в выпуске новостей равнозначно небольшой катастрофе. Еще при съемке следует продумать и обсудить начало и концовку сюжета. Снимая короткий информационный материал, нет необходимости прибегать к каким-то особым приемам теле- драматургии. Обычно оператор начинает с кадров объекта интервью. Затем делает камерой «наезд », а «отъезд» - приберегает для заключительных кадров.
 д)Точная подводка.

Подводка перед репортажем призвана не только вызвать интерес у зрителя, но и дать понять о чем будет сюжет. Это помогает очертить границы обсуждаемой темы. Так как для сюжета одной темы обсуждения вполне достаточно.

Е) Метонимия и метафоры.

 Репортер должен владеть приемами, присущими ораторскому искусству, и научиться применять их и в жанре телевидения.

Метонимия - это фрагмент целого. По многим причинам в телевизионном сюжете мы можем показать лишь отдельные эпизоды происходящего, с помощью которых зритель должен создать себе представление о целом. Кадры и звук помогают зрителю представить себе действительность. Кино- и телефильмы научили зрителя толковать язык кадров.
Показывая крупным планом пальцы на спусковом механизме ружья, мы даем зрителю понять, что это рука стрелка, не показывая его самого в кадре. Если на экране появляется мужчина с букетом алых роз в руке, беспокойно поглядывающий на часы, а за кадром звучит разноязычная речь и слышно сообщение о прибытии самолета, то понятно, что мужчина встречает в аэропорту свою возлюбленную.

Метафора - это образное выражение понятия. Например: песочные часы могут символизировать бренность жизни. Метафора - орудие поэта – сегодня с успехом используется в телевизионной журналистике. Что кто-то голоден как волк, упрям как осел или мудрый как сова можно показать визуально. Для того, чтобы материал был понятен аудитории, журналисту необходимо разбираться в предмете обсуждения. Только тот, кто сам понимает происходящее, может четко и ясно рассказать о нем другим.    Конкретные детали события несложно проиллюстрировать, но такие решения нередко ведут к фрагментарному восприятию сюжета. А иллюстрации к причинам и следствиям события помогут зрителю проследить и понять его в целом.

 Гармоничное сочетание звуко- и видеоряда играет в данном случае решающую роль. Обилие подвижных, часто меняющихся кадров или кадры, не имеющие отношения к тому, о чем идет речь, мешают восприятию содержания. Имеет значение и избранный темп подачи материала.

Слишком интенсивный рассказ за кадром без пауз и остановок ведет зачастую к тому, что зрителю сложно успеть понять содержание.К тем же результатам приводит и использование расплывчатых или абстрактных понятий и терминов.

 Абстрактным цифрам следует придать конкретное содержание.

С помощью собственной фантазии репортер может перевести недоступные пониманию абстрактные числа или понятия в образы, помогая зрителю или слушателю создать себе представление о называемых в сюжете величинах.

Ж) Перспективы конвергенции.

Все то, что говорилось об организации работы информационной программы, может во многом измениться, если развитие СМИ сегодня пойдет по пути конвергенции, то есть слияния. Имеется в виду, что в ближайшее время, возможно, не останется отдельно печатных, отдельно электронных СМИ, отдельно Интернета. Они сольются в рамках медиахолдингов. Главное в конвергенции, что в эпицентре этого слияния окажется журналист, который научится производить новости для всех СМИ сразу. То есть он будет одно и тоже событие быстро выдавать и в печатные и в электронные СМИ, и в Интернет и на мобильники. Он будет сам снимать,монтировать, выкладывать новость в Интернете и выдавать ее в эфир. Элементы такой конвергенции уже внедряются во многих СМИ мира, и в России в том числе. Журналисты становятся более конкурентно способными и динамичными. Но есть скептики, понимающие, что в таком слиянии растеряются признаки не только творчества, но и мастерства в профессии. Пока еще есть время подумать о достоинствах и недостатках конвергенции, и, может быть, немного повременить с ее внедрением в каждом конкретном СМИ.

 

В последнее время производством информационных и аналитических программ, включая авторские программы, занимаются информационные дирекции телекомпаний.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!